Мастер-класс «Дидактические игры своими руками».

Ольга Горбачева
Мастер-класс «Дидактические игры своими руками».

Цель: Углубление знаний педагогов по теме дидактические игры для детей дошкольного возраста.

Задачи: Совершенствовать знания и навыки педагогов по методике организации и руководству дидактических игр. Повысить уровень профессионализма воспитателей.

Ход выступления: Что значит слово игра? Игра – это вид детской деятельности, мотив которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Только в игре ребенок радостно и легко, раскрывает свои творческие знания, развивает ловкость, наблюдательность, фантазию, память, учится размышлять, анализировать, преодолевать трудности, одновременно впитывая неоценимый опыт общения.

В процессе игры дошкольник считает, складывает, вычитает, решает логические задачи.

Дидактические игры предназначены для обучения детей и представляют собой естественный способ развития ребенка, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей.

Уважаемые коллеги хотелось бы представить вашему вниманию несколько игр которые активно применяются в нашей группе.

«Кто что ест?»

На бельевых прищепках наклеены мордочки животных, а на круглой картонной основе виды пищи данных животных, причем у одного животного может быть несколько пристрастий в еде.

В процессе игры дети получают знания о питании животных и развивают мелкую моторику пальцев рук.

Математическая доска или «Геометрик».

Игровые занятия с ним помогут развить у ребенка память, внимание, фантазию, творческое и логическое мышление, ребенок приобретает основы математических знаний, умение ориентироваться на плоскости.

С помощью Математической доски можно проводить различные пальчиковые игры, например: «Пальчики шагают» (по штырькам доски). Растягивать резинки в нужном направлении создавая различные изображения, от букв, цифр и геометрических фигур, до сюжетных картинок.

«Танграм».

Старинная восточная игра головоломка из фигур, получившихся при разрезании квадрата на 7 частей особым образом: 2 больших треугольника, 1 средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. В результате складывания этих частей друг с другом получаются плоские фигуры, контуры которых напоминают всевозможные предметы.

С танграмом ребенок научится анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, научится визуально разбивать из элементов целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить.

Играя дети запоминают названия геометрических фигур и их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно – двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой формы.

Правила: Каждая фигура должна складываться из семи частей танграма, и при этом они не должны перекрываться. Вариант для детей 4-5 лет, собирать фигуры по распечатанным на элементы схемам, как мозаику. В дальнейшем ребенок и сам научится составлять фигуры по образцу и даже придумывать свои фигуры.

«Жук».

Для игры необходимо игровое поле 5 на 5 клеток или 3 на 3 для детей помладше, которые через одну окрашены в разные цвета и фишка (жук).

Эта игра развивает умение ориентироваться на плоскости, закрепить понятия вправо, влево, вверх, вниз, между, активизирует слуховое внимание, стимулирует умение различать основные цвета, очень полезна для подготовки детей к школе.

Ход игры: Сидел жук в своем домике, а потом решил выползти погулять. Взрослый говорит, в каком направлении и на сколько клеток жук продвинулся. Потом спрашивает у детей, на клеточку какого цвета приполз жук (или между какими цветами оказался).

Детям 5 лет, можно предложить играть, не передвигая фишку-жука на индивидуальных полях, а отслеживая глазами путь жука по демонстрационному полю.

Дети от 6 лет могут играть на двухцветном поле, представляющем собой аналог шахматной доски (где каждая клетка кодируется буквой и цифрой).

Тематический комплект «Гуси – лебеди».

Бабке Ёжке птицы служат -

Над деревней стаей кружат.

Ищут маленьких ребят,

Утащить их в лес хотят. (Гуси-лебеди)

Комплект рассчитан для занятий с детьми от 2,5 до 5 лет и предназначен для уже знакомой сказки «Гуси – лебеди».

Предлагаем детям поиграть в сказку, поможем Машеньке выручить братца?

1. Используем проводилку, чтобы догнать гусей-лебедей.

2. Печка - она просит нас с Машенькой помочь – положить фишки на все пирожки с цифрой 3 (или 1, 4, 5). Можно выбрать любую, которую хотим закрепить у ребенка. С детьми постарше можно соединить пирожки, которые в сумме дают 7 или 5.

3. Яблоня - помогаем яблоне разложить яблочки. Используем камешки Марбелс, но можно взять просто помпончики или камушки, или слепить их из теста.

4. Речка - помогаем Машеньке перебраться через неё, строим для этого мостик из счётных палочек или колбасок пластилина.

5. Вот уже и гуси-лебеди видны в дали - предлагаем их посчитать. Прикрепляем прищепку к цифре, которая обозначает количество птиц на рисунке.

6. Вспоминаем как быстро мы бежали и выполняем еще одну проводилку.

7. Задание найди тень. Находим тень предметов.

8. Прибежала Машенька в избушку, а там Иванушка сидит играет наливными яблочками. Поможем Ванечке, найти 2 недостающих яблочка. Выполняем задание судоку с яблочками.

9. Мышка соглашается помочь Машеньке спасти братца. Нужно найти отличия в картинках.

10. В благодарность делаем мышке красивый полосатый коврик – можно выложить из счетных палочек, нарисовать или скатать из пластилина. Дополнительно можно провести игру продолжи ряд.

11. Бежим с Иванушкой обратно, но Баба Яга заметила и отправила за нами гусей-лебедей в погоню! Перебираемся по мостику на другой берег. Мостик делаем из камушков или фасоли.

12. Яблоня - тяжело яблоне стоять, много яблочек выросло. Помогаем ей укрепить ствол - выкладываем счётными палочкам.

13. И помогаем собрать яблочки – ставим фишку только красные (оранжевые, желтые) яблоки.

14. Печка - просим печку спрятать Машеньку и Иванушку, ведь гуси-лебеди уже близко, того и гляди догонят. Подбираем подходящую заслонку.

15. Гуси-лебеди видят Машу, но не могут её узнать, и улетают обратно. А мы пробуем найти 2 одинаковых Машеньки.

16. Прибежали Машенька с Иванушкой, тут и мать с отцом вернулись да гостинцев привезли. Положим фишки на все гостинцы. Гостинцы - это сладкие подарочки.

17. А Машеньке подарили еще и платочек. В шахматном порядке выкладываем квадратики.

18. Вспоминаем сюжет сказки и ищем фрагмент целой картинки.

«Маты».

Предназначены для развития мелкой моторики. Использовать в выкладывании можно любые подходящие мелкие предметы: камушки марблс, помпоны, пластилин, тесто, ракушки и т. п.

«Конструирование из счетных палочек».

Задания со счетными палочками развивают не только ручную умелость, ловкость, координацию, но и внимание, воображение, мышление, сообразительность. Помогают закрепить представления о геометрических фигурах. Можно предложить детям сосчитать палочки, из которых сделана фигура. Для малышей можно предложить выложить квадрат, треугольник, прямоугольник из карандашей.

Для детей постарше выложить забор, гриб, бабочку из счетных палочек.

А для детей подготовительной группы для выкладывания предлагаются спички со срезанными головками, и для выполнения задания дается определенное количество палочек, например, выложи любую фигуру состоящую из 10 палочек.

«Веселые осьминожки».

Ушастые – носатые – желтые – синие – зеленые – в шляпах и без – с рыбками – и с бантами… они все такие разные.

С помощью них можно весело учить ребенка выделять признаки и тренировать память. Игра рассчитана на детей от 4 лет.

В игре 15 карточек с осьминожками: 5 желтых, 5 зеленых и 5 синих. Все они разные, у них есть имена и у каждого свой признак.

Вот, например, все желтые…

Вот все с большими носами.

Вот все с большими ушами.

Вот все в шляпах.

А вот все с бантиками.

А эти все с рыбками!

Все осьминожки задвоены, для того чтобы можно было использовать вариант игры – «Найди пару», а если их затроить, то они подойдут для игры «Судоку».

«Найди и раскрась» ведущий или дети по очереди достают из колоды одного осьминожку и ищут его в раскраске и раскрашиваю в соответствующие цвета.

«Выбери трех похожих» признак схожести может выбирать как сам ребенок, так и по заданию воспитателя.

«Кто поменялся местами»? Количество карточек берется в зависимости от возраста детей и выставляются в ряд, после того как дети закроют глаза две карточки меняются местами, задача детей вспомнить правильное расположение карточек.

«Угадай кто спрятал монетку»? (для детей старшей и подготовительной группы). Воспитатель прячет бумажную монетку под одну из карточек, а дети задавая вопросы на которые можно дать ответ «да – нет», пытаются выяснить, кто же из осьминожков спрятал монетку. Это самый сложный вариант игры, так как в голове нужно держать несколько ответов и исключений.

«Мемори» набор из пар одинаковых карточек, перемешиваются и раскладываются рядами «рубашкой» (обратной стороной) вверх. Игроки по очереди открывают по 2 карточки. Если открыты одинаковые карточки, то игрок забирает их себе и открывает следующую пару карточек. В противном случае – если карточки не совпадают – игрок кладет их на место «рубашкой» вверх и право хода переходит к противнику. Побеждает игрок, набравший наибольшее количество карточек. (количество пар карточек берется в зависимости от возраста и индивидуальных способностей каждого ребенка и может увеличиваться или сокращаться.)

Публикации по теме:

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Дорогие коллеги - музыкальные руководители. Хочу поделиться с вами своим небольшим опытом работы. Мы с вами все знаем, что музыкальные.

Дидактические игры для детей 3–4 лет своими рукамиДидактические игры для детей 3–4 лет своими руками Материал подготовила: Ерошова Татьяна Михайловна воспитатель второй младшей группы. д/с " Светлячок". Сенсорное воспитание, направленное.

Дидактические игры по математике своими рукамиДидактические игры по математике своими руками Здравствуйте уважаемые коллеги! В современном детском саду, с ее возможностями нет дефицита в оснащении развивающей среды разнообразными,.

Дидактические игры по трудовому воспитанию своими рукамиДидактические игры по трудовому воспитанию своими руками Всем доброго дня! О развитии у детей сформированности комплекса качеств по трудовому воспитанию, мы с моей коллегой (Наследникова Г. Н.).

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками В старшем дошкольном возрасте у детей возникает потребность во взаимодействии и общении со сверстниками. Детям свойственны наблюдательность,.

Дидактические игры своими руками Согласно ФГОС ДО у детей должны формироваться предпосылки к возникновению универсальных учебных действий. Учебная деятельность должна увлекать.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Детишки с большим удовольствием играют в дидактические игры, изготовленные своими руками. Они вызывают у них больше интереса. Если при.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками1. Волшебные кубики. Большие кубики оклеиваются с каждой стороны картинками: животные или транспорт или.

Дидактические игры своими рукамиДидактические игры своими руками Дидактические игры своими руками, часть 21. Дидактическая игра «Лыжник» Игра на различение направления движения мелодии – вверх или вниз.

Дидактические игры своими руками. ЛэпбукДидактические игры своими руками. Лэпбук озрастная группа: старший дошкольный возраст Цели и задачи игры: 1. Учить детей самостоятельно находить информацию по изучаемой теме,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Мастер-класс «Дидактические игры своими руками».
Опубликовано: 27 мая 2017 в 23:53
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка»
Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук ребенка» Уважаемые родители! Если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то...
Конспект урока по познанию мира для 3 класса «От чего зависит климат на Земле?»
Создание положительного эмоционального настроя Учитель. Здравствуйте, ребята! Почему на севере не растут пальмы? Почему у нас бывает и снег, и дождь, а на...
Фотоотчет «Театр в детском саду»
Театр постоянно привлекает к себе ребенка. Он с детства является для детей носителем добра. Детская душа просит сказки, волшебства, ярких красок, эмоций,...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка как фактор...
о свидетельству ученых ребенок дошкольного возраста более всего подвержен воздействию членов семьи. Поэтому, на наш взгляд, улучшение качества дошкольного...
Фотоотчёт тематическая неделя «Пожарная безопасность» в старшей группе
В нашей группе прошла неделя «Пожарной безопасности». За эту неделю мы провели много разных мероприятий, бесед «Бытовые приборы и правила обращения с ними»,...