Надежда Семенова
Мастер-класс для педагогов «Здоровый педагог — здоровый ребенок. Профилактика психоэмоционального выгорания»
▼ Скачать +Заказ
Мастер-класс для педагогов
По определению Всемирной организации здравоохранения
Здоровье–это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Цель мастер-класса: обобщение опыта работы в области сохранения и развития психологического здоровья среди педагогов.
Задачи:
Передача практического опыта, путем обсуждения тематической проблемы
Анализ и закрепление приобретеных знаний, умений, через активное обучение, полемику
Публикация «Мастер-класс для педагогов „Здоровый педагог — здоровый ребенок, Профилактика психоэмоционального выгорания“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
"рефлексия" - оценка деятельности участников со стороны мастера и итоговое закреплении у слушателей конкретных практико-ориентированных знаний, навыков и умений, полученных в процессе проведения всего мастер-класса.
В настоящее время достаточно остро стоит вопрос психологического здоровья педагогов, поскольку профессия воспитателя связана с большими нервно-психическими нагрузками и требует от него резервов самообладания и саморегуляции. Именно поэтому у воспитателей низкие показатели физического и психологического здоровья.
Что включает в себя понятие психологическое здоровье?
Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Таким образом, с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей, с другой стороны, обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни, развития т. е. полную реализацию своих возможностей, ресурсов для обеспечения прогрессивного процесса на Земле в целом.
Само использование термина «психологическое здоровье» подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, необходимость и того, и другого для полноценного функционирования.
В качестве позитивного примера – влияния психического фактора на полноценное функционирование человека – можно привести результаты исследований Джюэтта, изучавшего психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что все они обладали оптимизмом, эмоциональным спокойствием, способностью радоваться, самодостаточностью и умением адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам, что полностью вписывается в «портрет» психологически здорового человека.
Компоненты
психологического здоровья
- Эмоциональное благополучие
- Внутренний душевный комфорт
- Чувство защищенности
Проблема сохранения психологического здоровья современного педагога
Еще в Древней Греции было известно: «В здоровом теле здоровый дух». Термин «здоровье» обозначает не только отсутствие болезней, но и состояние полного душевного, физического и социального благополучия.
- Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат. Молодые специалисты, придя работать в детские сады, горят желанием проявить чудеса педагогики, и желают стать настоящим другом для своих воспитанников. Однако вскоре они сталкиваются с непростыми профессиональными буднями.
Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов.
На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера. Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих, различных групп образовательных услуг.
Творческое преобразование – нахождение новых путей решения задач.
Эмоциональные ресурсы человека, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты.
«Синдром эмоционального выгорания» - один из механизмов защиты, который проявляется приобретенным стереотипом поведения, чаще всего в профессиональном поведении. Эмоциональное выгорание является формой профессиональной деформации личности. Факторы развития эмоционального выгорания: организационный, профессиональные, личные.
К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, педагог зачастую не использует психологические знания на практике, поэтому в стрессовых ситуациях воспитатель становится и палачом и жертвой одновременно. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т. к. главным инструментом воспитателя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Психологическая некомпетентность педагога может привести к тому, что будет нарушено психическое здоровье ребенка и сведены на нет его естественные познавательные потребности. Именно поэтому, сегодня детские сады как никогда нуждаются в психогигиене - системе мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья, как воспитанников, так и педагогов.
От здоровья воспитателя – зависит эффективность его профессиональной деятельности – и как следствие психическое здоровье воспитанников.
2. Приемы и техники педагогической психотерапии
Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяются несколько групп, отличающихся разным подходом к охране здоровья и, соответственно, разными методами и формами работы.
В настоящее время вырабатывается новое представление о профессионале. Он рассматривается как целостный субъект, активный, способный, свободный и ответственный в проектировании, осуществлении и творческом преобразовании собственной деятельности. В профессионале органично соединятся «Личность» и «Мастер».
А. С. Макаренко считал, что эффективно взаимодействовать с другими может только счастливый человек: «Нельзя быть несчастным. Наша этика требует от нас, чтобы мы были счастливыми людьми…»
Есть люди, которыми пока «свои» способы не найдены. Не найден способ, помогающий им успокоиться если они нервничают, чувствовать себя хорошо, когда они очень устали. Наша задача помочь определиться педагогу с выбором техник и методов саморегуляции, чтобы он качественно мог выполнять свои профессиональные обязанности.
Техники:
Управление дыханием
Регуляция психики
Погружение в цвет
Терапия ароматами
Саморегуляция педагога. Прием самовоздействия - управление дыханием
Древние йоги говорили, что от правильности дыхания зависит качество нашей жизни.
В наше время разработано множество методик оздоровительного дыхания. Я приведу один очень простой и эффективный способ улучшения самочувствия. Метод под названием "Полное дыхание йогов" здорово массирует внутренние органы и положительно влияет на работу мозга. Приняв сидячую позицию, медленно начинайте вдыхать воздух сначала животом, затем средней частью груди, и в конце верхней. Выдох следует делать в обратном порядке, дыхание должно быть неспешным. Для начала будет достаточно 5-10 минут, но со временем продолжительность практики можно увеличивать. После вдоха можно делать короткие задержки дыхания для лучшего усвоения кислорода.
Правильное дыхание сделает вас еще более гармоничной личностью как физически, так и психологически.
Медленное и глубокое дыхание понижает возбудимость нервных центров и способствует мышечному расслаблению. Частое дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма.
Для начала освоения можно освоить 2 вида дыхания: нижнее (брюшное) и верхнее (ключичное).
Как выполнять брюшное дыхание?
Проводиться брюшное дыхание следующим образом: сидя или стоя необходимо сбросить напряжение с мышц и сосредоточить свое внимание на дыхании. Затем производится 4 этапа единого цикла дыхания, сопровождаемые внутренним счетом для облегчения обучения. На счет 1-2-3-4 осуществляется медленный вдох, при этом живот выпячивается вперед, мышцы живота расслаблены, а грудная клетка неподвижна. Затем на следующие 4 счета производится задержка дыхания и плавный выдох на 6 счетов, сопровождаемый подтягиванием мышц живота к позвоночнику. Перед следующим вдохом следует пауза на 2-4 счета. Следует помнить, что дышать нужно только носом и так плавно, как если бы перед вашим носом на расстоянии 1 - 15 см висела пушинка, то она не должна колыхнуться. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
Верхнее (ключичное) дыхание применяется в тех случаях, когда вам необходимо взбодриться после монотонной работы, скинуть усталость, подготовиться к активной деятельности, то рекомендуется
Как выполнять верхнее дыхание?
Оно проводится энергичным глубоким вдохом через нос с поднятием плеч и резким выдохом через рот. При этом никаких пауз между вдохом и выдохом не производится. Уже после несколько циклов такого дыхания появится ощущение «мурашек» на спине, свежести, прилива бодрости.
Следующая техника саморегуляции представлена в виде визуализации образов, медитации. Здесь представлены тексты для агрессивного типа дезадаптации, для тревожного, депрессивного.
Регуляция психики
«Настроение»
Цель: избавление от отрицательных эмоций, снятие психического напряжения
Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Полностью погрузитесь при этом в свои переживания, рисуйте так, как вам подсказывает ваше настроение. Попробуйте представить себе, что вы переносите свои отрицательные эмоции на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь переверните бумагу и с обратной стороны напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте: необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без специального контроля с вашей стороны.
После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите в урну. Ваше эмоциональное состояние должно перейти в рисунок и быть уничтожено.
Мини – гимн «Я – чудо!» (в буклете)
Я счастливый человек! Я самый счастливый человек на свете! У меня хорошее настроение! У меня всегда хорошее настроение!
Мои глаза излучают счастье! Моя походка излучает счастье! Я весь излучаю счастье! Я живу – и поэтому я счастлив!
Я оптимист! Солнце для меня самое яркое, а небо – самое голубое!
На меня можно всегда положиться. Я не подведу!
Я умею дружить. Благо семьи – приоритет для меня! Я внимательный и заботливый. Меня ценят и уважают мои друзья, близкие и коллеги. Со мной всегда легко и весело.
Я общительный. Ко мне тянутся люди. Со мной интересно и спокойно.
Я постоянно над собой работаю. Я доказываю это своим делом, умением дорожить своим достоинством, семейной честью.
