Папки-передвижки

Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)

Попова Екатерина
Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)

Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)

Ежегодно в детских садах отмечается рост количества детей с тяжелыми нарушениями речи. Такие дети характеризуются нарушениями общей моторики, координации, мелкой моторики, нарушениями всех компонентов речи в том числе звукопроизношения, фонематического слуха, просодической стороны речи, слоговой структуры, нарушениями зрительно-пространственного гнозиса и праксиса. Помимо этого дети испытывают трудности во взаимодействии со сверстниками, взрослыми, имеют проблемы социально-коммуникативного развития. Перед коррекционными специалистами, работающими в группах компенсирующей направленности стоит задача организовать эффективную работу с детьми, используя различные методы и формы. Одним из наиболее эффективных средств по преодолению речевых нарушений считается логоритмика.

Публикация «Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)» размещена в разделах

Логоритмика это игровой метод коррекционной работы, представляющий собой систему музыкально-речевых, музыкально-двигательных игр и упражнений.

Отметим несколько важных моментов в этом определении. Метод игровой, а игра – ведущий вид деятельности в дошкольный период (Д. Б., Эльконин). Основа метода – движение, а чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь (А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, а также речевая система анатомически и функционально связана с двигательной (И. П., Павлов, Н. А. Бернштейн). Еще одна важная составляющая метода – музыка, а она является дополнительным стимулятором психического развития, в особенности психомоторного и речевого (В. Н. Бехтерев).

Из опыта реализации проекта по логоритмике в ДОУ в группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР, могу отметить, что занятия логоритмикой игровые, сюжетные, подвижные, динамичные, проходят при высокой активности детей: речевой, творческой, двигательной и т. д.

Поэтому изначально логоритмика является эффективным инструментом

-для установления эмоционального контакта с детьми,

-формирования позитивного отношения к логопедическим занятиям,

-а также позитивного настроя на рабочую неделю, если занятия организованы, к примеру, по понедельникам.

Занятия проводятся учителем-логопедом и музыкальным руководителем один раз в неделю. Продолжительность занятия 20 минут.

Что касается методической базы, учителем-логопедом и музыкальным руководителем используются конспекты М. Ю. Картушиной, музыкальные игры, упражнения, песенки Н. В. Нищевой, конспекты занятий Т. В. Киселевой, Л. А. Манаковой, физкультминутки В. И. Ковалько, Е. А. и И. В. Лифиц. Редко конспект берется в готовом виде, чаще всего собирается из нескольких, частично заменяется музыкальное сопровождение и речевой материал в соответствии с характеристиками группы.

При перспективном планировании было принято решение не привязывать занятия к лексическим темам, а условно разделить тематику по временам года.

Как основа или ось занятия используются сюжеты сказок, проводятся занятия с приходящим героем, максимально насыщаются упражнения музыкальным сопровождением т. к. музыка создает высокий благоприятный оптимизирующий фон занятий.

Используя логоритмику в работе с детьми, выделяют два основных направления.

1. Формирование неречевых функций (ребенок учится координировать свои движения, ориентироваться в пространстве, у ребенка укрепляется мышечный тонус, развивается чувство ритма, способность к пению, улучшается память и внимание, развивается моторная сфера).

2. Формирование речи и коррекция речевых дефектов

Сюда включаются упражнения на развитие дыхания, голоса, темп речи, интонацию. Также идет работа с артикуляционным аппаратом и мимической моторикой. Дети учатся координировать речь с движением, правильно произносить

В занятие включаются различные виды упражнений и игр.

Виды упражнений:

-Двигательные упражнения (ходьба, легкий бег с изменением темпа, скорости, направления, сопровождающиеся музыкой, отбиваемым ритмом, голосовыми командами);

-Речевые упражнения (чистоговорки, договаривание, повторение, задания на автоматизацию, дифференциацияю звуков);

-Дыхательные упражнения (направлены на развитие как физического, так и речевого дыхания)

-Пальчиковые игры массаж кистей рук, самомассаж – развитие укрепление пальцевой моторики, мимической моторики;

-Подвижные игры (прежде всего направлены на ориентировку в пространстве, умение двигаться и останавливаться по сигналу, координацию);

-Упражнения на развитие памяти и внимания

-Танцы под ритмодекламацию (особое внимание уделяется ритму, так как речь- это ритм);

-Простую артикуляционную гимнастику;

-Игра на элементарных музыкальных инструментах;

-Песни стихи, сопровождающиеся движениями (соотношение речи и движения)

-Упражнения на релаксацию (используется классическая музыка или видеоряд и музыка, упражнения для восстановления дыхания, расслабления мышечного тонуса и т. д.)

Структура занятия не всегда включает в себя все перечисленные элементы, зависит от коррекционных задач конкретного занятия.

Динамика оценивается с помощью диагностической карты (Т. В. Киселевой, Л. А. Манаковой, где учителем-логопедом и музыкальным руководителем оцениваются навыки логопедической ритмики на начало и конец года. Для более точной картины проводится и промежуточная диагностика.

По итогам диагностики отмечены следующие результаты:

-Сформировано умение выполнять движения в соответствии со словами

-Улучшились навыки воспроизведения ритма;

-Улучшились навыки взаимодействия в группе;

-Положительная динамика в развитии речевого дыхания, темпа речи, модуляции голоса;

-Положительные результаты оценки творческих способностей детей ;

- Сокращение сроков автоматизации звуков.

Помимо этого логоритмика выступает здоровьесберегающей технологией – способствует укреплению косно-мышечной системы, развитию дыхания, правильной осанки, походки.

Логоритмика позволяет использовать различные педагогические приемы и техники.

И является эффективным способом взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в детском саду.

Публикации по теме:

Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС»Опыт работы «Применение инновационных технологий в работе с детьми с ЗПР и РАС» «Применение инновационных технологий в работе с детьми ОВЗ (ЗПР, рас)» Профстандарт педагога включает в себя требования: владеть профессиональной.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игрКоррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста посредством игр .

Коррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. ЕфименкоКоррекционная работа в старшей группе с ТНР в свете решения ФГОС до с использованием методических приемов Н. Н. Ефименко Вот уже несколько лет я веду кружковую работу по горизонтальному пластическому балету. Ведь не секрет, что дети с задержкой речевого.

Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию»Опыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Мой практический педагогический опыт работы с детьми с ОВЗ Педагог глазами ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Думаю, что никто не станет возражать против того факта, что речь имеет.

Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьмиОпыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Экспериментальная работа с детьми Опыт «Определение наличия крахмала в картофеле и яблоках». Рассказала ребятам о том, что крахмал одно из важнейших питательных веществ,.

Опыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возрастаОпыт работы по использованию ручного труда в работе с детьми дошкольного возраста В настоящее время я использую в своей деятельности технологии ручного труда, как основное направление моей педагогической деятельности,.

Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок»Опыт работы с детьми с нарушением слуха по проведению игры-драматизации «Теремок» Игра-драматизация для ребёнка дошкольного возраста с нарушенным слухом имеет первостепенное значение наряду с сюжетно-ролевой игрой. Показ.

Опыт работы по краеведению в школе. Поисковая работа учащихся ОСНОВЫ КРАЕВЕДЕНИЯ В МКОУ «Кировский сельский лицей»» Химочкина Т. И. учитель истории и обществознания МКОУ «Кировский сельский лицей» «.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика — коррекционная работа в игре (опыт работы с детьми с ТНР)
Опубликовано: 15 февраля 2022 в 14:22
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД