Альфия Разамбаева
Мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс для педагогов «Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ»
Цель: ознакомление педагогов с тимбилдингом, как средством формирования детского коллектива
Задачи:
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Тимбилдинг как средство формирования детского коллектива в образовательном процессе ДОУ“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тимбилдинг в детском саду
- Темочки
- повысить профессиональное мастерство и компетентность педагогов через передачу коллективных способов работы с дошкольниками;
- познакомить с формами и методами работы, направленными на сплочение коллектива;
- формировать у педагогов чувство сотрудничества и единства
- сохранить эмоциональное благополучие всех участников мастер-класса
Форма проведения: мастер-класс
Участники: педагоги ДОУ
Место проведения: музыкальный зал
Оборудование: ноутбук.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Очень рада приветствовать вас сегодня на моем мастер-классе. Я хочу рассказать вам одну притчу.
«Давайте-ка проверим, кто из нас сильнее, кто сможет эту сухую ветку сломать», — сказала одна снежинка.
Разбежалась первая снежинка и прыгнула со всей силы на ветку. Ветка даже не пошевелилась. За ней вторая. Тоже ничего. Третья. Тоже не дрогнула ветка. Падали снежинки на ветку всю ночь. Целый сугроб на ней образовался. Прогнулась ветка под тяжестью снежинок, но никак не хотела ломаться. А одна маленькая снежинка всё это время парила в воздухе и думала: «Если уж те, что побольше, не смогли ветку сломать, то куда мне?»
Но подружки звали её:
— Попробуй! Вдруг у тебя получится!
И снежинка, наконец, решилась. Она упала на ветку, и… ветка сломалась, хотя снежинка эта и не была сильнее остальных.
О чем это я? Ах да, конечно о командной работе. Сегодня я вам расскажу, как применяю технологию тимбилдинга в работе с детьми дошкольного возраста. А вы знаете, что это такое?
Итак, что же такое тимбилдинг? В переводе с английского это значит "построение команды" - термин, обычно используемый в бизнес-контексте для создания и повышения эффективности работы команды.
Детский тимбилдинг - это полноценная система, которая помогает формировать внутригрупповые неформальные дружеские связи, раскрыть личностный потенциал и лидерские качества каждого участника, а также развить чувство ответственности и взаимопомощи, научиться осуществлять новые способы общения и ведения диалога.
Зачем нужен тимбилдинг детям?
Тимбилдинг способствует формированию коллектива, воспитанию толерантности и готовности принимать других такими, какие они есть, и успешно взаимодействовать с ними на основе уважения, согласия и стремления к сотрудничеству. Дети учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом. Они учатся устанавливать контакты, объединять идеи, внимание и усилия всей команды для достижения общей цели. Тимбилдинг также способствует развитию физических качеств, таких как координация, выносливость, гибкость, ловкость и быстрота. Он способствует сближению детей, улучшению микроклимата в группе и созданию комфортной образовательной среды. Тимбилдинг является связующим звеном в цепи взаимоотношений и имеет систематический характер.
Остановимся и рассмотрим плюсы тимбилдинга:
1. Нет возрастных ограничений, его можно применять, начиная с младшего дошкольного возраста.
2. Для большинства игр не требуется никаких специальных приспособлений или требуется минимум атрибутов, поэтому они вполне доступны.
3. Игры можно проводить и на улице, и на площадке, и в закрытом помещении.
4. Вариативность игр - любая игра, даже имеющая конкретную цель и задачи, имеет множество вариантов в зависимости от возраста детей, их интересов и физических возможностей.
5. Тимбилдинг не ограничивается только спортивными играми, а имеет множество различных видов: творческий тимбилдинг, фототимбилдинг, кулинарный тимбилдинг, флешмоб, шерстяной тимбилдинг, логопедический, экологический и т. д.
6. Тимбилдинг - это идеальное решение для сплочения и детского, и взрослого коллектива как по отдельности, так и параллельно. Он позволяет проводить совместные мероприятия детей с родителями, педагогов с родителями, а также педагогов с педагогами. Также есть возможность привлечения социальных партнеров, создания совместных краткосрочных и долгосрочных проектов, которые не требуют особых финансовых затрат.
Какие основные виды тимбилдинга существуют:
1. Спортивные тимбилдинги - направлены на физическую активность участников, включают в себя своеобразные игры и соревнования и так далее.
2. Логико-психологические тимбилдинги - направлены на интеллектуальную активность участников, включают в себя задания с логическим уклоном, тесты и так далее.
3. Творческие тимбилдинги - направлены на эмоциональную активность участников, включают в себя квесты, флешмобы и так далее.
Вся работа по тимбилдингу основана на формах и методах работы, которые способствуют сплочению коллектива. Они включают в себя индивидуальные, групповые и коллективные беседы, искусственное создание ситуаций успеха и неуспеха, а также работу по профилактике или устранению конфликтных ситуаций. И все это - тимбилдинг!
Теперь перейдем к практической части.
Приглашаю вас принять участие и опробовать технологию тимбилдинга в игровой деятельности.
В образовании существует широкий и разнообразный спектр тимбилдинговых игр. Все эти игры имеют одну главную цель - обучение детей навыкам работы в команде, лидерству, общению и принятию решений. Они также способствуют сплочению коллектива, снятию психоэмоционального напряжения и развитию двигательной активности у детей.
Поговорим о логико-психологическом тимбилдинге.
Примером такой игры будет "Веревочка". Цель игры - выявить лидера группы и закрепить знания о геометрических фигурах и порядковом счете. Участники должны встать в круг и взяться обеими руками за веревку, которая находится внутри круга. Их задача - построить геометрические фигуры, не разделяя руки. Могут быть разные варианты решения: например, строить треугольник по порядковым номерам (практика показывает, что лидеры обычно на себя берут эту роль). После игры можно задать такие вопросы для обсуждения: какие геометрические фигуры мы повторили? Что еще математического можно закрепить в этой игре (например, счет - посчитать количество углов и сторон? В какой возрастной группе можно использовать эту игру?
Игра «Сиамские близнецы»
Играющие разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, одну ногу ставят рядом. Чтобы третья нога была «дружной», можно две ноги скрепить веревочкой. Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, одно туловище и 2 руки. Близнецам предлагается: походить по помещению; присесть; лечь, встать; нарисовать что-то и т. п.
Игра Ручеёк.
Играющие встают друг за другом парами, берутся за руки и держат их над головой, образуя коридор. Один, без пары – ручеёк. Проходя по коридору, он ищет себе пару. Новая пара проходит в начало ручейка, а тот, кто остался без пары – идёт в конец и выбирает себе пару.
Игра Друг к дружке!
Это упражнение предоставляет возможность установить контакт и взаимодействие между детьми, а также служит быстрой освежающей разминкой во время занятий или утренних бесед. У детей развивается двигательная активность и координация движений. Кроме того, игра способствует сплочению коллектива, установлению дружеского контакта между участниками и всей группой, закреплению названий частей тела, а также воспитывает элементарные правила поведения и культуру общения.
Суть игры. Вначале необходимо выбрать себе пару и пожать своему партнеру руку. Воспитатель говорит, какими частями тела надо очень быстро "поздороваться" друг с другом:
- Правая рука к правой руке!
- Голова к голове!
- Спина к спине!
Но каждый раз, когда воспитатель говорит "друг к дружке!", дети должны найти себе новую пару и пожать ему (ей) руку. Затем воспитатель снова называет части тела, которыми дети должны дотронуться друг к другу. Итак:
- Друг к дружке!
- Пятка к пятке!
- Ладошка к ладошке!
- Голова к голове!
- Коленка к коленке!
Дети меняют свою пару 2-3 раза.
Дорогие коллеги, сегодня мы познакомились с детским тимбилдингом.
И закончить я хочу еще одной игрой «Спасибо за приятное занятие»
Предлагаю вам принять участие в небольшой церемонии прощания, которая поможет нам выразить наши дружеские чувства и благодарность друг другу. Встаньте в общий круг, пожалуйста. Процесс такой: один человек встает в центре, а другой подходит к нему, пожимает руку и говорит: "Благодарю тебя за приятное знакомство!". И оба остаются в центре, продолжая держаться за руки. Затем третий участник приходит и берет за свободную руку одного из них, пожимает ее и говорит: "Благодарю тебя за приятное знакомство!". Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается, все держатся за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию молчаливым, но крепким троекратным пожатием рук.
В завершение хотелось бы подытожить. Сплочение группы - сложный процесс, требующий кропотливой и ответственной работы. Здесь особую роль играет авторитет воспитателя. Работа по сплочению коллектива не должна быть эпизодической, она должна быть ежедневной и планомерной, только в таком случае можно сформировать из детей единую и дружную команду. Тимбилдинг позволяет найти скрытые возможности каждого ребенка, его желания, потребности, интересы и способности, и воплотить их в социально значимую деятельность, где и происходит настоящее сплочение коллектива.
Уважаемые коллеги, я хочу пожелать вам удачи! Улыбайтесь, освещая всех улыбками! Ошибайтесь, веселее жить с ошибками. Не пугайтесь, в жизни всякое случается. Не сдавайтесь, всё не сразу получается.
Спасибо за внимание.