Я благодарю своих родителей за жизнь и радость общения
Психофизиологический и психологический эффект цветов
Педагог всегда воздействует своей личностью, начиная с того как ходит, сидит, говорит, во что он верит, на что надеется и, заканчивая тем, во что он одет. Именно цвет одежды может влиять на настроение педагога и его учеников.
Вы хорошо знаете, что каждый цвет сам по себе обладает определенным «психологическим» качеством и, как следствие, оказывает на психику определенное воздействие.
Методика «погружение в цвет»
Рекомендуется для активации положительных внутренних качеств и энергии. Данная методика состоит из нескольких этапов:
1. Примите удобное, комфортное положение, расслабьтесь. Лучше всего это упражнение делать лежа, достигается необходимый эффект расслабления.
2. Выберите один из предложенных цветов:
• Красный, если нуждаетесь в силе и выносливости.
• Оранжевый, если желаете привлечь внимание других людей к вашей деловой и личной жизни.
• Желтый, если желаете развить интуицию, нуждаетесь в новых идеях и концепциях.
• Зеленый, если хотите почувствовать больше эмпатии и любви к ближнему.
• Голубой, если испытываете напряжение и нуждаетесь в расслаблении.
• Синий, если хотите генерировать больше творческих идей и ищете оригинальные концепции.
• Фиолетовый, если пытаетесь найти уникальные, новаторские идеи, например, выработать революционную концепцию или создать изобретение.
3. Представьте этот цвет в виде пирамиды у вас над головой. Спокойно наблюдайте, за этой пирамидой, она медленно начинает опускаться. Чувствуйте, как она проникает в вас. Она проходит сквозь ваше тело, растворяясь, и очищая его от негативных эмоций и настроений. Ощутите себе в центре этой цветной пирамиды. Насладитесь ее свойствами и впитайте их в себя.
4. Теперь позвольте выбранному цвету омыть вас с головы до ног, то есть в направлении от макушки к стопам. Вообразите, как поток этого цвета проходит сквозь вас и в конце концов вытекает в канализационную трубу. Затем проверьте себя. Если вы все еще ощущаете в каком-либо месте вашего тела остатки негативных чувств, направьте туда цветовой поток и промойте эту область.
5. Обретение желаемого качества цвета. Это можно делать мысленно, вслух или в письменной форме. Уделите пять минут подтверждению наличия в вас красного цвета и его свойств. Ваши утверж-дения должны быть краткими, изложены простыми словами в настоящем времени и сформулированы в той форме, которая более всего для вас подходит. Проникнитесь верой в свои слова, когда произносите их или записываете. Отбросьте любые сомнения и вложите в утверждения всю свою умственную и эмоциональную энергию.
Научиться управлять своими эмоциями, контролировать свое психическое состояние – это большое благо, это гарантия повышения психологической культуры, общей культуры, шаг к самосовершенствованию.
Терапия ароматами
Ароматерапия - лечение, основанное на использовании натуральных запахов, которые способны улучшить состояние психики человека, сбалансировать различные процессы в организме и тем самым повысить его защитные свойства, называется.
Я предлагаю вашему вниманию небольшую информацию об ароматах, которые могут стать вашими помощниками в деле развития собственного здоровья.
Апельсин, цитрусовые ароматы повышают тонус, улучшают настроение, в сочетании с лавандой – снимают боль.
Орхидея – нежный, едва уловимой горчинкой запах рождает вдохновение, пробуждает смелые и неожиданные фантазии.
Герань – успокаивает.
Ромашка – укрепляет сон.
Бергамот, эвкалипт – заряжает, тонизирует, придает бодрость.
Имбирь, лимонная мята, сандал, иланг- иланг – улучшают настроение, снимают внутренне напряжение.
Инжир, тмин – стимулирует умственную и творческую деятельность.
Чтобы вы немного оздоровились, я вам дарю волшебные арома - мешочки – елочки.
Напоследок хотелось бы сказать вам:
Как говорил И. М. Сеченов, человек здоров, если сочетаются гармонично все виды деятельности: 8 часов должно быть посвящено сну (Будда,
8 часов – работе (Прометей, 8 часов – отдыху (Дионис).
Рефлексия мастер-класса.