Мастер-класс для педагогов ДОУ по знакомству с техникой модульного оригами и обмену опытом «Стрекоза»

Любовь Халикова
Мастер-класс для педагогов ДОУ по знакомству с техникой модульного оригами и обмену опытом «Стрекоза»

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Стрекоза» Модульное оригами

Воспитатель: Халикова Л. В. 2015г.

Цель:

знакомство с техникой модульного оригами; обмен опытом между педагогами различных категорий.

Задачи:

- Вызвать интерес к данному виду творчества;

- Познакомить с технологией модульного оригами, изготовления игрушек данным способом;

- Изготовить игрушку «Стрекоза»

Материалы и инструменты:

1. Офисная бумага;

2. Нож для резки бумаги;

3. Линейка;

1. Вводная часть.

1слайд Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня я хочу поделиться с Вами опытом работы по изготовлению поделок в технике модульного оригами.

С явлением оригами, наверное, знакомы все, хотя бы по разговорам, телевизору или книгам. Что представляет собой оригами? Это целое искусство причудливого складывания различных фигур из бумаги. Так, например, кораблик или самолетик, которые мы все мастерили в детстве - это и есть самый простой пример оригами. Чем же отличается обычное оригами от модульного? Далее мы постараемся разобраться в этом вопросе.

Модульное оригами - это трехмерное искусство, которое зародилось в Китае. Изначально оно являлось одним из проявлений философии. В то время в Китае активно развивалось искусство, отражаясь в различных

направлениях. К особенностям модульного оригами можно отнести то, что каждое готовое изделие собрано из множества маленьких фигурок. При этом модули (детали) могут быть различными по размеру, форме и цвету, в зависимости от того, какое задумывается итоговое изделие. Благодаря модульному оригами появилась возможность создавать необычные сувениры, подарки, игрушки, елочные украшения, гирлянды. Возникает вопрос: каким образом скрепляются модули? Клей в процессе создания изделия не используется - все детали вставляются одна в другую, крепко закрепляясь, что позволяет фигуре не распадаться.

3 слайд Модульным оригами очень интересно заниматься вместе с детьми и семьей, мастеря одну общую игрушку или же несколько разных. Единственное, что требуется для модульного оригами (кроме бумаги) - это, конечно, недюжинная усидчивость и терпение. Ведь для создания одной большой фигуры может потребоваться не только несколько десятков и сотен модулей, но и несколько тысяч, а это занимает массу времени. Зато после того, как все модули готовы, наступает, наверное, самый приятный момент - формирование изделия. Готовое изделие выглядит очень эффектно за счет своего объема, текстуры, ярких цветов. Поверьте, ради этого стоит корпеть над работой. К поделкам, как правило, создаются максимально понятные и простые схемы сбора и создания модулей, по которым можно отследить каждый шаг.

С самого начала постарайтесь не приступать к сложным фигурам - потренируйтесь на более простых и незамысловатых, к примеру, создайте шар или какой-нибудь фрукт. Детям особенно нравится выдумывать что-либо свое - позвольте им пофантазировать. После того, как Вами будет освоен принцип чтения схем создания модульного оригами, схемы из китайских или японских журналов поддадутся Вам также легко.

2. Основная часть.

1. Теоретическая часть.

Актуальность использования оригами в образовательном процессе в первую очередь конечно-же связана с возможностью использования его как средства развития мелкой моторики рук. Использование оригами обеспечивает хорошую тренировку пальцев, способствует выработке движений кисти, развивает точность, скоординированность мелких движений пальцев. Как известно, всё это стимулирует развитие речи у детей. Кроме того, для детей младшего возраста тренировка пальцев важна с точки зрения выработки основных элементарных умений, таких, как одевание и раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложкой, ножницами. У старших дошкольников тренировка пальцев подготавливает руку к письму.

В переводе с японского оригами – складывание бумаги. В результате складывания получаются разнообразные фигурки. Но сегодня мы не будем просто учиться делать ту или иную фигуру. Моя задача – познакомить вас с методическими приёмами обучения дошкольников оригами. А именно с организационными методическими приёмами. Напомню, что организационными методическими приемами мы направляем внимание, восприятие и работу детей. Почему именно этот аспект я выбрала для темы мастер-класса?

Во-первых, владение разнообразными методическими приемами, умелое их сочетание, свидетельствует о педагогическом мастерстве педагога, т. е. служит показателем качества его работы.

Во-вторых, умения и навыки ребёнка, формируемые с помощью методических приёмов, которые будут представлены сегодня Вашему вниманию, могут быть использованы в различных видах детской деятельности: игровой, трудовой, коммуникативной. Такой подход соответствует ФГОСам. ФГОС ставят перед педагогами задачу организации интегрированного воспитательно-образовательного процесса. методы и приёмы достаточно разнообразны. В рамках времени мастер-класса мы не можем познакомиться со всеми. Я предлагаю подробно рассмотреть следующие методические приёмы:

1. объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

2. выполнение действий с детьми с проговариванием

3. выполнение действий по пооперационным картам.

Почему именно их я выбрала? На мой взгляд, использовать их в работе может педагог даже, не владеющий глубоко техникой оригами. Они эффективны в работе с детьми и даётся возможность решать задачи различных образовательных областей.

Рассмотрим первый приём – объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

У младших дошкольников вызывает затруднение точное совмещение противоположных углов и сторон фигур. Для решения этой проблемы я использую приём - объяснение, сопровождаемое показом с опорой на символы-ориентиры.

Посмотрите, на углах квадрата, которые будут совмещены, нарисованы символы-ориентиры: божья коровка и цветок. Я предлагаю детям: «Давайте поможем божьей коровке сесть на цветок. Возьмём уголок, на котором изображена божья коровка и точно совместим с уголком, где расположен цветок, «посадим её на цветок». А теперь, чтобы божья коровка не улетела, пальцами левой руки удерживаем совмещённые углы, а ногтем большого пальца правой руки, прогладим полученную складку».

Используя данный методический приём, мы не только помогаем ребёнку научиться выполнять складывание заготовки по диагонали аккуратно, точно совмещая противоположные углы и стороны, но и развиваем в ребёнке способность, действовать самостоятельно, формируем способность к переносу данного действия в самостоятельную трудовую деятельность. Например, освоив это действие, ребёнок может применить его при складывании салфеток для салфетницы.

Рассмотрим второй приём – выполнение действий с детьми с проговариванием.

Для его демонстрации я приглашу помощников, чтобы более наглядно Вам показать его использование в практической работе с детьми. Я буду складывать форму и по ходу выполнения задавать вопросы, которые обычно задаются детям.

Демонстрация приёма.

– Мы будем складывать форму. Возьмите квадрат. – Какую фигуру вы взяли?

– сейчас мы сложим базовую форму «Воздушный змей». – Какую базовую форму вы сложили? Что вы для этого сделали?

– Перегните заготовку пополам. – Что вы сейчас будете делать?

– Покажите, что у вас получилось. Спасибо за вашу помощь.

Использование этого приёма развивает у детей диалогическую речь в контексте выполнения определённой деятельности; формирует умение слышать собеседника, развивает грамматическую сторону речи.

Мы рассмотрели два самых простых методических приёма. Они просты в применении и могут использоваться всеми педагогами, даже не занимающимися оригами в системе. А вот следующий приём более сложный, но эффективный. Им смогут воспользоваться те, кто заинтересуется оригами.

Рассмотрим третий приём - выполнение действий по пооперационным картам или схемам.

Для того, чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступным, использую приём - выполнение действий по пооперационным картам. Использовать этот приём следует, когда дети уже овладеют базовыми формами складывания. По таким картам работать проще и интереснее, чем по схемам. И схема, и пооперационная карта показывают чёткую последовательность выполнения действий, в чём же преимущество пооперационной карты?

Схема – плоское изображение, а карта предлагает объёмный образец, как на киносеансе в формате 3Д, который сейчас так популярен у детей. Кроме того, схему нельзя развернуть, а любую фигуру на карте можно развернуть и снова свернуть, тем самым отрабатывая приёмы складывания или вспоминая забытые действия и операции.

И самое главное – работа с пооперационной картой соответствует психофизиологическим особенностям ребёнка дошкольного возраста, а именно особенностям восприятия новой информации. Наиболее доступное для ребёнка – чувственное восприятие. При использовании карт обеспечивается большее количество каналов поступления информации – зрение (ребёнок видит всё, что изображено на карте)

• осязание (он может потрогать, развернуть, свернуть, ощутить объём,

• слух (ребёнок слушает комментарии педагога).

А при работе с традиционными схемами информация поступает, в основном, через зрение.

Всё мной перечисленное говорит о преимуществе пооперационных карт по сравнению со схемами.

Итак, как сделать модуль?

Создавать отдельные модули абсолютно не сложно. Сегодня мы с вами попробуем это делать. Тренируйтесь, создавая один модуль или модули нескольких видов. Делайте модули до тех пор, пока Вы не почувствуете, что сможете сами его сконструировать без особых затруднений - это в дальнейшем во многом увеличит темп работы над изделием.

Какую бумагу использовать для модульного оригами? Больше всего подходит для этого дела обычная офисная бумага, так как она обладает достаточной плотностью, гладкостью, может быть различных цветов (при этом цветная офисная бумага не белеет на сгибах). Для маленьких модулей могут подойти и обыкновенные стикеры. В случае со стикерами сторону с клеем нужно складывать внутрь. Сейчас на прилавках в магазинах можно найти бумагу, специально предназначенную для оригами. Перед тем, как начинать делать модули, проверьте, не рвутся ли листы при сгибах. Для придания своему изделию изюминки, Вы можете использовать даже глянцевую бумагу из журналов - все зависит от задумки.

Размер листочков бумаги для складывания модулей может быть различным — большим или маленьким. От этого зависит величина будущей поделки. Для треугольных модулей удобно использовать листочки размером 1/16 или 1/32 стандартного листа формата А4.

Можно выбрать и другой размер. Но какой бы размер модуля вы ни выбрали, удобнее всего остановиться именно на нем при изготовлении всех поделок. Тогда они будут совместимы между собой и елочка, сложенная к Новому году, сможет превратиться в пальму, а затем в павлина или во что-то еще.

Инструменты и дополнительные материалы

Канцелярский нож и линейка. Прежде чем начинать складывать модули, нужно нарезать бумагу на прямоугольники или квадраты, если вы не используете стикеры подходящей формы. Удобно резать сразу несколько слоев бумаги. Делать это ножницами очень трудно. Лучше резать бумагу хорошим канцелярским ножом по линейке. Линейка должна быть твердая, желательно — с углублением или ручкой для передерживания. Под бумагу следует подложить твердую доску. Если есть возможность, приобретите специальный резак для бумаги.

2. Практическая часть. Работа с модулями.

Треугольный модуль — основа поделок. Для выполнения такого модуля понадобится прямоугольный листочек бумаги.

1. Согните прямоугольный листочек бумаги пополам вдоль.

2. Согните поперек, чтобы наметить линию середины, и разогните. Положите углом вверх.

3. Загните края к середине.

4. Переверните.

5. Загните нижнюю часть вверх.

6. Сложите уголки, перегнув их через большой треугольник.

7. Разогните уголки и нижнюю часть.

8. Снова сложите уголки по намеченным линиям и поднимите нижнюю часть вверх.

9. Согните пополам. Получившийся модуль имеет два нижних уголка и два кармашка. Такие модули можно вставлять друг в друга различными способами и получать объемные фигурки. Сложенная из модулей фигурка легко разбирается.

Слайд 8 Внимание! Сторону, лежащую в треугольном модуле напротив прямого угла, в дальнейшем будем называть длинной. Сторону, лежащую напротив угла в 60 градусов — короткой.

На нашем занятии мы попытаемся выполнить простую поделку – стрекозу. Для этого нам понадобится всего 43 модуля.

Собираем стрекозу.

1. Заключительная часть.

Собранное из модулей изделие отлично впишется в интерьер Вашей квартиры, а также сможет стать прекрасным подарком для родных и близких. Это действительно прекрасное занятие, которое ко всему прочему еще и успокаивает нервную систему.

Проводится опрос: насколько актуален данный вид деятельности в детском саду? (мнение присутствующих)

Слайд 30 Спасибо за ваше участие.

Я надеюсь, что первые шаги в данном виде творчества найдут продолжение в ваших будущих работах.

Желаю вам успехов в ваших начинаниях!

Литература

В составлении конспекта использовался материал интернет – ресурсов:

http://www.ikirov.ru/journal/entsiklopediya-potrebitelya-art-chto-takoe-modulnoe-origami.html

http://vrukodelii.com/modulnoe-origami-s-chego-nachat/

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Оригами» КОНСПЕКТ Мастер-класса для педагогов «Страна Оригами» Материалы: готовые изделия, выполненные в технике Оригами, салфетки столовые, квадратики.

Мастер-класс: изготовление кленового листа в технике модульного оригамиМастер-класс: изготовление кленового листа в технике модульного оригами Мастер класс Модульное оригами «Осенний кленовый листок» Для работы нам понадобится: 9 квадратов цветной бумаги размером 8:8 Клей, 1.

Мастер-класс по изготовлению елочки с использованием техники модульного оригамиМастер-класс по изготовлению елочки с использованием техники модульного оригами Новый год - это любимый детский праздник, ведь именно под новогодней елкой детишки находят свои заветные подарки, с нетерпением ждут прихода.

Морозные узоры. Знакомство с техникой «солевого рисования» в старшей группе. Мастер-класс ВидеоМорозные узоры. Знакомство с техникой «солевого рисования» в старшей группе. Мастер-класс Видео Фрагмент НОД. Воспитатель загадывает детям загадку. Невидимкой, осторожно, он является ко мне, И рисует, как художник, он узоры на окне.

«Обмен опытом». Анализ работы РМО«Обмен опытом». Анализ работы РМО Обмен опытом. В нашем Сергачском районе вот уже третий год работает РМО для воспитателей разновозрастных групп. Методобъединения проходят.

Обмен опытом «Формы организации и проведения проекта с детьми второй группы раннего возраста» В настоящее время в ДОУ активно внедряются инновационные технологии. Одной из таких технологий является проектная деятельность (метод проектов).

Обмен опытом по планированию НОД в старшей группе по теме «Зима. Зимние развлечения» Понедельник 25 января 1. О/О «Художественно-эстетическое развитие» - Музыка (по пл. муз. руководителя) 2. О/О «Физическое развитие».

Обмен опытом «Предметно — развивающая среда в старшей группе» Микроцентр «Спортивный островок» Оборудование для ходьбы, бега, равновесия Для прыжков: скакалка Для катания, бросания, ловли: мяч Атрибуты.

Обобщение опыта работы «Значение русского народного творчества в развитии ребенка младшего дошкольного возраста» Исакова О. Д. воспитатель высшей квалификационной категории МБОУ НШ-ДС № 24 с. Чкаловское Значение русского народного творчества в развитии.

Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса «Осенний пейзаж»Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса «Осенний пейзаж» Знакомство с нетрадиционной техникой рисования «Монотипия» Родительское собрание в форме мастер-класса (старшая группа) Воспитатель: Разина.

Библиотека изображений:
  • Детские писатели
  • Насекомые и пауки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов ДОУ по знакомству с техникой модульного оригами и обмену опытом «Стрекоза»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 20:39
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. День флориста в России

Когда-то владение искусством цветосложения и знание языка цветов считалось для дамы признаком хорошего воспитания. Сегодня создание цветочных композиций перешло в разряд профессиональных умений. В 2009...

23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

Дидактическая игра «Доскажи словечко» (про виноград)
Цель: развитие слухового внимания, памяти. Задачи: - расширять и пополнять словарный запас; - развитие творческого воображения. Правила игры : дети...
Наблюдение за цветами «Чем пахнет лето» с детьми младшего дошкольного возраста
Цель: создание условий для расширения представления о цветах на клумбе. Задачи: - уточнить с детьми названия цветов на клумбе, знакомить с особенностями...
Конспект занятия по познавательному развитию в 1 младшей группе по теме: «Мыльные...
Цель: создание условий для развития познавательно-исследовательской деятельности у детей младшего дошкольного возраста. Задачи: способствовать развитию...