МААМ-картинки

Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Людмила Гудима
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе

Урок ИЗО. 4 класс.

Золотая Хохлома. Цель: научить выполнять декоративную роспись тарелочки под «хохлому». Задачи: Образовательные: Познакомить с народным декоративно-прикладным искусством (“Хохлома”).

Научить выполнять и использовать растительные элементы (травка, клубничка, цветок) в технике хохломской росписи. Научить использовать цветовые сочетания хохломской росписи в поделка Воспитательные: - Воспитывать эстетическое отношение к предметам искусства и бытовой культуры; воспитывать художественный вкус; взаимную вежливость и аккуратность.

Публикация «Конспект занятия по ИЗО „Золотая Хохлома“ в 4 классе» размещена в разделах

Развивающие: Развивать творческие способности, изобразительные навыки. Развивать технические умения –умело пользоваться кистью (рисовать кончиком кисти, всей кистью, свободно двигать в разных направлениях). Развивать композиционные умения, чувство цвета.

Оборудование: Выставка предметов декоративно-прикладного искусства, тарелочки, компьютер, проектор.

Ход урока. 1. Организационный момент. (музыка)

- Послушаем музыкальное произведение, которое называется «Русский сувенир»

- Какие инструменты звучали? (русские народные)

- Что такое сувенир? (От французского – помнить, вспоминать. Подарок на память. Чаще всего это изделие дек. -прик. искусства и худ. промышленности)

- Здесь представлены предметы декоративно-прикладного искусства, которые могли бы быть сувенирами.

- Давайте вспомним к какому виду по технике исполнения относятся эти

предметы?

(резьба по дереву, русская вышивка, роспись, чеканка, кружева)

2. Новая тема.

а)

- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями декоративно прикладного искусства.

- Что обозначают слова декоративное, прикладное искусство?

(декор - украшать, своими руками для своих нужд)

б) – Как мы видим, изделия декоративно-прикладного искусства занимают прочное место в нашем быту. Люди всегда любили красоту и умели её творить, но никто не думал, что это искусство: оно создавалось для себя и существовало рядом с человеком. А сейчас всему миру известны народные промыслы России: вологодские кружева, дымковская глиняная игрушка, жостовские подносы, гжельская керамика, городецкая роспись. И сегодня на уроке мы с вами прикоснёмся к этому народному самобытному творчеству.

Учитель: Послушайте легенду. (ученик рассказывает легенду) :

“В давние времена в Москве жил мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Мастер любил своё дело, но больше всего он любил вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса за Волгу. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам пшена не забывал подсыпать. Прилетела как-то к его порогу Жар – Птица. Он и её угостил. Понравилось ей жить у мастера, но долго задерживаться она не могла – надо было лететь дальше. А в благодарность за доброту взмахнула крылом и коснулась им посуды, которую мастер изготовил, – и та стала золотой. Никто ту Жар-птицу не видел, поэтому с тех пор каждый мастер рисует ее по-своему. А еще любят мастера рисовать различные сказочные, фантастические цветы да ягоды: землянику, смородину, рябину, калину”

- Вы догадались, о каких мастерах говорится в легенде? хохломских мастерах) - Тема нашего урока «Золотая хохлома» (на доске) - Сегодня на уроке мы с вами будем мастерами по росписи посуды. Мы распишем тарелочку в технике хохломской росписи.

- Посмотрите, какая яркая, праздничная, красивая хохломская посуда. (Показ)

(читают стихи дети – 2 столбика)

Хохломская роспись -

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи - перелески,

Шелковые всплески,

Солнечно-медовой

Золотой листвы

У красы точеной

Сарафан парчовый,

По волнам узоров.

Яхонты горят

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд:

Роспись хохломская

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама

И нигде на свете

Нет таких соцветий

Всех чудес чудесней

Наша хохлома

3. История промысла.

- Своё название промысел получил от села Хохлома. В старину оно было большим торговым центром. Оттуда во все концы России развозили расписную деревянную посуду. Труд был раздельным. В одной деревне, например: заготавливали чурки или «баклуши». Это несложное занятие не очень уважалось, отчего и повелось говорить о тех, кто не любил себя утруждать – «любит бить баклуши». А из баклуш выдалбливали, вытачивали ложки, чашки, ковши. Затем такую посуду продавали в соседнюю деревню, где работали другие мастера.

Учитель. А вы знаете, как деревянные изделия становятся золотыми?

1. Деревянное изделие покрывают жидким раствором глины ("вапы"). Глина закрывает поры дерева.

2. Натирают серебристым порошком

3. Орнамент наносят масляной краской

4. После росписи и просушки изделия покрывают олифой (5-6р.)

5. Затем ставили в горячую печь. Мастера точно знали сколько жару прибавить, чтобы олифа пожелтела, загорелась тёплым золотистым светом. Готовая чаша казалась отлитой из золота. Нарядные ложки и чашки вносили радость и уют в дом крестьянина.

- В работе над росписью пользуются 2 приемами письма:

I верховое письмо. Узор пишется черной, красной, зеленой краской на серебристом (золотом) фоне изделия сверху. После сушки и многократных покрытий олифой фон изделия приобретает золотой цвет.

II фоновое письмо - золотой узор на черном или красном фоне. Узор в основном состоит из растительных элементов. Художники учатся у природы. Берут многие элементы из жизни. В работах видна любовь русского человека к природе.

- Ребята, повторите какие цвета предпочитают художники? (чёрный, красный, зелёный, жёлтый)

- Сочетание красного и черного придает изделиям праздничный, торжественный вид.

- Теперь познакомимся с элементами росписи.

а) - Неизменным элементом узора в хохломской росписи является "травка". Травка усеяна большими и маленькими завитками, напоминающие узкие листочки. В такой узор включаются и другие элементы: листочки, ягодки, цветы, птички. Иногда в центре помещаются основные элементы (цветок, гроздь рябины). А вокруг изгибаются, как бы вырастают веточки, травки. Хохломские художники любят рисовать на своих изделиях земляничку, малинку, ежевичку, крыжовник, черную и красную смородинку, рябинку. Называют они ягоды ласково, и иногда даже один и тот же мастер не напишет их одинаково: чуть-чуть изменит очертания листа, по-другому изогнет веточки, разбросает цветы и ягоды - вот тот же самый мотив заговорит по-новому.

б) - Ещё один узор – «кудрина» – это крупные, упругие завитки. в) – «Куриная лапка», «Рыжик».

6. Практическая работы. - А теперь с помощью волшебной кисточки оживим посуду, распишем ее красочными узорами

Ветка плавно изогнулась И колечком завернулась.

Рядом с листиком трёхпалым

Земляничка цветом алым

Засияла, поднялась,

Сладким соком налилась

А трава как, бахрома,

Золотая хохлома!

(дети расписывают тарелочки, звучит песня «Хохлома» в исполнении Марии Пахомовой).

7. Итог. Сегодня вы все были мастерами хохломской росписи и выполнили замечательные работы. Давайте проведём выставку настенных тарелочек. (дети демонстрируют работы)

• Ребята, понравился вам урок?

• Что нового мы узнали на уроке?

• Что мы повторили?

- Вы сегодня увидели, что хотя прошло уже не одно столетие, искусство Хохломы живёт и радует людей. Искусство Хохломы развивается и сейчас на фабриках «Хохломской художник» и «Хохломская роспись» в городе Семёнов.

Да, сегодня был замечательный урок творчества. Успехов всем!

Публикации по теме:

Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая Хохлома» Программное содержание: Цель: развитие интереса детей.

Конспект занятия «Золотая хохлома» Тема: «Золотая Хохлома» Цели: закрепить представления детей об изделиях народного декоративно-прикладного искусства (хохлома) Задачи: продолжать.

Конспект НОД по декоративному рисованию с детьми 6–7 лет «Чудо чудное диво дивное золотая хохлома» Тема: «Чудо чудное, диво дивное – золотая хохлома» Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным промыслам и желание их изучать,.

Конспект НОД по ОО «Художественное творчество» для старшей группы «Золотая хохлома» Муниципальное бюджетное образовательное дошкольное учреждение «детский сад №10 «Колобок» Конспект НОД по ОО «Художественное творчество»,.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохломаЦель: Продолжать знакомить с Хохломской росписью. Задачи: Учить видеть элементы узора (листок,.

Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома»Конспект НОД в старшей группе «Золотая хохлома» Конспекты занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома» Программное содержание: Знакомить с красивым искусством.

Конспект урока в 5 классе «Золотая хохлома» по программе «Изобразительное искусство» Б. М. Неменского Тема урока: «Золотая хохлома». Цель урока: Познакомиться с новым видом декоративно-прикладного искусства: хохломской росписью, научиться.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома». Подготовительная к школе группа. Цель: Расширяя знания о народном искусстве,.

Фотоотчет о занятии «Золотая Хохлома»Фотоотчет о занятии «Золотая Хохлома» Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное предание повествует: жил когда-то.

Конспект открытого занятия по декоративному рисованию «Золотая хохлома» в старшей группе Конспект открытого занятия в старшей группе. по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Программное содержание: Развивать у детей интерес.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ИЗО «Золотая Хохлома» в 4 классе
Опубликовано: 4 ноября 2018 в 16:02
+143Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД