Получи документы

Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Ильмира Хасбатова
Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Детское исследование как метод обучения старших дошкольников

Все дети и большинство взрослых любят смотреть мультфильмы. А вы уважаемые коллеги любите смотреть мультфильмы? Хотите посмотреть мультфильм (фрагмент мультфильма и «Маша медведь»

Дети задают сотни подобных вопросов. Что, мы, взрослые делаем в данном случае? (обращается к педагогам,ответы педагогов).

Либо мы хватаемся за голову, не зная, что ответить, либо преподносим детям готовые знания, отвечая на их вопросы, либо учим детей самостоятельно находить истину. Вы согласны со мной?

В ФГОС ДО отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса

Публикация «Мастер-класс „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“» размещена в разделах

строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа.

Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя. Таким образом, педагог перестает выполнять информационные функции, а становится организатором, помощником и консультантом в познавательной деятельности детей. Для того, чтобы воспитатель мог управлять процессом формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий существуют педагогические инструменты -исследовательский и проектный методы, которые являются составляющими технологий деятельностного типа.

Среди педагогов ДО бытует мнение, что исследовательский метод невозможно применять в работе с детьми дошкольного возраста. Попробуем опровергнуть данное утверждение. Исследовательский метод не труден : он просто не привычен и не разработан досконально применительно к условиям дошкольного учреждения. И тема моего мастер-класса «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»

Сегодня я хочу кратко представить вам свою систему работы по исследовательскому обучению старших дошкольников, в основу которой легла методика исследовательского обучения дошкольников А. И. Савенкова. (Слайд) Система работы по исследовательскому обучению включает три блока :

Первый блок мы назвали «Мы играем», (Слайд) направлен на развития общих исследовательских умений и навыков, необходимых для организации и проведения самостоятельных исследований. (СЛАЙД) Для этого я использую дидактические игры и упражнения, наблюдения, игровые задания различного характера.

Слайд. Игровое упражнение «Найди отличия» Как вы считаете, какое умение мы развиваем?

Игровое упражнение — «Четвертый лишний». (слайд) 1. Четыре карточки содержат изображения: яблока, груши, банана, помидора. Естественно, что если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты — яблоко, грушу, банан и отделить овощ — помидор. Это правильный, но не единственно правильный вариант. Можно классифицировать эти предметы и по их цвету, тогда яблоко и помидор могут попасть в одну группу (например, они оба — красные, а банан и груша в другую — они желтые. Можем классифицировать предметы по форме: яблоко, груша и помидор по форме близки к шару, банан имеет другую форму. 2. слон, кошка, собака- имеют четыре ноги; курица-2 ноги. Слон- дикое животное. 3. дуб,яблоко,автомобиль,клен -могут быть желто-зелеными. Автомобиль-не растительность. На какое умение была эта игра? Игровое упражнение «Загадай загадку». На какое умение была эта игра? Игры и упражнения, направленные на развитие общих исследовательских умений и навыков, используются как совместной деятельности с детьми в ходе режимных моментов, так и в непосредственной образовательной деятельности.

Следующий Блок «Учимся проводить исследование» (слайд) направлен на обучение детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.

Исследование старшего дошкольника включает несколько этапов: (слайд).

Какие приемы можно использовать при выборе темы?

Да. Можно осуществлять по разному: это может быть загадка, проблемная ситуация, игра.

(кидаю мячи) Педагоги, которые поймали мячи попрошу выйти ко мне. (5 мячей).

1. Выбор темы На мольберт – картинка.

2. Выдвижение гипотез: Рассмотрите мяч, какой он? Как вы думайте, все ли мячи круглые? Предположения условными обозначениями фиксируются на мольберте.

3. Выбор методов исследования

-Мы подумали самостоятельно. (выкладываю метод) Как мы можем проверить наши предположения, из каких источников информации? (выкладываем методы исследования, из них выбираем актуальные в данной ситуации)

- Спросить у взрослого. - Посмотреть в книгах. Позвонить специалисту.

4. Составление плана исследования.

Объединитесь в пары по цвету ваших мячей. Договоритесь в парах. Какой метод будете использовать? Кто из вас в паре будет спрашивать, а кто будет зарисовывать? Кто будет представлять? Что будете спрашивать у взрослого? Что будете искать в книге? Кому позвоните?

5. Сбор информации:

6. Обобщение собранной информации:

Что вы узнали из книг? Что вы спросили у взрослого? Кому вы звонили?

Ответы, полученные у взрослого, из книг, самостоятельно подумали, звонок специалисту, сопоставляются друг с другом. Чье предположение подтвердилось? Кто из нас был прав? Проверяется правильность предположений.

7. Презентация исследования :

Следующий этап - презентация исследовательской работы : Кто попробует презентовать?

Один из участников мастер – класса делает доклад. Спасибо за участие.

Рассматриваемый блок реализуется со второго полугодия учебного года в старшей группе и в течение всего учебного года – в подготовительной к школе группе.

Последний Блок «Чему мы научились» (слайд) На этом этапе организуются и проводятся индивидуальные самостоятельные исследования детьми.

(СЛАЙД) В нашем детском саду организуются конкурсы, фестивали, где дети презентуют результаты своего самостоятельного исследования.

На данном этапе я осуществляю педагогическую диагностику, наблюдая за проведением самостоятельных исследований. В ходе диагностики выявляю уровень развития, как общих исследовательских умений, так и умений на освоение этапов исследовательской деятельности.

(Слайд) На протяжении всего обучения детей исследовательской деятельности мы активно вовлекаем родителей в образовательный процесс. (СЛАЙД) С участием родителей организуется детско-родительский клуб «Почемучка». Заседание клуба проходит в виде тренинга. Каждый тренинг содержит: (слайд)

- Просветительский блок, где знакомим родителей с методами организации и проведения детского исследования, оговариваем с родителями возможные варианты и объем помощи, оказываемой родителями ребенку.

- Игровой блок, в котором участвуют совместно дети и родители.

Результаты работы:

Таким образом, мы имеем следующие результаты в рамках обучения детей исследовательской деятельности :

Благодаря деятельности клуба «Почемучка» наладилась прочная взаимосвязь с семьями воспитанников, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей.

(слайд) Значительно вырос высокий уровень развития исследовательских умений детей.

(слайд) Воспитанники моей группы являются победителями и призерами ежегодного муниципального конкурса «Юный исследователь», презентуют свои работы на районных конференциях, семинарах и других мероприятиях.

В завершении выступления хотелось бы отметить, что в своей работе с детьми – я руководствуюсь мудрым советом: Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда, что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратится к тому, что узнал.

Рефлексия

А теперь мне хотелось бы узнать ваше мнение о проведенном мастер-классе. Направьте лазерные лучи. (слайд)

Увидели ли вы практическую значимость в представленном материале? Будете ли вы использовать в своей работе? Доступно ли, было содержание мастер-класса?

Вывод: Меня радует итог нашего мастер-класса. Вы увидели практическую значимость, вам было доступно и вы будете использовать в своей работе. Благодарю вас за участие в моем мастер-классе.

Публикации по теме:

«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников.«Дорожка здоровья». Проектный метод, как метод развивающего обучения дошкольников. Любой проект в ДОУ делится на определенные этапы: Первый этап На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего.

Детское экспериментирование как метод обученияДетское экспериментирование как метод обучения Исследуем свойства воды. Горяча-холодная вода. В детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать,.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать и я пойму» (китайская пословица) Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает.

Мастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольниковМастер-класс «Ангел добра» для старших дошкольников РАЗГОВОР С АНГЕЛОМ Я говорю сегодня с ангелом своим, Хотя возможно он меня не слышит, Но кажется, что кто-то рядом дышит, И внемлет обращениям.

Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок).Мастер-класс для старших дошкольников. Изготовление «Танка» из бросового материала (коробок). 23 февраля — День рождения армии,День защитника Отечества. Мы благодарны тем, кто служил и служит в армии, кто защищал нашу Родину в годы.

Мастер-класс для старших дошкольников «Трехсторонний фонарик для елки»Мастер-класс для старших дошкольников «Трехсторонний фонарик для елки» .

Мастер-класс. Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников Формирование графомоторных навыков у старших дошкольников. Из опыта работы. Мастер класс. Проблема готовности дошкольников к предстоящему.

Мастер-класс: коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные в зимнем лесу»Мастер-класс: коллективная работа старших дошкольников «Дикие животные в зимнем лесу» Цель: создание композиции с использованием яичной скорлупы. Задачи: познакомить детей с словом "композиция";развивать воображение и.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Мастер – класс на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Цель мастер-класса: практическое освоение.

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Окружающая действительность предстает перед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников»
Опубликовано: 21 февраля 2016 в 10:26
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД