Папки-передвижки

Мастер-класс для родителей «Развивающий самомассаж в логопедической работе»

Олеся Любезнова
Мастер-класс для родителей «Развивающий самомассаж в логопедической работе»
▼ Скачать + Заказать документы

Мастер-класс для родителей

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Балашиха «Детский сад №19»

Конспект мастер-класса для родителей

«Развивающий массаж в логопедической работе с детьми с нарушениями речи»

Подготовила

учитель-логопед

Любезнова Олеся Валерьевна

Ноябрь 2017 г.

Ход мастер-класса :

В последнее время мы слышим все чаще:

«Ребенок хороший, но не говорящий

Публикация «Мастер-класс для родителей „Развивающий самомассаж в логопедической работе“» размещена в разделах

А этот, хоть скажет, но плохо, не внятно.

И что говорит — ничего не понятно»

Но мы для того и даны нашим детям:

Понять, разобраться и справится с этим.

Л: Добрый день, уважаемые родители! Приятно видеть Вас в этой аудитории, и очень надеюсь, что сегодня у нас с Вами получится интересный и полезный разговор.

Поговорим мы сегодня о логопедическом массаже, его влиянии на развитие речи детей, видах логопедического массажа и как можно его применять в домашних условиях.

Детям с речевыми расстройствами (алалия, дизартрия, дислалия, обусловленная укороченной подъязычной уздечкой и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Система логопедической работы с детьми, страдающими нарушениями речи, предусматривает комплексный характер. И одним из средств коррекционного воздействия является развивающий массаж. Массаж возник в глубокой древности. Слово «массаж» — греческого происхождения и означает месить, мять, поглаживать. Массаж как метод лечения применялся уже в третьем тысячелетии до н. э. в Китае, Японии, Греции, Риме. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной, К. А. Семеновой, С. А. Бортфельд и другие. Авторы считают, что логопедический массаж — активный метод механического воздействия, способен изменять состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей речевого аппарата, что благоприятно сказывается на нормализации тонуса мышц органов артикуляции, улучшает мелкую моторику. Логопедический массаж значительно облегчит коррекцию звукопроизношения и позволит добиться определенных результатов. Правильный подбор массажных комплексов способствует коррекции произносительной стороны речи, т. е. сокращению периода постановки, автоматизации и дифференциации звуков.

В настоящее время в логопедической практике существует много видов логомассажа :

• Лечебный классический массаж – это: поглаживание, растирание, разминание и вибрация. Для выполнения данных приемов при массаже языка используют зубные щетки с мягкой щетиной, шпатели, соски и др.

• Точечный массаж – разновидность лечебного массажа, когда воздействуют на биологически активные точки (зоны).

• Аппаратный массаж проводятся с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.

• Зондовый массаж (по методу Новиковой Е. В.).

Самомассаж.

На своих занятиях для коррекции произношения я использую самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, упражнения для которого показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

• можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно;

• можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения;

• можно использовать без специального медицинского образования.

Дети сами выполняют:

самомассаж лицевых мышц;

самомассаж кистей и пальцев рук;

— аурикулярный массаж (самомассаж ушных раковин);

самомассаж язычной мускулатуры.

Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное мышление, ко многим массажным упражнениям подобраны стихотворные тексты. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, чтобы у ребенка возникал конкретный образ. Вначале дети выполняют упражнения молча по показу, затем по мере формирования правильного произношения, тоже проговаривают текст. Позже они уже могут произносить тексты самостоятельно.

Картография проекции органов на кисти и ушной раковине

По многочисленным наблюдениям, результативность логокоррекционной работы значительно возрастает при использовании элементов самомассажа с активным включением ребёнка в этот процесс. В особенности, если у ребёнка выражена моторная неловкость, отмечается смазанность речи, т. е. присутствует дизартрический компонент. Эти несложные массажные приёмы я также настоятельно рекомендую использовать родителям ребёнка на дому перед выполнением комплекса артикуляционной гимнастики.

Нижеприведённый комплекс массажных приё мов доступен и прост в обучении: к каждому движению я подключила свои авторские стихи, которые облегчают запоминание детьми инструкций, т. к. обучение происходит в игровой форме.

Самомассаж ушных раковин

1. Детям предлагается массировать мочки ушей. Затем всю ушную раковину. Растереть уши руками, свернуть и развернуть ушные раковины.

2. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до десяти. Начинать упражнение с открытыми глазами, затем с закрытыми глазами. Повторить 7 раз.

* * *

Разомнё м мы ушки наши:

разотрём руками,

нежно ушки мы свернём,

ушки развернутся сами.

Ушки тянем мы вперёд-назад

словно слоник невпопад.

Ушки наши покраснеют,

потому что руки наши их согреют.

Самомассаж лица.

Самомассаж лица направлен на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, способности мозга сопоставлять факты (что и называется интеллектом, а так- же на развитие речи. Игровая форма работы привлекает детей, они выполняют упражнения с большим удовольствием, быстро запоминают их и с радостью перевоплощаются в различных персонажей.

1. Одну минуту массировать щёки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисовать как бы круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.

* * *

Крутим вертим мы спирали

и рисуем мы круги.

Чтобы щёчки не устали,

мы кружочки рисовали,

пальцы в этом помогли:

К подбородку зашагали

и кружочки рисовали,

И на лобик поскакали -

всё кружками расписали.

2. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз – 1 мин.

* * *

Глазки мы погладили,

Глазки мы расслабили.

3. Массировать нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей – 20 раз.

* * *

Носик-носик, человечек!

Готовился к радостной встрече.

К нему братья приезжали,

долго-долго обнимали,

веселились, танцевали.

4. Открыть рот и нижней челюстью делать движения, сначала слева направо, затем наоборот – 10 раз.

* * *

Ветер, ветер, ветерок,

всем устроил он урок:

Ротик-дверцу отворял,

вправо-влево всё качал.

5. Проводить по лицу сверху вниз, слегка нажимая, как при умывании (3-5 раз). Затем тыльной стороной ладони и пальцев рук мягкими движениями провести от подбородка к вискам; затем «разгладить» лоб от центра к вискам.

* * *

Моем-моем мы лицо,

умываемся ладошками.

Гладим, сушим утюжком

мокрые дороженьки:

подбородок, щёчки и виски,

вот и к лобику пришли.

Гладим лобик-бугорок:

от полянки до висков.

Гладим, вытираем

и массаж сегодня завершаем.

Аурикулярный массаж.

Самомассаж ушных раковин — аурикулярный — рекомендован детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путем воздействия на ушную раковину применялось с древних времен. Несложность этого массажа, отсутствие противопоказаний позволили широко внедрить его в практику. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела. Эти точки образуют около 18 зон, каждая из которых «контролирует» определенный участок, в том числе зоны для повышения концентрации внимания и улучшения памяти. (приложение 2)

Массаж язычной мускулатуры.

Это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным. Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Это может быть как массаж руками с использованием шпателя, зубной щетки или соски, так и массаж языка с помощью зубов (упражнения «Расческа», «Месим тесто», «Накажем непослушный язычок»)

• Схема языка.

• Простой приём самомассажа : Покусали кончик языка, покусали спинку языка, жуём как жвачку один бочок язычка, затем другой бочок.

• Упражнения по картотеке – язычок погладим ласково губами, а затем похлопаем бережно губами, язычок погладим ласково зубами, а затем похлопаем бережно зубами

• Массаж трубочками для коктейля (зубной щёткой)

• Массаж горошинами – переворачивать во рту фасоль, горох… рекомендуется при малоподвижном, паретичном (вялом) языке.

• Перекатывать во рту виноградинку, стараться не раздавить её.

• Облизывать ложку, начиная с большой (работает вся поверхность языка, затем уменьшая её размер до десертной (тонкие дифференцированные движения языка).

• Массаж через салфетку

• Массаж грушей, используется для массажирования языка (особенно когда ребёнок смягчает согласные и для профилактики инфантильного глотания, т. е. активизация движений жевательных мышц и стимуляция кинестетических ощущений, идущих от мышц полости рта). Используем детскую спринцовку № 1. Сложить её в два раза, обмакнуть сложенную часть в сладкий сироп, вложить в рот ребёнка так, чтобы кончик остался с наружи. Предложить пожевать на большой амплитуде. Усложнение – спринцовку сложить в четыре раза.

Самомассаж рук.

Самомассаж кистей рук оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов проводящих путей, активизирует биологически активные точки. Пальцы рук можно вытягивать, разминая, или выполнять круговые растирания, словно надевая кольцо. Чем точнее ребенок выполняет движения пальцами, тем быстрее и лучше развивается речь. Самомассаж рук – это самомассаж ладоней и пальцев.

Массажные приё мы: поглаживание, растирание, разминание, выжимание.

Последовательность массажных движений:

1. Подушечки пальцев правой руки устанавливаются у оснований пальцев левой руки с тыльной стороны ладони. Пунктирными движениями кожа смещается на 1 см вперёд-назад, постепенно продвигаясь к лучезапястному суставу. То же самое необходимо проделать и для правой руки.

* * *

Наши пальцы ехали-ехали сверху по руке

и в вагончике приехали

к станции Браслетовой у запястья на руке.

2. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Ребром ладони правой руки имитируется «пиление» по всем направлениям тыльной стороны левой ладони («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Пилим-пилим мы дрова,

Пилим, много пилим,

Значит всё с тобой осилим.

3. Фалангами сжатых в кулак пальцев производятся движения по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки. Проделать то же для другой руки.

* * *

Буравчик мы крутим,

вращаем в ладошке.

Поможем ладошке работать быстрей :

буравчик мы включим совсем на немножко,

но это поможет ладошке моей.

4. Кисть и предплечье левой руки располагаются на столе. Согнутым указательным и средним пальцами правой руки делаются хватательные движения на пальцах левой руки («прямолинейное» движение). Проделать то же для другой руки.

* * *

Наши пальцы не устали,

Они только братцев ждали,

Вот они к ним и пришли:

подходили, обнимали,

дружно пальцы руки жали –

рады встрече были мы.

5. Выполняются движения, как при растирании замёрзших рук.

* * *

Ручки наши мы согреем,

а ладошки разотрём.

Станут ручки всех сильнее,

Это мы с тобой поймём.

Л: На занятиях я обучаю детей элементам самомассажа рук в игровой форме и с использованием нетрадиционного материала. Очень нравится детям играть:

• с бельевой прищепкой — «Котенок» («кусаем» ногтевые фаланги);

• покатать между ладонями сосновую шишку, грецкий орех и т. д. ;

• растирать ладони движениями вверх-вниз до появления теплоты – «Погреем ручки»;

• перекатывать ладонями шестигранный карандаш;

• с резиновым мячиком или воздушными шарами, наполненными разными крупами;

• шариками су-джок – «Ежик», «Солнышко» (катание между ладошками, по каждому пальчику, надевать колечко-пружинку на каждый пальчик, перечисляя домашних животных или произнося звуки).

• зубные щёточки.

Особый интерес вызывают у детей «сухие бассейны» — это небольшие емкости или коробочки, наполненные сыпучим материалом с необычной текстурой (фасоль, рис, бусы, горох и т. д.)

Самомассаж кистей и пальцев рук в «сухом бассейне» способствует:

• нормализации мышечного тонуса;

• стимуляции тактильных ощущений;

• увеличению объема и амплитуды движений пальцев рук.

Самомассаж в «сухом бассейне» можно сопровождать стихотворным текстом или выполнять под музыку.

В заключении хочется отметить, что логопедический массаж оказывает не только общее положительное воздействие на организм в целом, но и улучшает звукопроизношение, положительно влияет на развитие фонематического слуха, мелкой моторики и общее развитие речи.

Уважаемые родители, прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо» :

— если Вам понравилась наша работа, Вам всё было понятно и всё удалось, если у Вас сейчас хорошее настроение, то нарисуйте веселый смайлик;

— а если Вы не узнали ничего нового и мастер класс был не интересен, если у Вас возникли затруднения или Вам что-то не понравилось, то нарисуйте грустный смайлик.

Благодарю Вас за сотрудничество! Желаю успехов.

Публикации по теме:

Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Игровой самомассаж в работе с дошкольниками Музыкальный руководитель МКДОУ детского сада №11 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского.

Консультация для педагогов «Самомассаж как здоровьесберегающий фактор в работе с дошкольниками». В современном понимании здоровье - это не только жизнь без болезней, но и высокая умственная и физическая работоспособность. Дошкольный.

Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с помощью камушков Марблс» Консультация для родителей Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с помощью камушков «Марблс» Ум ребенка находится.

Консультация для родителей «Массаж. Самомассаж» Массаж способствует не только оздоровлению ребёнка, но и более быстрому и гармоничному его психофизическому развитию. Массажные приёмы,.

Консультация для родителей «Самомассаж во второй младшей группе» В этом возрасте применяются только массаж рук, головы, лица, живота и ног. Количество приемов ограничено, все они проводятся в форме игры.

Мастер-класс для педагогов «Игровые технологии в логопедической работе» Учитель-логопед МАУДО «Детский сад №5» Мелентьева Е. Ю. С ребенком надо делать все через игру… Д. Б. Эльконин Особое значение игра приобретает.

Мастер-класс для родителей «Соль. Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе педагога-психолога» Мастер-класс по применению нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе педагога-психолога по профилактике тревожности, развитию.

Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий в логопедической работе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Радуга» г. Козловка Чувашской Республики Выступление на.

Мастер-класс «Развивающий сенсорный кубик своими руками»Мастер-класс «Развивающий сенсорный кубик своими руками» МАСТЕР-КЛАСС «Развивающий сенсорный кубик своими руками»Цель: Создать условия для реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Мастер-класс «Развивающий тренажер «Светофор» из бросового материала»Мастер-класс «Развивающий тренажер «Светофор» из бросового материала» Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию свою педагогическую идею – как изготовить развивающий тренажер «Светофор" из подручного материала.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для родителей «Развивающий самомассаж в логопедической работе»
Опубликовано: 1 февраля 2018 в 15:32
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс для родителей «Развивающий самомассаж в логопедической работе»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Любезнова (УИ 1452223) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД