Папки-передвижки

Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников

Григорьева Татьяна
Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников

ЭКСПРЕСС – ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Источник: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Экспресс-обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Пособие для логопедов. — М. : «Гном-Пресс», 2000., цветная вставка.

Назначение: оперативное массовое обследование звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью выявления нуждающихся в логопедической помощи.

Публикация «Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников» размещена в разделах

Возраст: дошкольники, младшие школьники.

ПЛАН ОБСЛЕДОВАНИЯ

1. Предварительная беседа с ребенком о нем самом, о его семье, о погоде, временах года, животных, любимых игрушках и т. д., позволяющая составить общее впечатление о ребенке, его речевом развитии, произношении звуков.

2. Обследование артикуляционного аппарата:

а) строения;

б) моторики (четкость, точность, объем, темп и координация артикуляционных движений, способность к удержанию и переключению).

3. Обследование произношения звуков:

а) по подражанию

изолированно, в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных, в словах с этими слогами (звук в начале, середине, в конце слова, фразах, коротких потешках;

б) в самостоятельной речи

в словах по предметным картинкам (см. цветную вставку, во фразах по сюжетным картинкам (см. цветную вставку, в связной речи: беседа, рассказывание сказки, рассказа, чтение стихотворения (по выбору ребенка).

4. Обследование звукослоговой структуры в словах типа: сковорода, клубника, февраль, космонавт, зеркало, водопроводчик, милиционер, электровоз, универмаг, библиотека, Карлсон, крокодил, пропеллер, велосипедист, экскаваторщик, жаворонок, карнавал.

5. Обследование фонематического слуха

а) различение на слух, выделение звука из звукового, слогового ряда иряда слов, подбор картинок на заданный звук;

б)различие в произношении (проговаривание, воспроизведение звуковых, слоговых рядов и слов, придумывание слов на заданный звук).

Свистящие звуки С, С, 3, 3', Ц

С

С-С-С-С-С-С

• са - со - су - сы

ас - ос - ус - ыс

ска - ско - ску - скы

аск - оск - уск - ыск

сапоги писать квас маска скамейка

сок песок нос миска стадо

суп пасут фокус киска спутник

сын косынка Денис каска хвост

• Са - са - са — в саду оса,

Со - со - со — оса пьет сок,

Су - су - су — видим мы осу,

Сы - сы - сы —в саду нет осы.

• Под сосной стоит собак.

• Ест киска суп из миски,

Сыта киска — пуста миска.

С'-С-С'-С'-С'-С

• ся - сё - сю - си

ась - ось - усь - ысь

стя - стё - стю - сти

асть - ость - усть – исть

сети гуси умываюсь

Сима гусёнок боюсь

сядь осень снег

сюда гусята свинья

• Вася пасёт гусей. Вася ходит босиком.

• Ты не бойся - это гусь.

Я сама его боюсь.

• Непоседа Васенька

Не сидит на месте.

Непоседа Васенька

Всюду с нами вместе.

Есть усы у Васеньки,

На усах сединки.

Хвост дугой у Васеньки

И пятно на спинке.

З

З-З-З-З-З-З

• за - зо - зу - зы

зда - здо - зду - зды

• Завод, мозаика, мимоза, язык, азбука, знамя.

• У Зои мимоза. Зоя ставит мимозу в вазу.

• Зоя - зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка.

• За - за - за — у Зои коза,

зо-зо-зо — у Зои зонт,

зу - зу - зу — Зоя пасёт козу,

зу - зу - зу — зайка с Зоей пасёт козу,

за - за - за — от Зои убегает коза,

зо-зо-зо — Зоя гонится за козой,

зы - зы - зы — у Зои лет козы,

зы - зы - зы — у зайки нет козы.

• Зайка не спит,

Зою зовёт.

Зайке коза

Спать не даёт.

Возьмите козу,

Замкните козу

И заинька мой

Заснёт в тазу.

З'-З'-З'-З'-З'-З'

• зя - зе - зю – зи

зня - зне - зню – зни

азнь - ознь - узнь – изнь

• Зина, музей, изюм, гвозди, гвоздика.

• Зимой у Зины зябнет нос. Кузя идёт в музей.

• Зе - зе - зе — Кузя едет на козе,

Зя - зя - зя — ездить на козе нельзя!

• В зелёном, зелёном, зелёном лесу

Зелёный листок земляники несу,

Зелёная ветка под вязом не спит,

Зелёная музыка где-то звучит,

Зелёный кузнечик в зелёной листве

Поёт он зелёную песенку мне.

Ц

Ц-Ц-Ц-Ц-Ц-Ц

• ац - оц - уц – ыц

ца - цо - цу – цы

цма - цму - цмо - цмы

ацм - оцм - уцм - ыцм

певец цепь яйцо

танец цыган акация

отец овца цветок

боец умница цветик-самоцветик

• Заяц сидит под кустом акации.

• В степи цветут цветы.

• Две синицы прилетели на сосну.

• Две синицы засвистели про весну.

Шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ

Ш

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

ша - шо - шу - ши

аш - ош - уш - ыш

шка - шко - шку - шкы

ашк - ошк - ушк - ышк

шапка шайба шина шуба

уши мышь пушка

каша душ шпагат

душа вишня пшено

машина башня шишка

• Тише, мыши, не шумите,

Нашу кошку не будите.

• Маша под душем моет шею и уши.

• Кошка в окошке шапку шьёт,

Мышка в сапожках избушку метёт.

Мышонку шепчет мышь:

— Ты всё шумишь, шумишь!

Мышонок шепчет мыши:

— Шуметь я буду тише.

• Кукушка кукушонку

Шьёт новый капюшон

— Надень, кукушонок, капюшон!

Как в капюшоне ты смешон!

Ж

Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж

• жа - жо - жу - жи

жда - ждо - жду – жды

жатва пижама

жить ужин

кожа ждать

ужи одежда

• Жук жужжит на ветке жасмина.

Женя живёт на шестом этаже.

• Дождик, дождик, не дожди,

Дождик, дождик, подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Жук жужжит: «Жу-жу-жу!

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Ч

Ч-Ч-Ч-Ч-Ч-Ч

• ач - оч - уч - ич

ча - че - чу - чи

чня - чне - чню - чни

ачнь - очнь - учнь - ычнь

• ночь дочка чай почта

дочь внучка чайка птенчик

луч колечко ученик чтение

печь бабочка печенье пончик

• Танечка качается на качелях.

• Девочка печёт печенье.

• Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

• Ча-ча-ча — на столе стоит свеча,

• чо-чо-чо — солнце на небе печёт, ч

• у-чу-чу — я стучу, стучу, стучу,

• чи-чи-чи — мы сидели на печи.

Щ

Щ-Щ-Щ-Щ-Щ-Щ

• ащ - ощ - ущ - ищ

ща - ще - щу - щи

• Вещь, овощ, щит, щёки, щипцы, вещи.

• Щенок пищит в ущелье.

Дети ищут щенка.

Щенок щиплет щётку.

• Щуку я тащу, тащу,

Щуку я не упущу.

• Два щенка щека к щеке

Щиплют щётку в уголке.

• Ты нас, мама, не ищи:

• Щиплем щавель мы на щи.

Соноры Р, Р', Л, Л'

Р – Р - Р – Р – Р – Р.

• ра - ро - ру - ры

ар - ор - ур - ыр

тра - тро - тру – тры

атр - отр - утр - ытр

• рак ворона пар парта трава

рот куры Двор корка трубы

руки кенгуру сыр бурка виноград

рысь барабан мир дырка торт

• Мы с Тамарой ходим парой,

Санитары мы с Тамарой.

• К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

Тонна в рот земли войдёт,

Если крот раскроет рот.

Р'

Р'-Р'-Р'-Р'-Р'-Р

• ря - ре - рю - ри

арь - орь- урь - ырь

кря - кре - крю - кри

акрь - окрь - укрь - ыкрь

• рябина дерево дверь пряники

ремень ириска букварь брюки

репка зарядка сухарь грядка

ребёнок берёза фонарь абрикос

• Рита варит рис.

Боря ремонтирует приёмник.

• У моей сестры Марины

Щёки, будто мандарины,

А сама сестра Марина

Чуть побольше мандарина.

Открываем календарь:

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу на дворе.

Тридцать три вагона в ряд

Тараторят, тарахтят.

Л

Л-Л-Л-Л-Л-Л

• ал - ол - ул – ыл

ла - ло - лу - лы

кла - кло - югу - клы

акл - окл - укл - ыкл

• мел полка луна балык яблоко

пенал палка лапа холод клоун

пол вилка локоть палуба клубника

бал булка пила палатка свёкла

• Мила мыла пол в классе.

Алла ела яблоко.

• Белый снег, Белый мел,

Белый заяц, Тоже бел

А вот белка, Не бела.

Белой белка, Не была.

• — Заяц белый, Заяц белый,

Ты куда За лыком бегал?

Заяц белый Отвечал:

— Я не бегал, Я скакал.

Л'-Л'-Л'-Л'-Л'-Л'

• ля - ле - лю - ли

аль - оль - уль - иль

для - дле - длю - дли

адль - одль - удль – идль

• Лена калина моль пальто туфля липа колено пыль пальма блины метель уголь дельфин клён люди салют шаль бульдог клюв лёд

• У Лены зелёная лента. Люда поливает тюльпаны из лейки.

• В лесу метёт метелица,

Белым снегом стелется,

А мы валенки надели -

Не боимся мы метели.

Фонематический слух

• Различение на слух фраз, слов, слогов ( при помощи шумового сигнала: хлопков, колокольчика, погремушки и т. д.)

• На лугу пасутся козы.

У Сони длинные косы.

На клумбе расцвели розы.

На траву выпали ранние росы.

• барка — балка

балка — палка

балка — булка

• па — ба ба — па

ши — жи жи — ши

зы — сы сы — ши

• Выделение звука на слух из звукового, слогового ряда и ряда слов

а) а а, о, у, ы, а, и, а, ы, у

б) п па, ба, пы, по, бу, ап, збо

в) б бант, поле, будка, панама, банан, дом

• Различение правильно и неправильно произнесенных логопедом слов :

санки, суба, шапка, шуба, шанки, санка, сарик, и т. д

Публикации по теме:

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект занятия для старших дошкольников и младших школьников «Сюжетная аппликация из природного материала» «Сюжетная аппликация из природного материала. Осенняя палитра». Автор: Педагог - воспитатель, Владимирова Жанна Петровна Цель: Гумманизация.

Логопедическое обследование безречевых детей. Речевая карта ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ БЕЗРЕЧЕВЫХ ДЕТЕЙ Столкнувшись в работе с безречевыми детьми, пришлось изучить много материала. Первое, в чем.

Лэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьниковЛэпбук «Космос» для дошкольников и младших школьников Уже очень скоро будет День космонавтики, и мы, конечно, не можем обойти этот праздник стороной. Хотя у меня уже есть лэпбук, посвященный.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Совместный досуг дошкольников 5–6 лет и старших школьников «День культуры» Цель: Формировать у детей доброжелательное поведение навыки управления негативными эмоциями, осознанно относится к нормам культурного поведения.

Стихи и загадки по ОБЖ для дошкольников и младших школьников Комната огнем объята. Что же делать, как же быть? Подскажите мне, ребята, Чем же пламя потушить? *** Очень я люблю играть. Столько игр,.

Значение и роль фольклора в духовно-нравственном воспитании дошкольников и младших школьников Т. А. Гемранова. Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Мулловская детская школа искусств». Преподаватель отделения.

Трудности в адаптации младших школьников Трудности в адаптации младших школьников. Нестабильность и противоречивость современной социальной ситуации в нашей стране приводит к резкому.

Успешная адаптация младших школьников Как готовить ребенка к поступлению в детский сад. Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедическое экспресс-обследование старших дошкольников и младших школьников
Опубликовано: 26 октября 2018 в 11:33
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД