Ольга Сафонова
Мастер-класс для педагогов «Развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича»
Развивающая предметно-пространственная среда Фиолетовый лес В. В. Воскобовича
Уважаемые коллеги!
Сегодня, мы хотим представить вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду «Фиолетовый лес» В. В. Воскобовича.
«Фиолетовый лес» - это закрепленная на стене ковролиновая основа, которая поделена на четыре игровые зоны - «небо», «лужайка», «дорожка», «полянка».
В состав «Фиолетового леса» входят съемные элементы, сделанные из ковролина и имеющие с обратной стороны липучки, которые помогают прикрепить их на ковролиновую основу.
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Развивающая предметно-пространственная среда „Фиолетовый лес“ В, В, Воскобовича“» размещена в разделах
- Воскобович, В.В. Игры, развивающие пособия, занятия
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Технология «Фиолетовый лес» (Воскобович)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2024
Формы работы в «Фиолетовом лесу» могут быть самые разнообразные: занятия, игровые ситуации, решение проблемных задач, придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы, сочинение загадок, сказок, рассказов, исследовательская деятельность, проведение досугов, свободная деятельность детей.
«Фиолетовый лес» позволяет решать множество образовательных задач, предусмотренных ФГОС ДО, например таких как:
-Ознакомление детей с окружающим миром (временами года, природными явлениями, с растительным и животным миром)
-Развитие познавательных процессов (пространственного мышления, внимания, памяти, творческого воображения)
-Развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации
–Развитие аргументированной и доказательной речи.
С помощью сказочного пространства, ребенок становится действующим лицом событий и сказочных приключений. Ребенок может путешествовать, перемещаться в этой среде, участвовать в создании сказочного пространства, тем самым поддерживая свой познавательный интерес. Он выполняет увлекательные задания жителей Фиолетового Леса, эмоционально откликается на происходящее.
Большой интерес у детей вызывают герои «Фиолетового леса». Эти образы вводят ребёнка в атмосферу сказки. Персонажи и сказочные предметы создают дополнительную игровую мотивацию, помогающую взрослому организовать процесс обучения в ненавязчивой форме.
Мы в своей группе начали использовать данную развивающую среду.
Все содержание игр мы представляем в виде игровых сказочных ситуаций. При создании сценария игр продумываем: цель, задачи, материалы, оборудование, ход игры (сказочный сюжет с постановкой проблемной ситуации)
Практическое задание.
Попробуем и мы заглянуть в «Фиолетовый лес»!
Сейчас мы покажем варианты работы с «Фиолетовым лесом» и организуем игровые ситуации для детей дошкольного возраста.
Остановимся сегодня на теме «Осень» и постараемся показать использование данной среды по всем пяти образовательным областям.
Попросим Вас быть активными участниками в роли детей.
Предлагаем вам посмотреть игровые ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5–7 лет)
Познавательное развитие
«Осень в Фиолетовом лесу»
Цель: закрепить представления детей о признаках осени.
Игровая ситуация:
- Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года?
Правильно. А посмотрите, какое время года в «Фиолетовом лесу»? (Лето).
Почему вы так решили? (цветы, насекомые, бабочки, листва на деревьях).
Жители фиолетового леса всё лето усердно трудились и теперь им хочется отдохнуть до весны, чтобы набраться сил.
Давайте превратим летний фиолетовый лес в осенний.
- Скажите, что происходит с деревьями осенью? (листья желтеют и опадают). Покажите как это происходит.
- Как ведут себя насекомые осенью? (прячутся в щели деревьев, в листву).
- Кого из насекомых вы увидели? Давайте спрячем их.
- Можно ли осенью встретить в лесу змейку, ящерицу, улитку или лягушку? (нет). Что с ними происходит осенью? (они заползают в разные норки, щели, чтобы там уснуть на всю зиму)
- А кто еще из обитателей Фиолетового леса засыпает на зиму? (Еж). Правильно, найдем и для него укромное местечко для зимней спячки.
- А какие из птиц Фиолетового леса собираются в теплые края?
(Ласточка, цапля, лебедь).
- А почему? (Становится холодно, насекомые прячутся и им нечем питаться, вода в озере скоро покроется льдом).
Давайте уберём их и помашем им и пожелаем счастливого пути.
- А что происходит с растениями и цветами? (вянут, засыхают). Найдите растения и уберите их.
Вот и наступила осень в «Фиолетовом лесу», листья на деревьях стали разных цветов и красные, и желтые… Подул ветер, и листья с деревьев стали сыпаться на землю, начался листопад. Небо нахмурилось, тучи закрыли солнце. Покажите это.
Поняли звери, что наступают холода, вышли на поляну и стали хвастать, кто лучше осенью к зиме приготовится.
Первым вышел на поляну Еж. Как вы думаете, что он сказал?
(У меня норка теплая, уютная, что ходить в мороз лапки морозить, я всю зиму спать буду».)
Тут вышел на поляну заяц. Что сказал заяц?
(Я серую шубку на белую сменю, она теплая-теплая, а еще в ней меня зимой ни волк, ни лиса в снегу не заметят).
Спрыгнула белочка с дерева. Что она говорит?
(А я запасов наделаю и буду всю зиму ими лакомиться. Живу я высоко на дереве в дупле, там тепло и сухо. Хищникам меня не достать).
Так теперь Еж, Заяц, Белка морозов не боятся.
Социально-коммуникативное развитие
«Добрые слова»
Цель: учить проявлять внимание к окружающим, замечать положительные качества других и выражать это словами.
Игровая ситуация:
В Фиолетовом лесу солнышко спряталось за тучку, не видно ни животных, ни насекомых. Вы не знаете, что произошло?
Оказывается Солнце наше загрустило, оттого что никто давно его не хвалил. Вот оно расстроилось и за тучки ушло, а с ним вместе и все жители спрятались. Давайте вернём радость в Фиолетовый лес, похвалим солнышко, скажем, какое оно?
Дети произносят слова, с каждым словом появляется какое-нибудь животное (птица, насекомое). Когда все животные появятся, тучка с солнышка убирается.
Посмотрите, как радостно и красиво стало в Фиолетовом лесу!
Речевое развитие
«Буквы потерялись»
Цель: закреплять умение выделять звук[а] и [у] в слове по представлению.
Игровая ситуация:
Лопушок спешил к нам в гости и нес буквы А и У. Но он так торопился, что растерял все буквы по дорожкам Фиолетового леса. Давайте поможем ему найти буквы А и У. Позовите букву А: АААААА, а теперь букву У: УУУУУУ. Из чего мы можем их составить?
Давайте составим из листочков разного цвета буквы А и У.
Вспомните слова, начинающиеся с этих букв.
За правильные ответы выдаются фишки, затем определяется победитель.
Художественно-эстетическое развитие
«Создаем узор из осенних листьев»
Цель: развивать умение составлять узор по кругу симметрично, используя одинаковые элементы.
[Игровая ситуация:
В Фиолетовом лесу Праздник Осени. Все птицы и животные решили принять участие в подготовке праздника. Они решили украсить поляну красивым узором. Давайте поможет нашим жителям украсить лес. Давайте составим красивый узор, начиная с середины. Каждый следующий ряд другого цвета.
Предлагаю вам использовать листочки только цветов осени.
В заключении можно предложить зарисовать получившийся узор в своих альбомах.
Физическое развитие
«Голубое озеро»
Цель: совершенствовать двигательные навыки; развивать воображение, зрительное внимание; упражнять в счете предметов.
Игровая ситуация: Сегодня я предлагаю вам отправиться в фиолетовый лес к озеру.
Дети идут с педагогом стайкой, находят озеро, выполняют упражнения, играют с лягушкой.
Заключительная часть мероприятия
Завершая свое выступление, будем признательны каждому из вас за оценку проведенного мастер-класса. Предлагаем украсить дерево в нашем «Фиолетовом лесу» листьями, исходя из обозначения:
«красный»- все понятно,
«желтый»- интересно, но появились вопросы,
«зеленый»- ничего нового, все знакомо.
Спасибо за внимание! Готовы выслушать ваши вопросы.