Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша: умные игры — умные дети»

Мурзина Наталия
Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша: умные игры — умные дети»

Тема: «Логические блоки Дьенеша : умные игры – умные дети»

Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса.

Задачи мастер–класса :

1. Сформировать у педагогов – участников мастер-класса представление об игровой технологии.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Логические блоки Дьенеша: умные игры — умные дети“» размещена в разделах

2. Познакомить участников мастер-класса с применением развивающих игр с логическими блоками Дьенеша.

3. Обучить участников мастер–класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

4. Активизировать познавательную деятельность педагогов, повысить уровень их профессиональной компетенции в вопросах интеллектуального развития детей дошкольного возраста.

Оборудование: мультимедиа, столы.

Раздаточный материал: блоки Дьенеша, печатный материал (домики для блоков, елочки с таблицами к ним, пересекающиеся круги)

План:

1. Приветствие.

2. Актуальность мастер – класса

3. Теоретическая часть. Презентация образовательной технологии «Блоки Дьенеша».

4. Практическая часть. Выполнение заданий посредством игровой деятельности.

5. Рефлексия, обмен мнениями.

Приветствие.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на своем мастер – классе «Блоки Дьенеша : умные игры – умные дети». Мне очень хочется, чтобы Вы получили для себя полезную информацию, которую сможете использовать в своей педагогической деятельности.

Актуальность.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был всесторонне развит. Каждый ребенок хочет одного – играть. Десятки развивающих методик совмещают обучение и игру. Через игру действует и система Дьенеша.

Основные особенности этих дидактических материалов - абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал является средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление.

В настоящее время целью дошкольного образования является создание условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребенка. Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач, одной из которых является разработка содержания, обеспечивающего развитие познавательной сферы, а также формирование опыта практической, познавательной и творческой деятельности. С учетом возрастных психофизических особенностей детей дошкольного возраста выше обозначенные задачи с наибольшей эффективностью целесообразно решать при помощи метода игры.

Во многих странах мира успешно используется дидактический материал "Логические блоки", разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Последнее десятилетие этот материал завоевывает все большее признание у педагогов и родителей нашей страны.

Теоретическая часть.

Венгерский математик, психолог, педагог – Золтан Дьенеш был настолько влюблен в свою науку, что задал себе вопрос, почему многие люди считают математику трудной? Не из детства ли растут корни этих трудностей? Многие годы Золтан Дьенеш посвятил исследованиям, преподаванию математики детям в разных странах и в итоге выяснил – только задействуя творческий потенциал ребенка, можно привить любовь к математике и добиться реальных успехов в изучении этой науки.

Золтан Дьенеш предлагает использовать для игр «логические блоки» (иногда их называют кубиками Дьенеша). Логические блоки Дьенеша - это набор из 48 геометрических фигур, причем в наборе нет ни одной одинаковой, все они различаются свойствами: формой (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные, цветом (красные, желтые, синие, размером (большие и маленькие) и толщиной (толстые и тонкие).

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Сам по себе набор – потрясающее поле для деятельности, десятки игр разной степени сложности, которые объединят ребенка и взрослого.

Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам. Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, удерживать их в памяти.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5x5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина).

Знакомство ребенка с символами свойств важная ступенька в освоении всей знаковой культуры, грамоты математических символов, программирования.

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий.

На карточках условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) Всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств, например: Не красный, не тонкий и т. д.

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Для проведения некоторых игр и упражнений можно дополнительно использовать вспомогательный материал - игрушки-персонажи, обручи, веревочки и пр.

Для детей 2-4 лет предлагается

1) Плоскостной вариант блоков «Удивляйка-1, -2, -3, -4» – это игровой развивающий материал для подготовки к занятиям с логическими блоками Дьенеша.

2) «Блоки Дьенеша для самых маленьких» – красочный альбом-приложение к логическим блокам Дьенеша. Малыш выбирает подходящие фигуры и накладывает их на изображение, которое в итоге получается объемным.

3) «Маленькие логики» – это тоже альбом, идущий в дополнение к блокам.

4) С 4 лет «Лепим нелепицы» – альбом-дополнение к блокам Дьенеша.

С 5-8 лет «Альбом с заданиями № 1: Поиск затонувшего клада» – отличное пособие для начинающих изучать сложение и вычитание. Цель игры – найти волшебные драгоценные камни.

«Альбом с заданиями № 2: Праздник в стране блоков» содержит 4 основные игры и несколько тренировочных. Основное отличие от предыдущего варианта – альбом направлен на социально-нравственное развитие ребенка: дети учатся играть в коллективе, следовать правилам, соревнуются. Игры из этого альбома подойдут для семейных праздников, конкурсов.

«Альбом с заданиями № 3: Спасатели приходят на помощь» состоит из задач разного уровня сложности: есть игры, схемы, интеллектуальные загадки, лабиринты.

К формам работы с блоками в детском саду относятся:

- Организованная образовательная деятельность, обеспечивающая наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

- Самостоятельная деятельность детей в математическом центре (развивающие игры, логико-математические игры, дидактические игры, логические упражнения).

Совместная и самостоятельная игровая деятельность детей (подвижные игры, настольно-печатные игры, сюжетно-ролевые игры) :

а) в подвижных играх – это предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов;

б) в настольно-печатных – это изготовление карт к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”;

в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” – это деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места.

Практическая часть мастер-класса.

Переходим к практическим действиям коллеги. Предлагаю вашему вниманию игры для детей младшего дошкольного возраста. Разумеется, все игры невозможно показать в одном мастер-классе.

Игры для детей младшего возраста

1. «Поиск одинаковых фигур». Откройте коробки с блоками. Рассмотрите их. Что можно с ними сделать? Молодцы! Дети делают также.

Ну а теперь, разложите блоки по цвету : красные, желтые, синие. Выберите все квадратные, а теперь все треугольные. Верните блоки на свои места.

2. «Что лишнее». Раскладываю перед вами 5 блоков (1 – 4 крас. +1 син. ; 2 – 4 кв. +1 прям. ; 3 – 4 б. прям. +1 м. прям). В ряду один лишний. Объясните, какая фигура лишняя и почему вы так думаете.

3. «Дорожки». Выложите полоску из 5 блоков, (выкладывают)

сверху над каждой фигурой разложите фигуры 1)другого цвета, 2) другой формы, 3) другого размера.

4. «Цепочка». Постройте цепочку из заданных блоков в определённой последовательности по иллюстрации на слайде. Каким вышел 1ряд? ( цветовой: желтый-красный-желтый-) А каким вышел 2ряд? (ряд из форм).

5. «Угадай-ка». Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы. Верните блоки на свои места.

Игры для детей старшего возраста

1. «Группы» (Раздаю нарисованных два пересекающихся круга). Разложите все синие фигуры в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и ко второму кругу. (Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам). Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы. Обратите внимание на Слайд

2. «Разгадывание фигуры». В комплекте с методическим пособием к блокам Дьенеша «Давайте вместе поиграем» представлены такие кубики (показываю, на которых указаны свойства блоков 1 – цвет и отрицание цвета; 2 – форма и отрицание формы; 3 – размер и отрицание размера; 4 – толщина и отрицание толщины. Поиграем с кубиками в игру «разгадай фигуру». Я бросаю кубики. А Вы, по знаково-символическим изображениям, ищете походящую фигуру.

3. «Заселим в домики» (Раздаю таблицы) Перед Вами таблицы. Нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели. Молодцы! А вот что получилось у меня.

4. Игра «Украсим елку бусами» (Раздаю елки, таблицы к ней)

Самый любимый праздник всех детей – это Новый год. Раньше на Руси Новый год отмечали в марте, поэтому я предлагаю Вам сегодня снова окунуться в атмосферу этого радостного праздника и украсить новогоднюю елочку.

Мы будем украшать елку бусами. На елке 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы. Проверьте себя.

Елочки пока не убирайте, пожалуйста, они нам пригодятся чуть позже.

Рефлексия.

Молодцы, все справились с заданиями.

Уважаемые коллеги, сегодня вы познакомились с игровым материалом «Логические блоки Дьенеша». Существует большое разнообразие альбомов, пособий по занятиям с логическими блоками Дьенеша, в которых предлагаются готовые сценарии игр. Их можно приобрести, изготовить самостоятельно или скачать. Но есть обязательное условие – взрослый должен играть с детьми, играть азартно, увлеченно. Тогда и только тогда игра станет радостью для детей и позволит решить поставленные дидактические задачи. Я надеюсь, что полученные сегодня знания, пригодится вам в дальнейшем общении с вашими детьми.

А теперь прошу Вас оценить работу мастер – класса. У наших елочек новогодних осталась не украшена макушка. Украсьте ее, пожалуйста:

Желтым блоком любой формы – если мастер-класс понравился

Синим блоком - если остались какие – то вопросы по теме

Красным блоком – если технология Вам интересна, но педагог не смогла убедить в необходимости ее применения.

Спасибо за внимание!

Литература:

1. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / авт. -сост. О. В. Толстикова. О. В. Савельева. Т. В. Иванова и др. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО». 2014

2. Михайлова З. А. Носова Е. А. Логико – математическое развитие дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2015

3. Николаева Е. П. Формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. – СПб «Детство - Пресс», 2014

4. Давайте вместе поиграем. Игры с логическими блоками Дьенеша. - СПб «Детство - Пресс»

Публикации по теме:

Логические игры с «Блоками Дьенеша»Логические игры с «Блоками Дьенеша» «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Дидактическая игра «Умные пальчики»Дидактическая игра «Умные пальчики» Цель: стимулирование речевой активности детей раннего дошкольного возраста, развитие мелкой моторики рук, логического мышления, памяти,.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша»Конспект занятия по ФЭМП с использованием пособия «Логические блоки Дьенеша» Занятие по формированию элементарных математических представлений через использование дидактических игр на развитие логического мышления.

Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал»Консультация «Блоки Дьенеша как универсальный дидактический материал» Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, направленный на познавательное развитие детей. Набор содержит в себе 48 объемных.

Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша»Консультация для родителей и педагогов «Развивающие блоки Дьенеша» «Развивающие блоки Дьенеша»Одна из важнейших задач воспитания дошкольника — развитие его умственных способностей, формирование таких мыслительных.

Наглядно-дидактические материалы — развивающие игры «Умные карточки»Наглядно-дидактические материалы — развивающие игры «Умные карточки» Умные карточки Воспитатель филиала «Большеутинский детский сад " Ручеёк" Ярушина Н. Е. пополнила игротеку наглядно- дидактические развивающие.

Проект «Умные игры» для второй младшей группы Проект «Умные игры», краткосрочный практико-ориентированный проект для второй младшей группы Проблема: внешний интерес детей и родителей.

Разработка дидактической игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Умные мухоморы»Разработка дидактической игры по ФЭМП для старшего дошкольного возраста «Умные мухоморы» Материалы для изготовления пособия: цветной картон, белый картон, распечатанные на принтере примеры и цифры, клей, ножницы. Игра состоит.

Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша»Развлечение первой младшей группы «Давайте поиграем». Внесение новой игры «Блоки Дьенеша» В этом году я работаю в первой младшей группе. В возрасте 2-3 года дети накапливают множество знаний о форме предметов, о размере, цветах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша: умные игры — умные дети»
Опубликовано: 14 апреля 2022 в 13:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД