Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста»

Екатерина Карцева
Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста»

Цель мероприятия.

1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша.

План проведения мастер-класса:

1. Знакомство с блоками Дьенеша.

2. Практические игры и упражнения с блоками.

3. Заключение.

Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребёнка развитие его ума, формирование таких мыслительных способностей, которые позволят ему легко усваивать новое. В решении этой задачи поможет одно из наиболее эффективных пособий логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики. В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объмный и плоскостной соответственно блоки и логические фигуры. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют. В процессе разнообразных действий с логическими блоками дошкольники овладевают различными мыслительными умениями, такими как, умения анализировать, абстрагировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать. А также логические операции отрицания или замещения. В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развиваются элементарные навыки алгоритма, способность производить действия в уме. С помощью блоков тренируют внимание, память, восприятие. Логические блоки представляют собой эталоны форм геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами. В наборе есть методическое пособие, в котором визуально изображены и описаны возможные варианты игр «Давайте вместе поиграем».

Для детей младшего возраста блоки являются эталонами формы и цвета. Манипулируя с ними, ребенок выясняет, что каждая фигура имеет цвет, форму, размер и толщину. Дети должны подобрать такую же фигуру по цвету, как у воспитателя (по форме, размеру). В середине года можно задавать два свойства

для искомой фигуры. Например: «Найди жёлтую большую фигуру, красную треугольную, маленькую квадратную и т. д.». Играя с блоками можно решить следующие задачи:

• Познакомить детей с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

• Развивать умение выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие.

• Обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трём).

• Объяснять сходство и различие объектов, обосновывать свои рассуждения.

• Развивать пространственные представления.

• Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

• Развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них.

• Развивать словесно-логическое мышление.

Формы работы с детьми в детском саду: Занятия (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения). Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей.

Работу с логическими блоками можно проводить во всех сферах деятельности:

а) блоки можно использовать и в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивая наглядность, системность, доступность. Например, на интегрированных занятиях их можно использовать в работе по конструктивной деятельности.

б) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).

б) настольно-печатных играх. Например, игра «Расставь блоки по местам». Для этого нужно изготовить игровое поле и дети должны расставить по нему блоки. (Предложить педагогам разделиться на две команды и заполнить игровые поля).

в) в сюжетно-ролевых играх: «Магазин» (деньги обозначаются блоками, цены на товар обозначаются кодовыми карточками). Например, дети приходят в магазин. На товаре (кукле) висит ценник (форма – треугольник, цвет красный, маленький домик, тонкий человечек). Ребенок должен в качестве денег выбрать маленький, тонкий красный треугольник. (Предложить воспитателям совершить несколько покупок). Аналогично можно провести игру «Почта» (адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике обозначается кодовыми карточками, «Поезд» (билеты, места). Блоки Деньеша являются прекрасными заместителями предметов. Так маленький красный треугольный блок может легко превратиться в маленькую красную треугольную рыбку, а синий круг прекрасным пирожным в сюжетно-ролевой игре «День рождение». Тем самым вместе с детьми можно придумать много разных игр.

2. Сейчас блоки Дьенеша продаются в любом магазине игрушек, и есть почти в каждой группе, иногда в продаже можно встретить альбомы для игр с блоками Дьенеша. Но только карточек и остального материала там нет. В век технологий нельзя не воспользоваться преимуществами компьютера, поэтому я изготовила все необходимые карточки и схемы для игр с блоками Дьенеша и использую их в работе, начиная с младшей группы. С удовольствием поделюсь с Вами своими наработками.

Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе, но можно часть из них найти в учебном пособии, которое я вам покажу в конце нашего мастер-класса.

1. «Поиск одинаковых фигур». Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

2. «Угости игрушку». Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

3. «Игра с кругом». Нарисуйте круг. Ребёнок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие снаружи.

4. «Дорожки». Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы). Или предложите малышам выложить второй ряд так, чтобы под каждой фигурой оказалась фигура другого цвета (или формы, или размера).

Еще один вариант игры «Помоги ёжику добраться до дома» («Выложи дорожку»)

Ребёнку предлагают выложить дорожку так, чтобы рядом оказались фигуры одного цвета, или рядом оказались фигуры разной формы (одного размера и т. д., варианты по усмотрению).

Для игры понадобятся специальные схемы, по которым дети будут выкладывать дорожку для ёжика. Например, сначала нужно положить красную фигуру, потом жёлтую, потом синюю, потом жёлтую, потом красную и т. д. по стрелке. Более сложный вариант, в котором необходимо учитывать сразу два признака: сначала положить синюю треугольную фигуру, потом красную квадратную, потом синюю круглую, потом жёлтую прямоугольную и т. д. Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать как элемент образовательной деятельности, а так же для индивидуальной работы с малышами для развития математических представлений.

5. «Покажи». Попросите малыша показать не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

6. «Цепочка». Выстроить цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по карточке или иллюстрации-слайде.

7. Игра «Что изменилось» («Угадай-ка»). Перед детьми выкладывают 3-5 фигур.

Затем предлагают детям запомнить фигуры и закрыть глаза. Воспитатель убирает одну фигуру и предлагает детям ответить, что изменилось.

Можно не убирать фигуру, а поменять местами или одну убрать, а другую добавить.

10. Игра «Третий лишний»

Выложите три фигуры, две из которых объединены одним признаком. Попросите ребёнка ответить и объяснить, какая фигура лишняя.

11. Игра «Волшебный мешочек»

Все фигуры сложите в мешочек и предложите малышу выбрать все круглые (квадратные, треугольные) фигуры.

12. Игра «Раздели фигуры»

Игра направлена на умение выделять фигуру с заданным признаком из других. В гости к детям приходят Сова и Ёжик. Сове нужно дать только круглые фигуры, а Ёжику только большие (только синие и только прямоугольные, только квадратные и только красные и т. д.).

13. Игра «Чередование»

Выкладывание цепочки (последовательности): красная, жёлтая — круглая, прямоугольная — большая, маленькая и т. д.

14. Игра «Найди пару»

Каждой большой фигурке нужно найти в пару маленькую.

15. Игра «Опиши фигуру»

Каждый ребёнок берёт из мешочка фигуру и называет её свойства: круглая, большая, красная, тонкая.

16. Игра «Найди клад» Блоки Дьенеша в младшей группе можно использовать и для такой игры: на полу разложить несколько фигур. Когда дети закроют глаза, воспитатель прячет монетку под одну из них. Дети должны узнать, под какой фигурой клад, задавая вопросы: «Клад под жёлтой фигурой? Клад под большой фигурой?». Постепенно вариантов фигур останется меньше, и внимательные малыши смогут найти клад.

Во второй половине года в младшей группе можно познакомить детей со знаками (карточками, обозначающими свойства фигур: цвет, форма, размер и толщина и организовывать более интересные игры.

18. Игра «Разложи на группы»

Педагог предлагает детям разделить фигуры, опираясь на соответствующую карточку-признак: в одну группу синие, в другую большие, в третью треугольный и т. д.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Эти игры придумала не я. Я всего лишь помогла в них разобраться и показала, как можно их использовать в своей работе. Благодарю за внимание. Желаю удачи.

Литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 20142. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико –математическое развитие дошкольников. –СПб «Детство -Пресс», 20153. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. –СПб «Детство -Пресс», 20144. Спасатели приходят на помощь. Схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты. / Финкельштейн Б. Б. –ОООКорвет

Источники:

1. https://infodoo.ru/bloki-denesha-v-mladshej-gruppe

2. https://docplayer.ru/33713871-Master-klass-bloki-denesha-dlya-pedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya.html

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование блоков Дьенеша для развития логико-математических представлений у детей младшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 Буратино" Ханты - Мансийский автономный округ- Югра город.

Мастер-класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер- класс для педагогов «Использование методов и приёмов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста». Подготовила воспитатель: Потапова.

Мастер-класс для воспитателей «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование элементов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Старший воспитатель Суркова С.

Мастер-класс «Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста» (Опыт работы) МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЕРМАКОВСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ.

Мастер-класс «Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша» Ход мастер-класса Уважаемые коллеги! Зовут меня Орищенко Ирина Павловна, тема моего мастер-класса использование в играх с дошкольниками.

Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Мастер-класс по теме: «Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста» Подготовила: воспитатель первой квалификационной.

Мастер–класс «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми» слайд 2 Цель: повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения игр с блоками Дьенеша при формировании.

Мастер-класс «Использование элементов дыхательной гимнастики и самомассажа в работе с детьми дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 24 «РОДНИОК» г. Вольска Саратовской области КОНСПЕКТ Мастер-класс тема:.

Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ»Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ» Методическая разработка в средней группе № 13 «Колокольчики» «Использование логических блоков Дьенеша в жизнедеятельности детей в ДОУ».

Презентация «Использование блоков Дьенеша в совместной работе с детьми младшей группы» Блоки Дьеныша- это увлекательное и полезное занятие! Игры с блоками развивает у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 13 марта 2019 в 21:20
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 55.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД