Татьяна Караванская
Мастер-класс для педагогов «Народная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс.
Тема:
Творческая работа: Изготовление традиционной куклы-оберега.
Цель: Научиться выполнять русскую тряпичную куклу на основе традиционной технологии.
Задачи:
Привить интерес к русской культуре через народную игрушку, как одному из видов народного художественного творчества.
Развивать эстетическое восприятие образца народной игрушки.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Народная кукла“» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Развивать навыки работы с различными материалами, развивать глазомер и умения работать с лоскутами ткани.
Развивать стремление к самостоятельному творчеству и креативности.
Наглядность:
образцы кукол, мини-музей русской народной куклы, иллюстрации русских народных кукол, подготовленная презентация.
Материалы и инструменты:
лоскуты цветных и однотонных х/б тканей, тесьма различной ширины и цвета, вата (иногда можно заменить синтепоном, нитки мулине, ножницы, нитки х/б (красного цвета).
План.
1. Ориентационный этап: 3 мин.
а) Приветствие и организация внимания педагогов.
б) Определение цели и задач.
2. Подготовительный этап: 2 мин.
а) Подготовка рабочего места.
б) Подготовка необходимых материалов.
3. Основной этап: 25 мин.
а) Беседа об истории куклы, ее образах, символике.
б) Народная кукла и ФГОС ДО. Виды технологий изготовления кукол.
в) Выполнение практической работы.
г) Итоги: просмотр и обсуждение выполненных работ.
д) Домашнее задание: сделать куклу для детей своей группы.
Ход работы.
1. Здравствуйте уважаемые коллеги! Гей еси, красно девицы! Тема нашего мастер-класса достаточно необычная: «Народная кукла.», поэтому и я к Вам вышла в народном сарафане.
Сегодня мы узнаем, какие куклы были в старину, для чего люди их придумали, каково было их назначение, попробуем из небольшого лоскута ткани сделать объемную игрушку, а может для кого-то оберег. Но сначала я хотела б Вам рассказать в двух словах, почему я, педагог детского сада, пришла к данной теме? Наверное, меня побудило на это посещение музеев. Это Каракольский историко-краеведческий музей в средней Азии (республике Кыргызстан) и краеведческий музей в г. Асбест Свердловской области
Увидев кукол, ощутив гордость за наше наследие, я буквально «заболела» ими. После прошла обучение, прослушала вебинары, попробовала создавать сама
, получила первые награды и решила поделиться с технологией изготовления с вами. Тем более, ФГОС ДО и народная кукла не противоречат друг другу, а наоборот народная кукла развивает мелкую моторику, выполняет познавательную функцию, уводит ребенка в мир добра и красоты- а это в наше время очень важно!
Многие древние народы, чтобы умилостивить богов, приносили им в жертву людей. Возможно это и ужасно, но такова была действительность! Был такой обычай и у наших предков - древних славян. В жертву богине плодородия они приносили женщин, казалось бы самое прекрасное существо в мире, это продолжалось тысячелетия. Но однажды кому-то пришло в голову отдать богам вместо живой женщины куклу. И боги не отказались от этой "игрушки"! Такие куклы называются обрядовыми. В русской деревне даже в начале 20 в. самодельная тряпичная кукла была наиболее распространенной игрушкой. В некоторых крестьянских семьях насчитывалось до сотни таких кукол. Маленьким детям их делали старшие. Лет с 3-4 девочки сами начинали «вертеть» простейших кукол для себя. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определенную функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может селиться нечистая сила. Традиционных русских кукол можно подразделить:
- по назначению – на игровые, обереги и этнографические (или обрядовые);
- по технологии изготовления – на скрутки, кувадки и тканьевые;
- по образу – на куклу – крестьянку и куклу – барыню.
Любовь к лоскутной кукле в народе не прошла - их до сих пор с удовольствием делают многие взрослые, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете. А также, дети моей группы (младшая группа 3-4 лет) при помощи родителей и меня изготавливали эти маленькие создания.
Хотя вначале они делали кукол из пластиковых ложек, бумажных кукол из салфеток Чиогами (японские куколки). Но это другая история, а сегодня предлагаю доставить себе маленькую радость и попробовать сделать для себя куклу-оберег Подорожницу.
2. Практическая работа.
Разбор последовательности выполнения работы презентации:
-Заготовить 1 квадрат размером 10*10 см (для головы, размеры даны приблизительно) из однотонной ткани;1 полоску 6*20 см (для юбки)1 лоскут однотонной ткани 5*16 см, 1 квадрат из разноцветной ткани размером 6*6 см (для маленького узелка,1 деталь треугольной формы (косынка). Кусочки ваты или синтепона (в старину ватин заменяли остатками любых клочков нити или ткани, прочные нитки красного цвета.
-Кукла должна приблизительно помещаться от запястья до основания пальцев. Это общая высота нашей куклы. Делаем голову. Для этого, берем лоскут белой ткани и отрываем (если ткань плотная или новая, можно и отрезать, но желательно это сделать заранее, до "сборки" нашей куклы) квадрат на 2 пальца меньше основного размера. Берем вату (синтепон) и катаем ее в плотный шарик (синтепон тем плох, что его не возможно плотно скатать). Складываем ладонь левой руки колодцем, сжимает кулак. Кладем сверху наш квадрат. В середину кладем вату (или другой наполнитель).
Проталкиваем наш шарик внутрь ладони, таким образом, что бы ткань плотно облегала шарик. Берем красную нить и обматываем вокруг шарика против часовой стрелки. Закрепляем 2-мя узлами. Мы получили голову.
Берем лоскут однотонной ткани для повойника. Повойником называли в старину повязку, которая одевается под платок. Отмеряем длину нашего повойника. Для этого повязываем ткань вокруг головы в виде ободка. Оставляем запас для крепления. Делаем полоску шириной с палец (больше будет смотреться не аккуратно). Для этого откладываем размер 4 пальца. Сгибаем края к середине и еще раз пополам. Мы получили полоску шириной с палец. Прикрепляем полоску к голове как показано на фото
и закрепляем на шее красной ниткой. Завязываем 2 узла. Берем лоскут ткани на юбку размером чуть меньше ладони. Делаем сборку ткани руками, одновременно оборачивая вокруг тела (так, наверное, интуитивно "одевают" куклу многие дети). Закрепляем красной ниткой в районе шеи. Завязываем два узла.
Оставляем длинные концы, они нам пригодятся, что бы привязать руки.
Берем квадрат пестрой ткани на узелок размером. Внутрь кладем зерно, что бы путник был сыт, нитки, что бы нашел дорогу,лоскут ткани, что бы согрелся, рис как символ денег (кстати, в старину рис был дорогим удовольствием для простых людей).
Собираем концы узелка и обвязываем красной ниткой. Оставляем длинные концы, что бы привязать мешочек к рукам.
Берем полоску белой ткани шириной в 3 пальца для рук. Складываем края к середине и сгибаем пополам. Сгибаем полоску пополам. К середине привязываем наш мешочек.
Руки подвязываем к шее,
закрепляем красной ниткой, оставшейся от крепления юбки.
Берем ткань для платка. Складываем пополам. Высота платка это размер от лба до шеи сзади и немного на спину. Соединяем вершину высоты и конец длины. Получили платок в виде треугольника.
Одеваем платок на голову. Делаем боковые складки на висках и заводим концы платка в перед.
Перекрещиваем под подбородком и завязываем сзади. Кукла готова!
Оберег готов сопровождать вас постоянно. Это также прекрасный подарок не только ребенку, но и автолюбителю, а также без особых проблем поместится даже в самую миниатюрную сумочку!
3. Подведение итогов. Просмотр и обсуждение выполненных работ.
4. Домашнее задание: самостоятельно изготовить куклу-оберег для детей своей группы.