Лучший педагог года

Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей»

Юлия Авдюнина
Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей»

В последнее время всё более угрожающей становится ситуация, когда большое количество детей к 3 – 4 годам ещё практически не говорят. Это свидетельствует об искажении нормального хода развития языковой способности, о нарушении механизмов формирования языковых ориентировок и чувства языка.

В этом случае консультация логопеда неизбежна. В статье даны методические рекомендации, позволяющие активизировать языковую установку у неговорящих или плохо говорящих детей.

Публикация «Консультация для родителей и воспитателей „Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей“» размещена в разделах

Задачи данного этапа работы по развитию языковой способности предусматривают формирование языковой установки, комплексных фонетико-синтаксических, фонетико-семантических и семантико-синтаксических ориентировок по подражанию и образцу.

Перечислю основные требования к организации специальных занятий по развитию языковой способности:

Демонстрация педагогом или родителем образцов предметных и коммуникативных действий;

Комментирование событий и отражение в опережающей речи основных принципов языковых обобщений;

Замедленный темп всех высказываний, обращённых к ребёнку, с увеличением пауз между словами и повторов образца (2 – 3 раза, с нарочитым выделением ударного слога и логического ударения во фразе.

Формированию языковой установки, слухо-зрительного сосредоточения неговорящего ребёнка на речи (в том числе голосе, губах и артикуляции) взрослого способствуют спокойные и доброжелательные отношения между взрослыми и детьми, вхождение воспитанников в ритм жизни группы.

Условиями для этого выступают чёткое соблюдение режима дня; ровное и доброжелательное отношение педагогов; вовлечение детей в интересную для них деятельность; специально создаваемые коммуникативные ситуации и подвижные, музыкальные и музыкально-ритмические игры, связанные с эмоциональным заражением детей друг от друга, улавливанием общего ритма движений; включение негромкой музыки в процессе осуществления режимных моментов и свободной деятельности детей.

Формированию навыков коммуникативной ориентировки способствуют следующие действия:

Игры на развитие подражания речевым и предметным действиям (сопряжённое и отражённое проговаривание текстов народных потешек, драматизация детских песенок и стихов; выполнение поручений в парах («Налейте воду – вылейте воду, теперь ты – налей, а ты - вылей», осуществление предметных действий по подражанию взрослому и соотнесение их с действиями ровесника).

Моделирование микроситуаций(«Покажи, как помочь тёте Рае. Надо убрать посуду»; «Покажи, как пожалеешь Яну» и т. д.)

Разыгрывание проблемной ситуации с заданным сюжетом(«Илюша плачет. Что будем делать? Покажи» и т. д.).

Оценка коммуникативных действий детей в виде правил: «Девочкам надо уступать», «Нельзя никого обижать»; оценок-состояний: «Ему больно – надо помочь», «Ты хочешь конфету. И Таня хочет конфету. У меня много конфет. Дам тому, кто хочет. Кому дать?»; оценок-предвосхищений: «Оля добрая девочка. Она сейчас поможет тебе включить воду. Оля, помоги Саше! Саша обрадуется и скажет: «Спасибо!».

Основу для речевого подражания составляет моделирование микроситуаций («Я покажу несколько картинок, а вы покажите (изображать с помощью действий, пантомимы, что на них происходит»). Для этого детям читается сказка, а при показе иллюстраций к ней осуществляют ряд последовательных действий. Затем разыгрываются проблемные ситуации («Шишка упала на мишку. У мишки на лбу шишка. Какая: настоящая или синяк?»; «Разбилась чашка. Зайчиха будет ругаться. Что делать зайчонку?»). Как только дети могут взять на себя роль одного героя, их учат переключаться на позицию другого героя («Что скажет в ответ зайчиха?»,ориентируясь на собственный эмоциональный и коммуникативный опыт.

После освоения предметных и коммуникативных действий дети учатся осознавать их цель, соотносить её с результатом (получилось или нет, выделять средства её осуществления (обращение за помощью к взрослому, выражение своих желаний через интонацию, звукоподражание, лепетные слова и т. д.). Ребёнок осознаёт себя субъектом собственных действий, способным влиять на поступки других людей. Главная проблема теперь состоит в необходимости формирования языковой установки, т. е. осознания ребёнком ограниченности применяемых им средств общения. Педагог или родитель вызывает слухо-зрительное сосредоточение на своей речи и стимулирует попытки детей подражать артикуляции взрослого. Это достигается благодаря использованию следующих приё мов:

Создания «проблемной ситуации», для решения которой необходимо речевое подражание взрослому, т. е. последний делает вид, что не понимает ребёнка и просит сказать, что ему нужно;

Привлечения внимания к губам (с помощью указательного жеста) и мимике говорящего;

Демонстрации «ожидания» речевой активности со стороны ребёнка;

Ответа за малыша в случае отсутствия его речевой активности (от лица ребёнка);

Демонстрации того, что взрослый понял высказывание ребёнка (кивком головы или полной расшифровкой высказывания, ориентируясь на ситуацию, если тот не в состоянии произнести фразу или слово;

Постоянного комментирования в речи происходящих вокруг ребёнка событий (фраза простая, с часто повторяющимися словами, повторение за ним и обыгрывание его звуковых реакций (путём наращивания звуков до слогов или отдельных слов).

В последующем ориентировка на партнёра взаимодействия переносится на сверстника. Индивидуальные занятия проводятся с парами детей, один из которых принадлежит к сильной подгруппе по уровню развития речи,другой – к слабой. Обычно ребёнок, занимающий лидирующую позицию (когда находится в роли «маленького воспитателя» или «учителя», более связно и чётко выражает свои намерения, мысли, желания. Ребёнок с выраженным речевым нарушением тянется за лучше говорящим сверстником.

Подгрупповые занятия (2 – 3 человека) организуются на материале речевых игр, требующих взаимозависимости действий («Соберите вместе один домик», «Оденьте вместе одну куклу» и т. д.). высказывания, обращённые к взрослому, педагог «переадресовывает» сверстнику («Попроси», «Узнай», «Спроси» ит. д.). При этом воспитателями специально создаются проблемные ситуации, в которых ребёнок оказывается в состоянии нужды или беспомощности, вынужден обратиться за помощью к ровеснику (не хватило пластилина; забыл, куда поставил машинку; не получается надеть шапку и т. д., тогда дети обращают внимание не на изолированное слово в инструкции взрослого, а на фразу-образец; переходят с ситуативной ориентировки на ориентировку по подражанию и образцу.

Публикации по теме:

«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!»«Круглый стол» для родителей «Расти здоровым, малыш!» Одной из главных задач детского сада является СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ подрастающего поколения. В связи с этим, в нашем дошкольном.

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит» В последнее время наблюдается достаточно устойчивая тенденция к тому, что активная речь у детей появляется позже, чем это было 15 - 20 лет.

Консультация для родителей «Если ваш малыш эмоционально возбудим» Если Ваш малыш эмоционально возбудим!1. Примите Вашего малыша таким, как он есть: по возрасту, по внешнему виду, по способностям. 2. Помните.

Консультация для родителей «Малыш и музыка вокруг» Музыкальное воспитание в раннем возрасте Раннее развитие ребенка в настоящее время стало довольно модной тенденцией. Одной из областей раннего.

Консультация для воспитателей «Если в группе плохо говорящий ребёнок»Консультация для воспитателей «Если в группе плохо говорящий ребёнок» В этом году я и мои воспитатели набрали в группу детей с ОНР молчунов. Четырёхлетки практически ничего не говорят. Дети с тяжёлыми нарушениями.

Консультация для родителей «Малыш и телевизор» Диван-пульт-экран. В этом "бермудском треугольнике" пропадают не только взрослые, но и дети. Не допустите, чтобы это произошло и с вашим.

«Почему дети ведут себя плохо?» Консультация для родителей 1. Ребенок хочет привлечь к себе внимание. Бывает так, что родители не додают своему малышу необходимого внимания и он своим плохим поведением.

«Поиграем, малыш!» Консультация для родителей Игра и движение для ребёнка не только жизненная необходимость- это сама жизнь. Правильно подобранные и организованные игры решают целый.

Совместный праздник родителей и детей «Малыш и Карлсон» Материал. Домик Карлсона, нарисованный на листе ватмана, два воздушных шарика, две стойки, два гимнастических мяча, две ложки, костюм Карлсона,.

Консультация для родителей «Ваш малыш — будущий первоклассник» Ваш малыш будущий первоклассник Вот и настал долгожданный момент Ваш малыш вырос. Он отправляется в школу и каждый из вас задается вопросом.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей и воспитателей «Малыш плохо говорит: тактика родителей и воспитателей»
Опубликовано: 25 января 2016 в 23:19
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД