Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»

Колесник Евгения Валентиновна
Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»

Мастер – класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»

Цель: предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на формирование понимания пространственных отношений между предметами и освоение специальных слов и грамматических форм»

Ход:

Уважаемые родители!

Пополнение словарного запаса пространственными предлогами и наречиями положительно влияет на формирование грамматического строя устной речи ребенка, а в период школьного обучения помогает осваивать правила правописания предлогов и наречий.

- Назовите, пожалуйста, пространственные предлоги, которые определяют пространственные отношения между предметами? (в, на – под, за – перед)

- Назовите, пожалуйста, пространственные наречия, которые определяют пространственные отношения между предметами? (между, внизу – вверху, впереди – сзади, слева – справа, около, возле, рядом, внутри – снаружи)

Пространственные предлоги и наречия рано появляются в речи дошкольника, но подлинно «пространственное» содержание нередко скрыто от ребенка.

Не все пространственные предлоги и наречия легко усваиваются детьми.

Работа по формированию представлений о пространственных отношениях между предметами включает в себя проведение специальных дидактических игр, упражнений, чтобы привлечь внимание детей к пространственному расположению предметов, накопить элементарные, но систематизированные знания о пространственном расположении предметов в условиях специально организованной дидактической среды и в реальной обстановке.

Очень важно при этом самим взрослым употреблять предлоги в правильной синтаксической форме. Так, смысловое содержание предлогов (у, около, возле, указывающих на пространственную близость в расположении предметов, усваивается легко, если в инструкции к заданию за предлогом следует существительное в родительном падеже, например: «Встань возле стула». Употребление этих же предлогов в иной синтаксической форме (например: «Вот стул. Встань около») тормозит действие детей, а иногда ведет к полной утрате сложившегося понимания смысла пространственного термина.

Пожалуйста, запомните:

- Чтобы ускорить процесс различения детьми сходных пространственных ситуаций и их обозначений нужно учить детей сравнивать парнопротивоположные пространственные отношения и направления: «впереди – сзади», «над – под», «перед – за», «вверху – внизу». - Важно не только знакомить детей с различными пространственными обозначениями, но и способствовать активному употреблению в их речи пространственных терминов. Так как для детей дошкольного возраста характерна замена точных пространственных обозначений другими формами речевых характеристик различных пространственных ситуаций.

Занятия с ребенком нужно строить так:

- сначала взрослый показывает на игрушках или вещах определенные пространственные отношения и обозначает их точными словами;

- затем взрослый меняет местоположение предметов или заменяет тот или иной предмет, а ребенок каждый раз обозначают их положение по отношению друг к другу.

- затем ребенок, выполняя указания взрослого, сам создает соответствующие ситуации, а также ищет их в окружающей обстановке (рассказывает, например, какие предметы в комнате и где они расположены).

Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствуют:

- Дидактические игры:

Игра «Где что находится?» («Где что (кто) стоит?»)

1)Вы расставляет на столе предметы, сопровождая каждое действие словами: «Стоит дом, рядом с домом растет елка, около елки растет береза, на березе сидит птичка. Перед домом сидит собака, за домом стоит машина, в доме сидит дедушка, за елкой сидит кошка». Затем вы спрашиваете ребенка «где что находится?». Ребенок отвечает, употребляя пространственные предлоги и наречия.

2) Затем вы продолжаете рассказывать и сопровождать свои слова действиями: «Вышла кошка из-за дерева, увидела ее собака, залаяла и погналась за кошкой. Кошка испугалась и полезла на дерево. Птичка испугалась, улетела и села на крышу дома. Кошка на дереве, наверху, а собака внизу, под деревом».

Затем вы спрашиваете детей «где что находится?». Дети отвечают, употребляя пространственные предлоги и наречия.

Можно предложить детям повторить историю, сопровождая слова действием.

Игра «Прятки»

Вы предлагаете ребенку спрятаться в разных местах. Затем ищете его и, найдя ребенка, спрашиваете: «Где ты спрятался?».

Этот вопрос ставит ребенка перед необходимостью ответить: «под столом», «за дверью», «за верандой» и т. д. Если ребенок ограничивается жестом или применяет неправильное слово, вы должны дать точное определение места, где он спрятался. Ребенок должен повторить.

Игра «Куда спряталась игрушка?»

Вы говорите ребенку: «Закрой глазки, а игрушка в это время от тебя спрячется». Вы ставите ее под стол, на шкаф…Ребенок, открыв глаза, ищет игрушку. Найдя ее, ребенок говорит, где она находится, используя слова: наверху, внизу, под столом, на кресле, около дивана, под машинкой, слева от телевизора и т. д.

Игра «Что изменилось?»

Вы ставите на стол несколько игрушек (не более трех). И предлагаете ребенку внимательно посмотреть, что и как стоит на столе. Потом предлагаете ребенку закрыть глаза. В это время вы изменяете расположение игрушек. Ребенок, открыв глаза, должен определить и сказать, что изменилось, используя в речи пространственные предлоги и наречия.

Игра «Скажи, куда я положила предмет»

Вы предлагаете ребенку закрыть глаза. И кладете игрушку предмет на стол, под стол, за кресло…По сигналу ребенок открывает глаза и начинает искать предмет. Найдя ее, он объясняет, где она находится, используя в речи пространственные предлоги и наречия.

Игра «Скажи, где сидит птичка»

Вы расставляете предметы, например, домик, березу, елку, птичку. И предлагаете ребенку закрыть глаза и помещаете воробья на елку. Открыв глаза, ребенок отмечает, где он сидит, употребляя пространственные предлоги и наречия.

Игра «Поручения»

Вы предлагаете ребенку располагать предметы или самому встать (сесть) так, как вы скажете. Например:

- Положи мячик в коробку, а карандаш перед коробкой.

- Положи куклу под стол, а книжку на стол.

- Сядь перед диваном

- Встань между стулом и окном и т. д.

- упражнения-инсценировки настольного театра:

Вы предлагаете ребенку расставить или спрятать за предметами персонажи театра. Затем ребенок должен описывать, где находится каждый из них.

- Дидактические игры с картинками:

Игра «Найди такую же картинку» (показ)

Материал для нее – это картинки, на которых изображены одни и те же предметы (например, домик, елочка, березка, заборчик, скамейка) в разных пространственных взаимоотношениях. Пару составляют картинки с одинаковым расположением рисунков предметов. Вы даете ребенку 1 – 3 картинки. Остальные оставляете у себя. Затем вы берете одну из своих картинок и показываете ее ребенку, спрашивая: «У тебя такая же?». Если картинки совпали, то ребенок поднимает картинку вверх и объясняет почему, описывая ее.

Игра «Отгадай загадку» (показ)

Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И говорите, что вы загадали предмет, нарисованный на этой картинке. И предлагаете ребенку его отгадать, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия.

Игра «Загадай загадку»

Вы показываете ребенку картинку (иллюстрацию в книге) с изображением предметов. И

предлагаете ему загадать предмет, нарисованный на этой картинке, называя особенности его расположения, используя пространственные предлоги или наречия. Ребенок загадывает, а вы отгадываете.

По мере усвоения, задания в играх усложняют:

- увеличивают количество предметов,

- изменяют расположение предметов

- расширяют площадь ориентировки

- повышают требования к скорости определения, вводят элементы соревнования.

- Словесные игры:

Игра «Наоборот»

Вы произносите слово (пространственное наречие) и, бросаете ребенку мяч. Ребенок должен сказать противоположное по смыслу слово. (Вперед - назад, вверху - внизу, далеко - близко, над - под, справа - слева, внутри - снаружи и т. д.)

Игра «Дополни предложение»

Вы начинаете предложение, а ребенок его заканчивает. Например,

- Сережа подбросил мяч (вверх,

- Наша группа находится (наверху, а кухня (внизу,

- Лена живет далеко от детского сада, а Дима (близко).

- Девочка разделась, положила свою одежду на стульчик, а туфельки (под стульчик)

Эти задачи развивают пространственное воображение детей. В случае, если они трудны детям, надо их наглядно представить, используя для этого детские игрушки.

- Развитию умения определять пространственные отношения между предметами способствует рассматривание с ребенком картинок, иллюстраций в книге.

При этом необходимо учить его осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Например, на картинках нарисованы дети, стоящие в кругу парами, напротив друг друга и т. п. Надо догадаться, что они собираются делать или что делают. «Кого рассматривает мальчик? Как ты догадался? Да, мальчик смотрит наверх».

Например, рассматривая иллюстрацию к сказке «Теремок»: домик – теремок, где из разных окошек выглядывают персонажи сказки, вы задаете вопросы:

- в каком окошке мышка (верхнем или нижнем?

- где находится лягушка (около зайчика и лисы, рядом с зайчиком и лисой, между зайцем и лисой?

- кто находится между мышкой и зайцем?

- где находится медведь (справа от волка?

- кто находится под окошком лягушки?

- что находится над теремком?

- что находится около (рядом) с теремком?

- что находится слева (справа) от теремка?

Запомните, пожалуйста, важно постоянно побуждать ребенка употреблять слова, отражающие пространственные отношения - в процессе рисования, конструирования, при передвижении в помещении и на улице. В результате, представления детей о пространственных отношениях принимают обобщающий характер.

Для вас я приготовила некоторые дидактические настольно-печатные игры на формирование понимания пространственных отношений между предметами, которыми вы можете воспользоваться дома, занимаясь с ребенком.

Итог: Наша встреча подошла к концу. Если она была для вас полезной, поднимите, пожалуйста, красный кружок, а если нет, то поднимите белый кружок.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Игровые общеразвивающие упражнения с предметами для детей младшего дошкольного возраста Общеразвивающие упражнения. (с мячиками) «А теперь мячи возьмем, заниматься мы начнем» 1. «Покажи мячик». и. п. : стоя ноги на ширине плеч,.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики и снятия психоэмоционального напряжения. Мастер-класс для воспитателей Мастер –класс для воспитателей Провела и подготовила Смирнова Н. Е. Игры для развития мелкой моторики особенно нужны современным детям.

Игры и упражнения для гармонизации детско-родительских отношений Игры и упражнения, направленные на гармонизацию родительско-детских отношений. 1.«НАДУЙ КУКЛУ» Цель: Эмоционально-телесное контактирование.

Игры и упражнения на формирование темповой организации высказывания Игра «Осенние листочки» Цель: формирование у детей представлений о темпе, понятиях «быстро» и «медленно». Материал: фонограмма «Тема из.

Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения Игры и упражнения по развитию пространственных представлений, логического мышления, внимания и произвольности поведения у детей 6–7 лет.

Консультация для родителей «Игры с подручными предметами на развитие мелкой моторики рук» К мелкой моторике относится совокупность различных действий нервной, костной и мышечной систем в выполнении точных и мелких движений кистями.

Мастер-класс «Формирование доброжелательных отношений детей друг к другу с использованием игр-тренингов в режимные моменты» Все мы без исключения и конечно же родители хотим видеть своего ребёнка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми.

Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возрастаПовышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста [b]Повышение эффективности процесса усвоения пространственных отношений у детей дошкольного возраста посредством игровой технологии интеллектуально.

Проектная деятельность «Выстраивание партнерских отношений между ДОУ и семьей» Цель проектной деятельности – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного.

Ролевая игра как средство развития дружеских отношений между учащимися Одной из задач педагога является развитие дружеских отношений между учащимися во время воспитательно-образовательного процесса. Особенность.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Безопасность детей
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Мастер–класс для родителей «Игры и упражнения на формирование понимания пространственных отношений между предметами»
Опубликовано: 23 апреля 2016 в 23:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развлечение «Добрый доктор Айболит снова в гости к нам спешит» с детьми...
Цель: формировать у детей начальные представления о здоровом образе жизни. Задачи: - расширять представления детей о рациональном питании - формировать...
Программа совместной деятельности с детьми раннего возраста «Цветные фантазии»
Цель программы: Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования, пластилинографии, аппликации. Задачи:...
Конспект занятия в группе раннего возраста Конспект занятия в группе раннего возраста...
Программное содержание: Учить детей чётко проговаривать слова, познакомить детей со свойствами воды : прозрачная, чистая, капает, льётся. Закрепить цвет...
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС
Картотека осенних прогулок в средней группе по ФГОС Разработала Романова И. А. Сентябрь. Прогулка 1 Образовательная область – познавательное развитие....
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста
Игровые методы и приемы в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста Усольцева Ольга Юрьевна музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад №86»,...