Дина Зелинская
Опыт работы «Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 5 ЗАТО ОЗЕРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
Мастер – класс для педагогов
«Педагогические условия развития тонкой моторики у
дошкольников».
Подготовил:
Воспитатель первой квалификационной категории
Зелинская Д. Г.
2018 год
Цель:
— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
Публикация «Опыт работы „Педагогические условия развития тонкой моторики у дошкольников“» размещена в разделах
— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
— Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;
— Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;
— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования и работы с подручным материалом.
— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
— Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;
— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Гипотеза представляет собой — процесс развития художественно-творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционного рисования и работы с подручным материалом пройдет успешно, если:
1. Теоретически обосновать эффективность применения техник нетрадиционного рисования в изобразительном творчестве дошкольников;
2. Выявить нетрадиционные для дошкольного образования художественные техники и научно обосновать доступность дошкольникам средств выразительности;
3. Разработать методики ознакомления дошкольников с видами нетрадиционного рисования и работы с подручным материалом ;
4. Обеспечить преемственность и последовательность в обучении детей приёмам нетрадиционного рисования и работы с подручным материалом, учёт возрастных и индивидуальных способностей дошкольников;
5. Создать педагогические условия для развития художественно-творческих способностей.
Работу проводила поэтапно :
— на первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.
— на втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.
Были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
-Предметно-развивающая среда.
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Приготовила для детей следующие игры:
— «Соедини по линиям и раскрась»;
— «Какое настроение?»;
— «Составь композицию»;
— «Составь фигуру»;
— Лото «Народные промыслы»;
А так же были созданы совместные работы с педагогом, к праздникам дополнительно:
— Противопожарная без-ть: «Кошкин дом»;
—Выборы президента РФ «Я голосую «За»;
—«День победы»;
Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.
Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.
На основе изученного составила тематический план по реализации нетрадиционных техник рисования и работы с подручным материалом.
С помощью нетрадиционных техник рисования возможно рисовать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».
Нетрадиционные техники работы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
Пальчиковая живопись
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Рисование ладошкой
Рисование – это не только одна из радостей, которыми наполнено детство, это и возрастная потребность каждого ребенка, это самое первое и доступное средство выражения на бумаге своих
мыслей, переживаний.
Техника работа с нитками.
Прижми и отпечатай
Дети рисуют всё, что видят, знают, слышат, чувствуют и ощущают.
Рисование углем
Рисуют и то, о чём думают, что привлекает их внимание, вкладывают в изображение свое представление о мире, свое отношение к нему, свободно обращаясь с изображаемыми предметами, действуют и живут в рисунке.
Монотипия
Детские работы поражают нас своей неожиданностью, эмоциональностью, свежестью и остротой восприятия.
Кляксография
Рисование для ребенка не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд.
Набрызг
Радость творчества знакома каждому малышу.
Техника аппликации тканью.
Трафарет
Каждый нормальный ребенок рождается с врожденными творческими способностями.
Рисование по мокрому
Но творческими людьми вырастают только те дети, условия воспитания которых позволили развить эти способности.
Задача взрослого – разбудить, сохранить и развить в ребенке подаренные ему в детстве умение радоваться, удивляться увиденному, творить свой мир, а значит, наблюдать и познавать его не только разумом, но и чувствами.
Мною были подготовлены следующие выставки детских работ для родителей (в нетрадиционной техники работы с подручным материалом).
— «Моя любимая сказка»;
— «Портрет мамы»;
— «Верба»;
— «Снег идет», «Ночное небо», «Конфетти»;
— «Морозные узоры», «Цветные сны»;
— «Цветы для мамы на 8 марта»;
— «Ежик с яблоком», «Лиса», «Павлин», «Белая лилия»;
— «Овечка», «Грибок».
Для родителей подготовила несколько консультаций.
А так-же составила конспекты занятий по рисованию, и по нетрадиционной
техники работы с подручным материалом.
Совместная работа детей и педагога сплотила наш «маленький коллектив».
Перспектива:
1. Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования и работы с подручным материалом.
«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).
Список литературы и сайтов:
1. Боровик О. Развиваем воображение// Дошкольное образование. 2001.№ 1.
Выготский Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПБ. : Союз, 1997.
2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 2009. 193 с.
3. Дудецкий А. Я. Теоритические основы воображения и творчества. Смоленск. 2004.
4. Казакова Р. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М., 2006. 274 с.
5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др. Рисование с детьми дошкольного возраста : нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. М. : Сфера, 2010. 188 с.
6. Никифорова О. Н. Познавательные процессы и способности в обучений. - М 1990.