Логопедический практикум учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Инна Гладышева
Логопедический практикум учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности ОНР

Тема: «Формирование правильных звукопроизносительных умений и навыков у детей»

Цель: вовлечение родителей в коррекционно – образовательный процесс.

Задачи: повысить компетентность родителей, расширив их представления о фонетической стороне речи русского языка; познакомить с последовательностью работы над звуком; на примере игр и упражнений показать этапы работы по дифференциации звуков [с] - [ш].

Оборудование. Индивидуальные зеркала по количеству родителей, слайды с изображениями артикуляционных профилей звуков [с], [ш]; карточки для упражнения «Четвёртый лишний», цветные карандаши по количеству родителей, мешочек, скороговорки со звуками [с] – [ш] по числу родителей, мяч.

Ход практикума

Логопед. Добрый день, уважаемые родители!

Очень рада нашей встрече, которую предлагаю провести в виде практикума. Надеюсь, что он принесёт вам много пользы в нашем общем деле по формированию правильных звукопроизносительных умений и навыков у детей. Сразу хочу пояснить, почему именно этот речевой раздел сегодня является главным на нашей с вами встрече. Во – первых, звуковая сторона речи самая видимая как специалистам, так и людям, далёким от логопедии. Думаю, что каждый из вас, слыша речь своего или чужого ребенка,подмечает имеющиеся у него нарушения: неточности в произнесении звуков, искажения звуков, замены одного звука другим и т. д. Во – вторых, успешное овладение чтением и письмом в школе напрямую зависит от сформированности звукопроизносительных навыков.Хочу задать вам вопрос: что же такое звукопроизносительные умения и навыки?

Ответы родителей.

Логопед. Подводя итог ваших высказываний, хочу сказать, что звукопроизносительные умения и навыки – это умения слышать, различать и правильно произносить звуки родного языка.Коротко расскажу о последовательности работы над звуками: сначала учим детей слышать звук, выделять его из ряда других звуков, далее из слогового ряда, и, наконец, из слов. Параллельно ведём работу над формированием такого артикуляционного уклада, который необходим для произнесения того или иного звука, используем для этого необходимые артикуляционные упражнения. Далее проводим работу над постановкой или вызыванием звука. Если не получается по подражанию, используем механическую помощь. Как только звук появляется, сразу вводим его в слоги, слова, предложения, то есть постепенно усложняем речевой материал. Хочу заметить, что существует такое понятие, как оппозиционные звуки или, другими словами, звуки, различающиеся каким – то одним признаком. Например, у звуков [п] и [б] артикуляция одинаковая, но всё же они различаются тем, что при произнесении звука [п] голос не принимает участия, а для образования звука звука [б] он необходим. Наибольшую сложность представляют звуки, которые различаются по месту и способу образования, например, звуки [с] – [ш], [з] - [ж], [ц] - [ч], [с’]- [щ] и др. Зачастую детям бывает трудно уловить разницу в произнесении этих звуков, отчего и происходят замены, искажения и другие дефекты звукопроизношения. Вследствие этого большую часть времени приходится уделять работе по дифференциации смешиваемых звуков. Давайте же более подробно рассмотрим работу по различению звуков [с] и [ш], так как в данный момент этот вопрос для нас очень актуален.

Логопед раздаёт родителям детям зеркала.

Логопед. Возьмите, пожалуйста, зеркала и произнесите звук [с].

Родители выполняют просьбу логопеда.

Логопед. Расскажите, как расположены ваши губы, где язык.

Родители рассказывают.

Логопед. Отлично! Посмотрите на слайд. Это артикуляционный профиль звука [с].

Логопед. При произнесении звука губы растянуты в улыбку, зубы стоят ровно, спинка языка приподнята, кончик упирается в нижние резцы, посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздушная струя. Воздушная струя холодная и направлена вниз. Теперь произнесите, пожалуйста, звук [ш].

Родители произносят.

Логопед. Расскажите о положении губ, языка.

Родители рассказывают.

Логопед. Обратите внимание на следующий слайд. Это артикуляционный профиль звука [ш]. При произнесении звука губы округлены и выдвинуты вперёд, язык поднят к верхним резцам, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, язык напоминает чашечку. Между языком и нёбом образуется щель, в которую проходит воздушная струя. Она тёплая и направлена вверх. Уважаемые родители, скажите, в чем разница между звуками [с] и [ш]?

Родители объясняют.

Логопед. Верно. Способ образования у этих звуков одинаковый, это щель, по которой проходит воздушная струя, а вот место образования – разное. Для звука [с] – это нижние резцы, а для звука [ш] – верхние. Давайте потренируемся различать эти звуки на слух. Итак, встаньте, пожалуйста. Игра называется «Хлопни – топни». Я буду произносить сначала звуки, потом слоги, далее слова. Если услышите звук [с], хлопните один раз. Если услышите звук [ш], топните правой ногой один раз. Если не услышите ни тот, ни другой звук, ничего не делайте.

Логопед произносит:

т, с, м, ш, ф, п, ш, с, д, з, щ, с, к, с, х, ш;

ас, ам, ош, ис, уф, ше, со, ну, ко, ши;

сок, мак, шуба, кот, малина, машина, косынка, нос, дуб, мышь, лоб, каска, пташка, куртка, миска.

Логопед. Отлично! Садитесь. А сейчас предлагаю вам упражнение с картинками.

Логопед раздаёт родителям карточки и цветные карандаши. На карточках изображены четыре предмета, один из которых лишний и по звучанию,и по смыслу: шуба, шапка, шарф, сандалии; колбаса, сосиски, шкаф, сыр; стол, камыши, стул, скамейка; неваляшка, лошадка, машинка, стакан; шарик, самокат, автобус, самолет; кошка, мышка, сорока, лошадь; стакан, вишня, сахарница, самовар; мышонок, лягушонок, индюшонок, сова.

Логопед. Наше следующее упражнение называется «Четвёртый лишний». Не забывайте, что наши главные звуки сегодня – это звуки [с] и [ш]. Поэтому внимательно посмотрите на свои карточки, определите, какой предмет по звучанию не подходит к остальным, раскрасьте это предмет и объясните, почему он лишний. Также подумайте, по какому ещё признаку этот предмет лишний и объясните свой ответ.

Родители выполняют задание. Каждый из родителей мотивирует свой ответ.

Логопед. Отлично! Все справились с заданием. А теперь я предлагаю выйти в круг и поиграть в мячик. Игра называется «Замени звук». Я кидаю каждому из вас мяч и называю слово со звуком [с]. Вы ловите мяч, меняете в этом слове звук [с] на звук [ш], произносите новое слово и возвращаете мяч мне. Миска.

Родители. Мишка.

Логопед. Каска.

Родители. Кашка. И т. д.

В игре используются пары слов: сок - шок, басня – башня, крыса – крыша, сайка – шайка, усы – уши, солить – шалить, маска – Машка, суметь – шуметь.

Логопед. Отлично! В следующей игре «Измени словечко» будем передавать мяч по кругу. Я произнесу слово со звуком [с], тот, у кого мяч, изменяет это слово так, чтобы в нем появился звук [ш], проговаривает это слово и передаёт мяч своему соседу. Игра продолжается до тех пор, пока мяч не вернётся ко мне. Солнце.

Родители. Солнышко.

Логопед. Пастух.

Родители. Пастушок. И т. д.

В игре используются слова: сын, Соня, Саня, сова, сила, старуха, смех, соловей, стекло, стих.

Логопед. Замечательно! Очень хорошо поиграли. И самое трудное в работе по дифференциации звуков – это умение быстро и чётко произнести скороговорку. Я предлагаю каждому из вас по очереди доставать из мешочка скороговорку, которую нужно быстро произнести, чётко проговаривая звуки [с] и [ш].

Логопед подходит к каждому из присутствующих родителей с мешочком, те достают листок со скороговоркой и быстро, чётко произносят её.В упражнении используются скороговорки: «Расшумелись на опушке сойки, совы и кукушки», «Кашу Саше дали в миске, отдала всю кашу киске», «Саша ест сушки, а Маша – ватрушки», «Шли сорок мышей, несли сорок грошей», «Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте» и т. д.

Логопед оценивает деятельность родителей и предлагает им пройти на свои места.

Логопед. Видите, как важно уделять внимание звукам родного языка. И как бы банально не прозвучала следующая фраза, но я не могу её не произнести. Уважаемые родители! Следите за звукопроизношением ваших детей, не ленитесь их поправлять и лишний раз просить повторить одно и то же слово. Помните, что в дошкольном детстве ещё можно исправить видимые и слышимые всем фонетические дефекты. Гораздо труднее это будет сделать на этапе школьного обучения. Помогите своим детям, а мы окажем вам всю необходимую помощь в воспитании звуковой культуры речи у наших воспитанников. Всем спасибо за участие и сотрудничество! Успехов!

Публикации по теме:

Конспект НОД «Мебель» в старшей группе компенсирующей направленности Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: «Мебель» Основная образовательная область «Развитие речи» Образовательные.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Памятка учителя-логопеда для родителей «Перестройка инфантильного глотания в соматическое» 1. Жуём твёрдую пищу. Грызём, жуём, глотаем – морковку, огурец, яблоки, мясо, сухари, баранки, сушки. 2. Лизать языком с блюдца варенье,.

Проект «Давайте познакомимся!» старшей группы компенсирующей направленностиПроект «Давайте познакомимся!» старшей группы компенсирующей направленности Проект «Давайте познакомимся!» старшей группы "Цветики" компенсирующей направленности. 1. Проект на тему: «Давайте познакомимся!».

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Логопедический практикум учителя-логопеда для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности ОНР
Опубликовано: 5 февраля 2020 в 19:12
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Всемирный день детской книги

Детская литература существует относительно недавно, по сравнению с литературой «взрослой». У её истоков стоял человек, день рождения которого приходится на второе апреля. Это знаменитый писатель-сказочник...

2 апреля. День закладки на МААМ

Вместе с книголюбами Международный день детской книги отмечают и ляссефилисты — коллекционеры книжных закладок. Ведь недаром закладку называют спутницей книги — она не может жить сама по себе, ее...

Сюжетная лепка по мотивам народных сказок «Царевна — лягушка» с детьми...
Интеграция ОО: " Познавательное развитие", "Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие". Задачи: - совершенствовать умение детей...
Перспективный план работы по ознакомлению с ПДД на февраль для детей старшего...
Перспективный план работы по ознакомлению детей с ПДД ( старшая группа) Выполнила: Воспитатель Команда Т. Н. Ст. Динская 2020 г. Перспективный план...
Картотека стихотворений о перелетных птицах
О чем поют воробушки В последний день зимы? — Мы выжили! — Мы выжили! — Мы живы, живы мы! Автор: В. Берестов Зяблик: — Пинь! Пинь! Пинь! Шубу скинь!...