Оксана Гуськова
Лэпбук «Пластилиновая сказка»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы рисуем пластилином
Разноцветные картины:
Солнце, звёзды и луну,
Детства добрую страну!
Пластилин в руках – волшебный,
Всё, что хочешь – сотворим,
И для старой доброй Сказки
Дверь в наш мир приотворим!
Пластилинография - это нетрадиционная техника рисования, когда создается лепная объемная картина на плоскости. Необычный способ рисования - увлекательное занятие не только для детей, но и для взрослых.
Публикация «Лэпбук „Пластилиновая сказка“» размещена в разделах
Цель пластилинографии - не только развитие творческих способностей детей, но и расширение их знаний об окружающем мире, формирование интеллекта, развитие мелкой моторики, психических процессов.
Польза пластилиновой живописи
Польза этого занятия в том, что дети изучают формы, свойства предметов, развивают движения пальцев, что помогает развитию речи.
При изучении предметов развивается наблюдательность и воображение детей, лепка помогает им творить и фантазировать.
На занятиях развивается координация движений, согласованность в действиях глаз и рук, дети учатся работать с инструментами.
Техника этого творчества проста и доступна каждому.
Пластилинография – это не только развитие фантазии и творчества детей, но и расширение их знаний о природе, развитие умственных способностей, внимания, памяти, моторики рук. Это творчество поможет подготовить ребёнка к школе, разнообразит семейный досуг.
Цель – в соответствии с требованиями ФГОС ДО, творческое развитие детей является одним из основных направлений педагогической деятельности ДОУ. Пластилинография позволяет успешно решать цели и задачи воспитательно-образовательной деятельности.
Особенности детей 2-3 лет
Ранний возраст считается оптимальным для начала занятий с использованием пластилина. Уже в 2 года дети под руководством взрослого способны создавать шедевры из пластичного материала.
Главная цель занятий пластилинографией с детьми 2-3 лет – это развитие мелкой моторики рук. Нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев, необходимо стимулировать с помощью лепки, так как это необходимое условие становления речи у малышей. Также с целью развития речи на занятиях педагог просит детей придумать рассказ или сказку, в которой упоминался бы тот предмет, который они слепили.
Кроме того, лепка и создание картин из пластилина создают предпосылки для развития мышления и эстетического вкуса детей.
Для детей 2-3 лет пластилинография позволяет решать следующие задачи:
• формировать у детей раннего возраста усидчивость, стремление довести начатое дело до конца;
• формировать умение выполнять работу по образцу;
• формировать навыки сотрудничества, групповой и парной работы;
• формировать умение оценить свою работу или работу товарища;
• развивать произвольное внимание, умение сосредоточиться на цели деятельности;
• развивать навыки пространственной ориентировки;
• обучать базовым приемам лепки;
• обучать детей выполнять работу последовательно и аккуратно;
• создавать условия для развития воображения и творческой самореализации.
Паспорт лэпбука
Виды пластилинографии • Прямая пластилинография
• Обратная пластилинография (витражная)
• Модульная пластилинография
• Мозаичная пластилинография
• Контурная пластилинография
• Многослойная пластилинография
• Фактурная пластилинография
Материалы и оборудование • пластилин;
• медицинский или кондитерский шприц;
• специальные дощечки для лепки;
• основа для картины из плотного картона, ДВП или фанеры;
• специальные трафареты и шаблоны для пластилинографии;
• скалки, стеки и ножницы;
• пуговицы, бусинки, пайетки;
• ракушки, скорлупки орехов, шишки, веточки, галька;
• крупа, зерно, яичная скорлупа;
• влажные салфетки.
Организация материала • стандартные кармашки;
• обычные и фигурные конверты;
• кармашки-гармошки;
• кармашки-книжки;
• карточки;
• чистые листы для заметок и т. д.
Методы • наглядные
• словесные
• практические
Приемы • Размазывание
• Раскатывание
• Сплющивание и вытягивание
• Заглаживание
• Прищипывание
• Примазывание, придавливание
• Налепливание
• Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков
Основные элементы лепки • Куб
• Шар
• Капля
• Цилиндр
• Треугольник
• Ромб
Схемы смешивания цветов - Палитра смешивания пластилиновых кусочков схожа со смешиванием масляных красок, правда пластилин перемешивается вручную.
- Не рекомендуется смешивать больше 2-3 цветов.
- Перемешивая разные по цвету пластилины можно, как и на палитре, получить сложные оттенки тех или иных цветов.
- Назиданием могут служить детские опыты: ежели цветной пластилин разбавить черным, можно получить насыщенный и более темный тон изначально использованного оттенка. Если соединить какой-то цвет с белым, тогда результатом будет пастельный тон.
Шаблоны Приложение
Перспективы дальнейшей работы Сравнительная таблица
Информационные источники
Виды пластилинографии
- Прямая пластилинография. Лепное изображение строится на ровной поверхности. При выполнении картины нужно сначала скатать объемные формы, например, колобки, колбаски, потом расположить их по контуру и расплющить в соответствии с замыслом, хорошо присоединив детали.
Малыши легко осваивают эту технику уже в двух - трехлетнем возрасте. Им предлагается незатейливый рисунок без мелких деталей, на начальном этапе с готовой основой. Ребята постарше создают более сложные композиции. Они самостоятельно готовят основу, выполняют контур, который постепенно заполняется размягченным пластилином.
- Обратная пластилинография (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы. Для этого она должна быть прозрачной, например, пластик или оргстекло. Рисунок составляется на основе маркером, а затем его элементы заполняются пластилином. В изображение подбираются кусочки пластилина необходимого размера и цвета, размягчаются, а затем размазываются по прозрачной основе. Чтобы получился тонкий аккуратный слой, размазывать можно пальчиками или стекой, тщательно придавливая пластилин к поверхности.
- Модульная пластилинография принадлежит к сложной технике и требует от дошколят умения владеть всеми приемами лепки. Тогда получается лепная картина, состоящая из разных декорирующих элементов: шариков, лепешек, цилиндриков, косичек и других технических элементов.
- Мозаичная пластилинография – любимая детьми техника, так как изображение составляется только из пластилиновых шариков. Достаточно простая техника доступна ребятишкам всех возрастов. Главное, подбирать соответствующие цвета и аккуратно заполнять элементами контурное пространство, не выходя за его пределы. Методика работы состоит из скатывания мелких шариков, расположения их на основе и прижимания к ней.
- Контурная пластилинография - предполагает вылепливание объекта по контуру. Пошагово этапы действия будут следующие: сначала на основу наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение заполняется жгутиками соответствующего цвета. Педагоги советуют воспользоваться большим шприцем без иглы, в который помещается пластилин, затем шприц помещается в горячую воду для размягчения. Таким образом можно получить красивые ровные жгутики.
- Многослойная пластилинография - представляет собой последовательно нанесенные на основу слои пластилина. Подобная техника необходима для пейзажей: изображений леса, воды, поля, когда нужно подобрать не только основные цвета, но и их оттенки. Такая работа довольно сложна для маленьких дошколят, и ее уместно проводить только со старшими ребятишками. Методика работы следующая: подбираются разные цвета пластилина, из которых делаются тонкие лепешечки. Затем заготовки накладываются друг на друга в виде многослойного пирога в соответствии с рисунком.
- Фактурная пластилинография - самая сложная техника, так как предполагает изготовление объемного изображения. В ней можно выделить барельеф (фр. bas-relief -низкий рельеф, объем рисунка менее половины, горельеф (выступающий более чем на половину) и контррельеф (лат. contra - против и рельеф, углубленный рисунок). Чтобы получить такие картины, можно воспользоваться специальным валиком с нанесенным на него изображением. В магазинах можно приобрести готовые шаблоны для данной техники.
Пошаговая инструкция по выполнению:
1. Учим дошколят разминать пластилин, пока он не станет податливым.
2. Малышам предлагаем готовую основу (контур).
3. Маленьким деткам предлагаем не более двух приемов при изготовлении простых изображений.
4. Чтобы получить новый цветовой оттенок для рисунка, даже маленьких детей учим соединять разные цвета пластилина, например: желтый и красный для оранжевого, синий и желтый для изумрудного, синий и белый для голубого.
5. Для придания деталям шероховатости используем различные способы при помощи стеки: наносим рельефные точки, штрихи, полоски, фигурные линии. Чтобы изобразить тонкие пластилиновые нити, незаменимы будут пластмассовые шприцы без игл.
6. Учим детей, что в рисовании лучше всего использовать яркий, мягкий материал, чтобы придать изображению интересную форму.
Как правильно подготовить материалы для создания пластилиновых картин
• Чтобы придать картине устойчивость и избежать деформации, используйте для основы рисунка только плотный картон.
• Чтобы избежать появления на основе рисунка неопрятных пластилиновых пятен, покройте ее клейкой пленкой.
• Чтобы избежать ошибок в процессе лепки, нанесите предварительно контур рисунка на картон под пленкой.
• Чтобы картина не портилась длительное время, покройте ее бесцветным лаком.
• Чтобы работа над картиной шла быстро, подготовьте заранее необходимые материалы: картон, контуры рисунков, пластилин, салфетки для рук, стеки, зубочистки, набор природного материала, доску для лепки.
Общие рекомендации, материалы для работы
Процесс создания пластилинового рисунка заключается в следующем:
1. нужно выбрать рисунок, который будем изображать, цвета для фона и изображений;
2. затем перенести маркером рисунок на основу;
3. выполнить работу в пластилине;
4. оформить итог работы — сделать рамку, покрыть лаком, поместить в альбом.
Преимущества пластилиновой живописи :
несложная в работе техника;
снимает напряжение в мышцах, помогает расслабиться;
тренирует мелкую моторику;
легко исправлять ошибки, и вносить изменения.
В занятиях полезно использовать художественное слово, игровые методы.
Темы для работ должны быть знакомы детям — это могут быть предметы, которые они видят дома, в лесу, парке, в книжках (игрушки, конфеты, фрукты и овощи, растения и животные, сказочные герои).
Рекомендации:
использовать мягкий пластилин или предварительно разогревать с помощью горячей воды;
основой для работы лучше взять плотный материал, например картон или картон, покрытый слоем скотча (на него удобнее наносить пластилин и снимать его излишки);
приготовить рабочее место для творчества — доску или клеёнку, влажную салфетку;
до начала работы нанесите на основу, под плёнку, контуры изображения;
после занятий сначала вытирать руки салфеткой, и только потом — мыть с мылом;
делать перерывы в работе, разминки для рук и пальчиков;
покройте готовый рисунок бесцветным лаком или лаком для волос, чтобы можно было его долго хранить.
Самый мягкий пластилин фирмы Jovi и Луч Кроха.
Методы работы в нетрадиционной технике лепки
При знакомстве с техникой пластилинографии используются следующие методы:
• наглядные методы работы (воспитатель показывает малышам образцы готовых картин, а также схемы поэтапного выполнения поделки);
• словесные методы работы (в рассказе, беседе взрослый объясняет порядок исполнения того или иного приёма пластилинографии);
• практические методы работы (дети отрабатывают приёмы различных техник пластилинографии, экспериментируют с сочетанием приёмов и техник, а также придумывают игровые действия с готовыми поделками, например, в подготовительной группе ребята выполняют картину «Клоун» витражной техникой, а затем рассказывают, как этого персонажа зовут, где он работает и какие номера показывает).
Приемы пластилинографии
• Размазывание - самый упрощенный способ пластилинографии, доступный даже самому маленькому ребенку. Пластилин размазывается пальчиками по готовой гладкой основе.
• Раскатывание - возрастающий по сложности прием работы. Он требует определенных мышечных усилий, так как пластилин раскатывается прямыми движениями рук в виде цилиндра или круговыми движениями в виде шарика.
• Сплющивание и вытягивание - наиболее важные этапы в создании лепных картин. Они необходимы для изображения разных декоративно - прикладных форм, например, лепешки, сердечка, овала или вытянутого цилиндра, жгутика. Для этого сначала раскатывают шарик или колбаску, а потом сдавливают ладошками, пальчиками передавая различные изгибы, углубления или вытянутый кончик.
• Заглаживание - прием необходим для подготовки основы будущей картины. Чтобы получить гладкую поверхность, необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Можно смочить пальцы водой, тогда дело пойдет быстрее. Работа требует определенных мышечных усилий, поэтому доступна только старшим дошколятам.
• Прищипывание - используется для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности. Дошкольник прищипывает пальчиками пластилин там, где необходимо декорировать изображение.
• Примазывание, придавливание - приемы необходимы для плотного присоединения элементов картины.
• Налепливание - соединяет одну часть изображения с другой или помогает наносить необходимые детали на уже готовый рисунок, фотографию.
• Смешивание разных цветов пластилина для получения оттенков - необходимо для декора картины. Детей учат разминать цветные шарики в одном куске или смешивать разные цвета прямо в контуре рисунка в виде аккуратного накладывания одного цветного кусочка на другой.
Для придания большей выразительности пластилиновым картинам хорошо воспользоваться элементами природного материала: листьями, скорлупой, орешками, семенами, мелкими камешками, бобовыми зернышками и т. д. красиво будут смотреться бусинки, бисер, мелкие пуговички в украшении изображений.
Шаблоны
Шаблоны для пластилинографии значительно облегчают организацию занятий с малышами. Детям в возрасте 2-3 лет еще сложно самостоятельно придумать сюжет для картины или создать композицию на заданную тему.
В качестве шаблона выступает силуэт того или иного предмета, который дети будут декорировать пластилином. Кроме того, использование одинаковых шаблонов предполагает изначальное равенство детей: не будет споров из-за того, что у кого-то поделка больше по размеру, а у кого-то меньше.
Детские работы, выполненные на шаблоне, в результате получаются одинаковые по размеру, но разные по наполнению. К примеру, если темой занятия будет «Новый год», детям можно раздать шаблоны в виде елочных шариков. Каждый украсит этот шарик пластилином так, как ему хочется. В дальнейшем можно будет нарисовать на ватмане елку и прикрепить на нее детские работы в технике пластилинографии.
Перспективы дальнейшего развития
Сравнительная таблица уровня сложности выполнения поделок с детьми разного возраста
Возраст детей Какие приёмы пластилинографии осваиваются В какой форме проводится работа Способ выполнения поделки
Первая младшая • скатывание;
• раскатывание;
• сплющивание;
• размазывание;
• налепливание (простые картины с крупными деталями, например, солнце). отдельно с каждым малышом Дети повторяют за педагогом, выкладывающим детали поочерёдно.
Вторая младшая • отработка уже изученных навыков;
• освоение умения работать со стекой и ножницами;
• отщипывание;
• прищипывание;
• оттягивание;
• примазывание;
• налепливание. • отдельно с каждым малышом;
• в мини-группах, парах. Малыши повторяют выполнение рисунка, опираясь на готовый образец, который создавался на глазах малышей.
Средняя • повторение освоенных навыков;
• овладение приёмами смешивания цветов, заглаживания;
• привлечение в работу таких инструментов, как щёточки (например, зубные, кондитерский шприц или капсулы от ручки, фломастера. • индивидуальная;
• в парах. • изготовление поделки по образцу;
• самостоятельное планирование подготовки элементов картины.
Старшая • отработка и комбинация освоенных ранее приёмов;
• заглаживание (для выполнения заглаживающих движений необходимы определённые мышечные усилия);
• использование подручных материалов для выполнения поделок (бисера, пуговиц и пр.). • индивидуальная работа;
• в мини-группах;
• коллективная (всей группой). • самостоятельное придумывание сюжетов и материалов для его воплощения;
• комбинация видов пластилинографии;
• сюжетно-игровая основа выполнения поделки (дети придумывают словесное сопровождение сюжета — описывают, рассказывают сказки и пр.).
Подготовительная • освоение приёмов создания картин в фактурной технике (барельефов, горельефов и контррельефов);
• отработка навыка оформления готовой картины (рамка, паспарту).
Заключение
Пластилинография – интересный вид досуговой деятельности. Если у кого-то нет возможности посещать занятия в студии, можно заняться созданием картины из пластилина дома. Все необходимые материалы и инструменты можно приобрести в магазине.
Информационные источники
https://handsmake.ru/plastilinografiya-dlya-detey.html
https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-na-temu-plastilinografija-1035019.html
https://infourok.ru/buklet-dlya-roditelej-plastilinografiya-4072190.html
https://vk.com/topic-57744292_39411438
https://womensec.ru/articles/kids/artwithbaby/plastilinografiya-dlya-detey.html
Приложение
Это важно!
Очень удобно в качестве основы использовать одноразовые пластиковые тарелки. Пластилин на них хорошо держится, и в то же время рисунок легко корректировать. Круглая форма смотрится аккуратно, работа приобретает завершенный вид.
Когда ребенок хорошо освоит прием размазывания, предложите нанести на рабочую поверхность 2–3 слоя пластилина любых цветов, а потом с нажимом поводить по ним пальцами или стеком. В зависимости от силы надавливания на палитре начнут проявляться разные оттенки — эффект поразит воображение малыша.
Это свойство можно использовать. Попробуйте сделать с ребенком пластилиновый мультфильм на основе несложной картинки, передвигая комочки так, чтобы она «двигалась». Для съемок подойдет даже камера на мобильном телефоне, а малыш будет в восторге!
Расположите среди полос белого пластилина 1–2 голубых, зеленых и розовых, после чего нанесите поперек всех живописные зигзаги стеком-лопаткой. Цвета слегка перемешаются, и получится северное сияние.
Купите ребенку набор из разнообразных стеков. Большой выбор наконечников — острых, плоских, круглых, зазубренных — подстегнет фантазию юного художника и вдохновит его на поиск новых образов.
Если смешать желтый, красный и синий, получаются новые цвета. Жёлтый и синий — получится зелёный цвет, красный с жёлтым — оранжевый, синий с красным — будет фиолетовый.
Если соединить пластилин разных тонов — глянцевый и матовый, получается пластилин другого качества.
Чтобы у поверхности рисунка был глянцевый фон, пальцы нужно смочить водой.
Чтобы сделать цвета темнее, можно добавить к ним чёрный, а светлее — белый.
Творите, создавайте, сочетайте разные приёмы и цвета, украшайте узорами и декором. Стоит потратить время на то, чтобы заинтересовать и научить ребёнка этому оригинальному занятию. Польза и вам, и ребёнку. Вы сможете занять своего малыша, когда вам понадобится немного свободного времени.
Детям нравится играть с пластилином, они любят творить, будут рады научиться такому оригинальному объёмному рисованию и смогут создавать по-настоящему уникальные работы.