Папки-передвижки

Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР

Татьяна Петровна Иванова
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР

Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР

Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидно, помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения. Движения детей, страдающих нарушениями речи, характеризуются недостаточной четкостью и организованностью, неуверенностью при правильном воспроизведении их формулы. Выявлены затруднения в точном удержании позы, темповые расстройства. Имеет место неточность, суетливость при выполнении мелких движений. Произвольные речевые и мимические движения отличаются от нормы.

Публикация «Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР» размещена в разделах

Дети затрудняются в выполнении проб на статическую и динамическую координацию, отмечается слабое развитие чувства ритма, нарушение одновременности движений. Наблюдается переключаемость движений, утомляемость, истощаемость, недостаточная упражняемость в моторных навыках. В ряде случаев страдают выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Обнаруживаются трудности действий с мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики, нарушение координации речи с движением.

На определенном этапе работы стал важен вопрос: как использовать логопедические занятия так, чтобы они не только корректировали речевые проблемы детей, но и параллельно нормализовывали неречевую симптоматику. Целью работы стало создание такого вида занятий, который, с одной стороны, исправлял бы нарушенные функции, а с другой – развивал функциональные системы ребёнка, и не давал возможности сформироваться неречевым симптомам при речевой патологии.

Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития. Движения в любой форме, адекватные физиологическим возможностям детей, всегда выступают как оздоровительный фактор – этим можно объяснить высокую эффективность самых разнообразных методик и форм проведения занятий, когда их основой является общее воздействие на организм в сочетании со специальными физическими упражнениями. Существенной стороной влияния физических упражнений является повышение эмоционального тонуса, улучшение настроения. Физические упражнения при правильном психолого-педагогическом подходе являются мощным оптимизирующим фактором.

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных

навыков и физических качеств. Организм ребёнка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью

других.

Развитие речи детей и улучшение их здоровья в процессе обучения в логопедической группе – основная задача логопеда в данной группе. Занимаясь с дошкольниками с нарушениями речи логоритмикой, помимо коррекции речи и неречевых функций, дети меньше болеют, у них улучшилась осанка, внимание, настроение. Дети становятся более ловкими, выносливыми, сильными. Уникальное сочетание физических упражнений, музыки, проговаривание стихов в ритме движений или пение в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, а также вызывает эмоциональный подъем. Она способствует воспитанию познавательной, волевой сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, памяти, выразительности движений, формирует музыкально – ритмическое чувство.

Занятия с элементами логоритмики способствуют воспитанию личных качеств:

подражательность, активность, инициативность, самостоятельность, коллективизм;

воспитанию волевых качеств: смелости, настойчивости, решительности, выдержки.

Но что же такое логоритмика? Итак, логоритмика – это система занятий,

направленная на преодоление речевых нарушений и сопутствующих им неречевых

проявлений у детей с речевой патологией путём развития, воспитания и коррекции

двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Теоретической основой для

построения системы работы по логоритмике выступает теория уровневой организации

движений Н. А. Бернштейна. Развитие движений в сочетании со словом и музыкой,

представляет собой целостный воспитательно – коррекционный процесс. Перевоспитание нарушенных функций и дальнейшее развитие сохранных функций требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти.

Цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции речевых и неречевых психических функций и, в конечном итоге, адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды. Так, разработанная мной логоритмика, служит цели нормализации двигательных функций и речи, объединяет как работу по коррекции моторики, так психотерапевтические и общевоспитательные мероприятия.

Коррекционная направленность занятий обусловлена учётом механизма и структуры речевого нарушения и неречевых процессов, комплексностью и поэтапностью логопедической работы. Учитываются возрастные и личностные особенности детей, состояние их двигательной системы, характер и степень нарушения речевых и неречевых процессов.

Каждое логоритмическое занятие включает в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, основные виды движения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз).

Средства, которые используются в логоритмике :

- упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения, активизирующие внимание;

- речевые упражнения без музыкального сопровождения;

- упражнения, формирующие чувства темпа;

- ритмические упражнения;

- разнообразные виды движения;

- упражнения для развития мимики лица и орального праксиса;

- упражнения на ориентировку в пространстве;

- упражнения на снятие напряжения и успокоения детей;

- чтение чистоговорок, стихов сопровождающееся движением;

- мимические упражнения;

- логопедические упражнения;

- игры на развитие и коррекцию дыхания, голоса;

Следующий принцип предполагает обязательное включение речевого материала. Основа занятий может быть разнообразной : сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, элементы соревнования и т. д.

Таким образом, коррекционные логоритмические упражнения, с одной стороны исправляют нарушенные функции, а с другой – развивают сохранные функциональные

системы ребёнка, то есть развивают речевую функциональную систему и неречевые процессы.

Литература

1. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика. - М: ВЛАДОС, 2002.

2. Микляева Н. В., Полозова О. А., Родионова Ю. Н. Фонетическая и логопедическая

ритмика в ДОУ. - М. : Айрис-Пресс, 2006.

3. Рычкова Н. А. Логопедическая ритмика. - М: Гном-Пресс, 1998.

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении»Консультация для воспитателей «Меры профилактики заболеваемости детей в дошкольном учреждении» Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. В связи с этим, одним из приоритетных.

Логоритмика — один из видов здоровьесберегающих технологий Логоритмика - один из видов здоровье сберегающих технологий. В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи у детей.

Мини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учрежденииМини-музей «Моя любимая сказка» в дошкольном образовательном учреждении Мини – музей в дошкольном учреждении делает окружающую образовательную среду для детей притягательной, интересной, обогащающей мир детства.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»Семинар-практикум «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Семинар-практикум "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ" Цель: применение здоровьесберегающих.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логоритмика в системе здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении для детей с ТНР
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 20:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД