Cветлана Ишмурзина
Мастер-класс для педагогов «Нейрогимнастика в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего выступления «Нейрогимнастика в работе с детьми дошкольного возраста на занятиях».
Цель: познакомить педагогов с приемами нейрогимнастики, рассказать о важности двигательной активности в дошкольном возрасте.
Задачи:
1. Объяснить важность использования нейрогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста
2. Вызвать интерес к проведению нейрогимнастики
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Нейрогимнастика в ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2024
3. Научить приемам нейрогимнастики, вовлекая в работу педагогов
На сегодняшний день, наблюдая и диагностируя дошкольников, всё больше и больше появляется детей с речевыми нарушениями,, с задержкой психического развития, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие.
Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, это малоподвижный образ жизни наших детей.
Недостаточность физической активности ведет наших детей к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.
Конечно же методов, позволяющих скорректировать вышеперечисленные состояния множество.
И сегодня я хочу вас познакомить с одним из методов с нейрогимнастикой.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры, с помощью физических упражнений, объединение движения и мысли. Сам комплекс появился в 70-х годах XX века, идея принадлежит Полу Денисону – американскому исследователю. Суть комплекса заключается в идее теснейшей взаимосвязи мышления и движения:движение влияет на мозговые структуры, тем самым повышая способность ребенка к обучению. Нейрогимнастика учитывает пластичность мозга дошкольников и помогает «настроить» его таким образом, чтобы оба полушария работали активно и продуктивно.
Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Гимнастика для мозга в педагогике называется также кинезиологическими упражнениями.
Сама гимнастика состоит из ряда несложных для выполнения упражнений, поэтому ее могут смело включать в свой режим дня и дети, и взрослые. Удобно и то, что проводить тренировки можно практически в любое время без привязки к месту.
Приступать к выполнению гимнастики для мозга необходимо в среднем дошкольном возрасте, то есть в 4-5 лет. В 5-6 лет ребенку можно предложить более сложные упражнения, которые учитывают специфику его возрастного развития. Это станет важнейшей частью подготовки детей к школе, ведь для успешной учебной деятельности необходимо нормальное развитие мозолистого тела, чего и позволяет добиться нейрогимнастика.
Специалисты советуют придерживаться следующих несложных правил:- Заниматься каждый день, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше, но качественнее.
- Продолжительность гимнастики – не более 5-7 минут.
- В зависимости от индивидуальных способностей ребенка следует постепенно усложнять задание – например, ускорить темп выполнения.
- Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно.
- Для детей дошкольного возраста следует проводить тренировки так, чтобы участникам было весело и интересно.
1. Зеркальное рисование. Это рисование двумя руками одновременно.
развивает мелкую моторику, пространственное мышление, способность ребенка к самоконтролю, сосредоточению.
Кроме того, рисование двумя руками является отличной зарядкой для мозга, так как задействуются оба полушария одновременно.
Уважаемые коллеги, предлагаю, взять в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно обеими руками зеркально симметричные рисунки, буквы, цифры. Рекомендуется при выполнении этого задания использовать музыку.
2"Кулак – ребро – ладонь"
Ведущий показывает ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга: раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе. Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями одновременно.
При этом меняем темп выполнения, то убыстряя, то замедляя его. Затем ребенок выполняет упражнение сам. Если у ребенка все получается, то при этом можно одновременно произносить веселые стихи.
3. Дидактическаянейроигра «Перчатки»
Практикуемся в координации и согласованности движений, развиваем межполушарные связи,закрепляем знания цвета.
4. Бусинки
Практикуемся в координации и согласованности движений, развиваем межполушарные связи,закрепляем знания цвет.
5. Следы (руки,стопы) по карточкам/ на ткани (аналог игры
твистер)Если в твистере играют несколько детей здесь ребенок преодолевает препятствие один.
Развивает: скорость мышления, ловкость, координацию, внимательность, выносливость, стремление к победам.
6. Нейроигра с мячами (2 варианата)
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка. Ваша задача довести каждый из этапов до автоматизма. Каждое движение выполняется, четко. Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает. Когда отрабатываете "квадрат" или "треугольник", можно запускать в любой последовательности задачи - себе, затем другому, или сначала другому затем себе.
Нейроигры с мячиками и стрелками.
Игра заключается в том, что нужно одновременно двигать пальчиками обеих рук мячи по направлению стрелок. Данная игра способствует улучшению концентрации, внимания, зрительно-моторной координации, памяти, повышению стрессоустойчивости.
7. «Подкинуть шар,выполнить задание» (варианты хлопнуть в ладоши, успеть собрать мячи,топнуть ногой,повернуться вокруг себя)
8. «Цветные шарики.»Собираем одновременно двумя руками цветные шарики (при помощи детских щипцов и сортируем по цвету и раскладываем в стаканчики)
9. Картинки - "обводилки" для работы двумя руками. (Развитие межполушарного взаимодействия.)
Можно просто водить пальчиками по дорожкам, а можно картинки заламинировать и рисовать маркером, также двумя руками одновременно.
Развитие зрительно-двигательной моторики и концентрации внимания, которые необходимы для обучения чтению и письму. Умение совмещать движение и речь (если во время прохождения пальцами по дорожке ребенок проговаривает нужные звуки или любое слово/текст.)
Развитие межполушарного взаимодействия.
10. Нейроигры с руками
1 «Яблоко», «Яблоко с червячком»
2. «Блины печем» «Блины с начинкой»
3 «Зайчик и лисичка»
4. «Упражнение «Робот»
5. Пират с подзорной трубой.
11. Прописи в рисовании (Картинка девочки, солнце без лучей, цветок и прописи на сторонах кубика. Дети подкидывают кубик и рисуют выпавший рисунок одновременно двумя руками)
12. «Слон»
Это наиболее интегрирующее упражнение. «Гимн мозга». Балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания. Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.
Исходное положение: Стоя.
Встаньте в расслабленную поз. Колени слегка согнуты. Наклоните голову к плечу. От этого плеча вытяните руку вперед, как хобот. Рука рисует «Ленивую восьмерку», начиная то центра зрительного поля вверх и против часовой стрелки; при этом глаза следят за движением кончиков пальцев.
Упражнение выполнять медленно от трех раз до пяти левой рукой, прижатой к левому уху и столько же раз правой рукой, прижатой к правому уху.
Актуально для подготовительной группе
Также считается что нейрогимнастика очень полезна не только детям, но и взрослым для профилактики болезни Альцгеймера.
Уважаемые коллеги, надеюсь, вы пополнили свою рабочую копилку новыми упражнениями, которые так же станут для вас любимыми и полезными в работе с детьми дошкольного возраста.
Мне остаётся только поблагодарить Вас за внимание, и за работу.
Творческих всем успехов!
В завершении я хочу вам пожелать, чтобы самым лучшим отдыхом для вас была работа, лучшим днем был день –«сегодня», самым большим
даром-любовь, а самым большим богатством здоровье