Получи документы

Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как образовательное событие в познавательном развитии дошкольников»

Лариса Климова
Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как образовательное событие в познавательном развитии дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как Образовательное событие в познавательном развитии дошкольников»

Цель: формирование интереса педагогов к поиску новых методов и технологий в работе с воспитанниками и их родителями.

Задачи:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Мини-музей как образовательное событие в познавательном развитии дошкольников“» размещена в разделах

- Показать педагогам практическую значимость использования «музейной педагогики», как инновационной технологии для стимулирования познавательно-исследовательской активности и личностного воспитания детей, способ взаимодействия с родителями;

- Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

- Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея (на основе личного опыта).

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, игры, экспонаты (часы, игры и методические рекомендации в контексте данной темы.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является развитие творческих и познавательных способностей детей. Поэтому мы хотим представить вам такую форму работы как мини – музей. В силу своей природы музеи способны играть большую роль не только в нравственно-патриотическом, эстетическом, экологическом воспитании детей, но и в развитии их творческих и познавательных способностей. Музей позволяет закрепить и углубить имеющиеся знания. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством познания социального опыта. Каждый музей с различной степенью эффективности осуществляет просветительную и образовательную функцию. Детям нужен свой музей, в котором экспонаты будут доступны, где можно будет потрогать их, где им будет предоставлена возможность «погрузиться» в неведомый мир. Именно этим требованиям отвечают мини-музеи, созданные на базе дошкольных учреждений. На всех занятиях с использованием мини-музеев дети дошкольного возраста - не просто посетители, они вовлекаются в соответствующий вид деятельности

Изначально музейная педагогика подразумевала сотрудничество детского сада и музея, организацию посещений, экскурсий в музеи разной тематики. Сотрудники музеев разрабатывали специальные экскурсии для дошкольников, организовывали различные мероприятия.

Музейная педагогика помогает решать практически все задачи дошкольного образования. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Но здесь, несмотря на имеющиеся преимущества, есть и свои трудности, и недостатки. Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев.

Задание №1

«Взаимодействие дошкольных учреждений с музеями»

Какие трудности возникают при сотрудничестве детских садов и музеев?

Ответы

- Музей расположен далеко от д/с;

- Сложность при организации экскурсии (необходимо организовать сопровождение, согласовать с руководством ДОУ, родителями);

- Эмоциональный настрой детей (дети после посещения бывают либо утомлены, либо слишком эмоциональны);

- Нарушают привычный режим ДОУ;

- Тема экскурсий (не соответствует возрасту, программному содержанию).

Да, коллеги, подобные трудности действительно возникают. Учитывая все эти сложности, которые могут возникнуть при взаимодействии музеев с ДОУ, логичным решением является организация работы в другом направлении. необходимо организовать свой музей, а точнее мини-музей.

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?

Задание №2

«Создание мини-музея в детском саду.

Перечислите, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ.

Ответы

- Мини-музей расположен в ДОУ;

- Экспонаты мини-музея можно трогать руками (экспонаты собираются педагогами, родителями);

- Дети – создатели, участники;

- Вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду;

- Можно пригласить детей других групп ДОУ;

- Разнообразят и дополняют образовательный процесс;

Всё это является преимуществами создания мини-музея в детском саду

Задание №3

«Основа мини-музея»

Основой для создания мини-музея является :

- Образовательная необходимость (необходимо интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете)

- Познавательная активность детей (появился интерес, желание узнать, откуда это берется)

- Инициатива взрослого (педагога, родителя).

Задание №4

«Мини-музей и образовательный процесс»

Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?

Ответы

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр «Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия.

Организовывая виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея.

Принцип интеграции

Принцип деятельности и интерактивности

Принцип природосообразности

Принцип научности

Принцип гуманизации и партнерства

Принцип культуросообразности

Принцип динамичности и вариативности

Принцип разнообразия

Принцип регионального компонента

Задание №5

«Мини-музей и работа с родителями»

Формы работы с детьми мы обозначили. А что касается взаимодействия с родителями? Коллеги, на ваш взгляд, какие формы взаимодействия с родителями можно реализовать, совместно работая над созданием мини-музея?

Ответы

- Изготовление атрибутов для игр и оформления;

- Создание тематических альбомов;

- Анкетирование родителей;

- Фотовыставки и выставки детских работ;

- Родительские собрания (круглый стол, дискуссионные встречи, деловая игра);

- Консультации, папки-передвижки;

- Экскурсия для детей и родителей;

- Мастер-класс по изготовлению экспонатов;

- Досуговая форма общения (познавательно-игровая викторина, фольклорный или спортивный досуг, чаепитие).

Ранее мы обозначили, что работа над созданием мини-музея – это своего рода проектная деятельность. И этапы реализации этого, как любого проекта, таковы:

Подготовительный этап.

В начале работы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини - музея, разрабатывали его модель, выбирают место для размещения.

Практический этап

Сбор экспонатов и информации о них, создание музея, разработка экскурсий, открытие мини-музея, приглашение гостей (дети других групп, родители, пополнение атрибутов в музее, проведение образовательной деятельности. Участие в создании детей и родителей обязательно.

Заключительный

Презентация мини музея.

В дальнейшем планируем развиваться в данном направлении, потому что работа над созданием мини-музея помогает решить комплекс педагогических задач. Работа в музее, в первую очередь, очень увлекает детей дети стали больше интересоваться историей вещей, проявляя познавательную активность, стали чаще выражать стремление к творческому самовыражению. Родители также активно принимали участие в создании музейной экспозиции, участвовали в опросах, принимали участие в мастер – классах и совместной деятельности с детьми. Эта работа помогла выстроить партнерские отношения, привлечь родителей к участию в тематических мероприятиях на базе мини-музея. В результате работы в данном направлении мы освоила новую педагогическую технологию, а мини-музей стал неотъемлемой частью предметно-развивающей среды нашей группы.

Ну и конечно же мы предлагаем вам экскурсию по нашим мини- музеям.

(Слайды презентации с музеями)

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фольклор в познавательном развитии детей Одной из основных задач государства в сфере образования является обеспечение исторической преемственности поколений, сохранение, распространение.

Интегрированные занятия в познавательном развитии детейИнтегрированные занятия в познавательном развитии детей Опыт работы по теме: «Интегрированные занятия в познавательном развитии детей»Актуальность использования интегрированных занятий в познавательном.

Использование дидактических игр в познавательном развитии детей 3–4 лет Три – четыре года – это возраст, когда малыш старается освоить характеристики различных предметов (особенно их функции и целевое назначение).

Консультация для воспитателей «Фольклор в познавательном развитии детей» Консультация для воспитателей «ФОЛЬКЛОР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ» Сквозь сито веков просеял народ своё культурное достояние, оставив.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников» - Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада вас видеть сегодня друзья! Прошу отвечать громко «Нет» или «Да». Пришли вы на мастер-класс, а сил.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Мини-музей «Животные нашего края» для младших дошкольниковМини-музей «Животные нашего края» для младших дошкольников Природа – могучий источник познания и воспитания дошкольника. Мы своим личным примером должны раскрыть детям ценность природы, научить их.

Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком»Образовательное событие в первой младшей группе «Путешествие с Колобком» Цель: закрепить знания детей о русской народной сказке и создать радостное эмоциональное настроение при общении со взрослым и сверстниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как образовательное событие в познавательном развитии дошкольников»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 14:42
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для педагогов «Мини-музей как образовательное событие в познавательном развитии дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Климова (УИ 87195) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД