Лариса Гуляева
Мастер-класс для воспитателей «Цвет в жизни человека» (авторская разработка Гуляевой Л. Ф.)
▼ Скачать + Заказать документы
Цвет в жизни человека.
Мастер - класс
План проведения мероприятия.
1. Классификация цвета.
- Определение понятия «цвет».
-Основные цвета.
-Составные цвета.
-Получение цветов (способы).
-Цветовой круг.
-Тёплые и холодные цвета.
-Советы и рекомендации по использованию изобразительных материалов.
2. Стереотипы цветового восприятия и способы их преодоления.
3. Цвет в интерьере.
4. Хромотерапия.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Цвет в жизни человека“ (авторская разработка Гуляевой Л, Ф,)» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Литература.
И. Г. Мосин. Рисование.
А. И. Савенков. Детская одарё нность: развитие средствами искусства.
Л. Азанова. Цветотерапия. Семь цветов здоровья.
Справочник старшего воспитателя. №10. Октябрь 2008. С. 67.
Воспитатель ДОУ. №11,2008. С. 24.
Классификация цвета.
Характеристика цвета.
Цвет – основное выразительное и изобразительное средство живописи, он даёт эмоциональную окраску произведению.
В природе множество цветов и оттенков. Гораздо больше, чем может различить человеческий глаз. А чтобы было проще ориентироваться в них, люди придумали различные классификации цветов. Их несколько.
Хроматические и ахроматические цвета – это две основные группы. Хрома, хроматос – в переводе с греческого «цвет». Ахроматические – не цветные. Это белый и чёрный цвета, а также все серые, получаемые смешиванием их.
Хроматические – это все остальные цвета. Они, в свою очередь, делятся на основные и составные.
Основные цвета – своеобразные прародители всех цветов. Это три цвета : красный, жёлтый и синий.
Составные цвета – группа цветов, получаемая путём попарного смешивания основных. Смешивание красного и жёлтого даёт нам оранжевый цвет, красного и синего – фиолетовый, синего и жёлтого – зелёный.
Способы получения.
Взять на кисточку основной цвет (любой, нанести его на палитру. Чистой кистью набрать другой цвет и вмешать в первый. Если брали одинаковое количество того и другого цветов, составной цвет получиться нейтральным, т. е. непохожим ни на один из основных. Если какого – то цвета будет больше, то это повлияет на состав цвета, и он будет больше похож на тот цвет, которого и было больше. Этот способ выполняется с использованием техники «а – ля прима». Можно использовать как акварель, так и гуашь.
Практическое упражнение. Смешайте попарно все основные цвета. Старайтесь смешивать цвета в равных количествах (получатся точные составные цвета).
Предлагаю поэкспериментировать с цветом. Возьмите один из основных цветов (например, жёлтый, вмешайте в него другой (синий) понемногу, так чтобы получались разные оттенки (зелёного). После каждого смешивания фиксируйте получаемый цвет мазком на листе.
Настанет момент, когда жёлтый перестанет быть зелёно – жёлтым и станет жёлто – зелёным, потом, когда количество синего сравняется с количеством жёлтого – зелёным, потом сине – зелёным, потом зелёно – синим и, в конце концов, синим. Полностью синим он не станет.
Используем технику лессировки, т. е. наложения одного цвета на просохший слой другого. Выполняется только акварелью.
Практическое упражнение. Положите пятно жёлтой краски на бумагу и дайте ей просохнуть. После этого поверх него нанесите синюю краску, достаточно прозрачную (помните, что прозрачность – главный принцип акварели, чтобы был виден нижний слой жёлтого.
Накладывайте краску сверху мягко, чтобы не повредить нижний красочный слой: только так лессировка получается чистой и прозрачной (для этого используйте беличьи кисти).
В итоге наложения два цвета сольются в один : синий и жёлтый дадут зелёный. Таким же образом взятые попарно другие основные цвета дадут составные.
Пуатилизм – оптическое смешивание цветов. Используют акварель и гуашь.
Практическое упражнение. Возьмите любой основной цвет (жёлтый). Густо краску не разводите, она должна быть прозрачной. Заполните равномерно мазками какую–плоскость (квадрат).
Не забывайте оставлять между мазками пробелы, желательно одного с мазками размера. А дальше возьмите другой основной цвет (синий, и заполните эти пробелы. Постарайтесь, чтобы белой бумаги не осталось. Чтобы краски не смешивались и не получилась техника «по – сырому», дождитесь, пока просохнет первый слой мазков.
Запомните: оптическое смешение происходит на расстоянии. Оставьте лист чуть дольше, прищурьтесь. Что вы видите?
Цветовой круг.
Получив составные цвета из основных мы увидели, что получившиеся у нас шесть цветов – это те же цвета, которые составляют радугу. Исключение составляет лишь голубой цвет, который не входит в цветовой круг. Он действительно находится рядом с зелёным и синим цветами, но не является составным, т. к. получается не смешиванием основных цветов, а смешиванием основного (синего) с белым.
Таким же образом смешиванием красного и белого получается розовый цвет. Художники называют это «разбелом».
Практическое упражнение. Нарисуйте радугу. Вспомните поговорку, с помощью которой запоминают состав и порядок цветов : Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан.
Обратите внимание на то, что основные и составные цвета чередуются. Причём составные находятся между основными, с помощью которых получены (оранжевый – между красным и жёлтым).
Составные цвета служат как бы связками между основными.
Практическое упражнение. Нарисуйте цветовой круг. Для работы нужны: круг (диаметром – 6см, акварель, заточенная спичка.
Старайтесь, чтобы цвета не были яркими (не жалейте воды); все части по насыщенности должны быть одинаковыми. Сделайте волчок и запустите его. Цвета на вращающемся волчке должны слиться в один белый цвет.
Запомните: белый цвет состоит из всех цветов радуги. (Поэтому все они перешли в белый цвет)
Каждый луч света несёт в себе все цвета спектра, но мы видим лишь тот цвет, который отражается от поверхности предмета: отражает жёлтый – и мы видим предмет жёлтым, отражает зелёный – видим предмет зелёным и т. д.
Запомните: в эксперименте с волчком можно было использовать только основные цвета, результат был бы всё тот же – белый, но не пытайтесь получить белый, смешивая эти же краски на палитре – ничего не получится, такова природа белого цвета.
Тёплые и холодные цвета.
Это ещё один из способов деления цветов по признакам. Само название говорит о том, что при взгляде на тёплые цвета вы почувствуете тепло, а при взгляде на холодные – холод.
Практическое упражнение. Нарисуйте снежинку и солнышко. Взгляните на цветовой круг и определите, где тёплые, где – холодные цвета. Нарисуйте (мазками, геометрическими формами) эти цвета в соответствующие колонки.
Тёплыми принято считать красный, оранжевый, жёлтый, а также те цвета, которые получаются их смешиванием. Это цвета солнца, огня.
Холодный: синий, фиолетовый и производные от них. Это цвета луны, сумерек, мороза.
Запомните: зелёный не принадлежит ни к одной из этих групп и в то же время примыкает к обеим группам сразу, он находится на границе этих групп, и поэтому всё зависит о его качеств, от того, какого цвета в нём больше.
Практическое упражнение. Создайте зелёный, в котором больше синего. Теперь – жёлтого.
Если больше жёлтого – он тёплый, если синего – зелёный холодный. То же можно сказать и о фиолетовом.
Запомните: тёплые и холодные качества – вещь относительная. Фиолетовый, например, холодный, если сравнивать его с красным. И тёплым, если сравнивать его с синим. Значит, можно считать, что цвета бывают относительно тёплые и относительно холодные.
Есть и абсолютные цвета. Например, оранжевый – самый тёплый цвет, а синий – самый холодный. Они в спектре друг напротив друга, как полюса у глобуса.
Блиц – опрос.
1. Что такое цвет?
2. Для чего он служит?
3. Назовите основные цвета.
4. Назовите составные цвета.
5. Назовите техники, с помощью которых получаем новые цвета («а – ля прима», лессировка, пуантилизм)
6. Вспомните поговорку, с помощью которой запоминают цвета радуги.
7. Назовите цвета, получаемые «разбелом».
8. Как расположены цвета в радуге и цветовом круге?
9. Между какими цветами находятся оранжевый, зелёный, фиолетовый цвета?
10. В какой цвет перейдут все цвета?
11. Какой цвет спектра несёт в себе луч света? (все цвета)
12. Зелёный цвет относится к тёплым или холодным? От чего это зависит?
13. Назовите «абсолютные» цвета (оранжевый, синий).
14. Какие цвета принято считать тёплыми (холодными?
Советы по использованию изобразительных материалов.
Гуашь. Бывает двух видов – жидкая и в таблетках. Жидкие краски имеют более глубокую основу, потому лучше не допускать их засыхания. Если всего 6 цветов, можно получить другие, смешивая их попарно. Добавляя белую и чёрную краски, можно получить краску любого тона.
Жидкая гуашь выпускается двух видов – плакатная и художественная. Можно рисовать любой, но художественная выше качеством. Жидкая гуашь имеет кроющую способность (можно исправить прямо поверху, если верхний слой будет гуще). Гуашь техника непрозрачная.
Для работы годятся жёсткие кисти – щетинные, колонковые или кисти из ушного волоса. Беличьи слишком мягкие, они вязнут в краске и не дают уверенного мазка. Их трудно отмыть от гуаши. В работе с гуашью беличьи кисти быстро изнашиваются. Воду следует менять чаще, потому что гуашь – краска очень густая, вода становится мутной, грязной, может попасть в цвет. Тщательно мойте кисти, чтобы не испортить цвет в баночке.
Если гуашь начинает засыхать, залейте водой и плотно закройте крышкой. Если краска высохла совсем, то её можно «оживить», но клей, который входит в состав гуаши, уже утратил свои свойства. Такие краски утрачивают свои свойства. Такие краски утрачивают свою эластичность, становятся ломкими, трескаются, осыпаются.
Бумага годится любая, кроме слишком тонкой, писчей.
Можно использовать палитру. Палитра – это, своего рода, кухня художника, его лаборатория. Она должна быть белой или прозрачной (чтобы не отвлекать цветом). Она может быть из бумаги, из керамической плитки.
Акварель. Сделана из очень мелкого цветного порошка, что позволяет писать ими негусто, накладывать цвет прозрачно.
В работе играет важную роль вода. В гуаше вода используется только для того, чтобы сделать более жидкой. А светлее цвет делают с помощью белил. В акварели может не быть белой краски. Чтобы сделать краску светлее, достаточно добавить в цвет больше воды, краска станет прозрачнее, а белая бумага довершит эффект. Одна и та же краска, в разной степени разбавленная водой, даст в акварели совершенно разные цвета.
Существует четыре основных приёма работы с акварелью.
«А – ля прима» - цвет подбирается на палитре и после этого накладывается на соответствующее место рисунка.
«Лессировка» - первоначально наложенный цвет после просыхания обогащается другими цветами, которые накладываются сверху.
«Пуантилизм» (от французского «пуант» - точка) – рисование разноцветными, чередующимися мазками; это оптическое смешивание.
«По сырому» - на предварительно смоченную бумагу, утратившую первоначальный блеск, «увядшую», наносят рисунок. Эта техника незаменима для изображения пушистых мягких вещей (линия похожа на мохеровую нитку).
Как и гуашь, акварель считается жидкой техникой. Поэтому ухаживают за кистями, красками, используют воду и палитру так же.
Уход за художественными материалами.
(Советы юному художнику)
1. Следи, чтобы твои художественные материалы были аккуратно убраны в отведённое для них место. Делай это сам.
2. После работы мой кисти тёплой водой с мылом, чтобы они всегда были готовы к работе.
3. После работы с гуашью плотнее закрой баночку крышечкой. Помни, высохшая гуашь теряет свои свойства. Акварель, наоборот, не закрывай, дай краскам проветриться. Промой палитру. Вылей из банки грязную воду, а баночку вымой.
4. Проверяй, плотно ли закрыты колпачки на фломастерах – от этого зависит продолжительность их жизни.
5. Не оставляй даже во время работы кисти в банке с водой. Щетинные кисти от этого теряют форму и становятся похожими на помело, а мягкие кисти начинают вылезать.
6. Точи карандаши в специальную коробочку. Это позволит тебе избегать хлопот по уборке помещения от карандашной стружки.
7. После работы вымой не только ладони, но и руки по локоть и лицо.
8. Заведи для своих рисунков папку по размеру самого большого из них. Никогда не сгибай свои рисунки. Работы, выполненные мелками или пастелью, перекладывай листами чистой бумаги.
Стереотипы цветового восприятия и как их преодолеть.
Язык цвета неоднозначен, и вместе с тем в сознании большинства людей прочно живут стереотипы его восприятия. Первый базируется на том, что определённые цвета вызывают у разных людей одни и те же эмоции, и чувства, ассоциации. Если бы
представления о чувствах, вызываемых разными цветами у людей, не были бы унифицированы, то художник, с его индивидуальным подходом к выражению через цвет своих замыслов, был бы полностью недоступен и непонятен другим.
Поэтому педагоги всегда заботятся о том, чтобы рассказать ребёнка о тёплых и холодных цветах, о том, какие цвета вызывают в сознании большинства людей активность, радость, а какие спокойствие и умиротворение. Использование ребёнком этих знаний в собственном творчестве повышает выразительные возможности детского рисунка, расширяет возможности восприятия самим юным художником различных явлений. Это, в свою очередь, влияет на развитие творческого потенциала ребёнка.
Для развития ребёнка в данном направлении педагогами разработано много заданий. Например: «Нарисуйте предметы, окрашенные в тёплые и холодные цвета». Но значительно более популярны другие задания, тесно связанные с выразительными возможностями цвета. Самое распространенное из них – выразить заданное настроение цветом путём раскрашивания одинаковых контуров («дворец доброго» и «дворец злого» сказочного героя). Разнообразить и одновременно усложнить задание можно путём внесения изменений в изображения самих контуров и путём использования самих контуров и путём использования не только полярных настроений.
Совершенствовать способность выражать свои чувства в полихромном изображении можно также вводя ограничения на использование большого количества цветов ( нарисовать два леса: один мрачный, а другой – весёлый и солнечный). Постепенно, развивая ребёнка в этом направлении, необходимо подвести его к мысли, что при общей правильности закономерностей, закреплённых данным стереотипом восприятия цвета, сам по себе цвет в произведении изобразительного искусства может и должен использоваться очень разнообразно.
Взрослый художник, работая, как правило, не задумывается ни о том, какие краски между собой смешивать, ни о том, каким цветом в данный момент воспользоваться. У него всё это получается само собой, «минуя сознание». Поэтому, например, изображая снег, освещённый закатным солнцем, он воспользуется не только белой краской, а рисуя траву и листья деревьев, не будет применять только зелёную. Художник не имеет стереотипа, от влияния которого страдают многие детские рисунки и даже сама способность ребёнка объективно воспринимать действительность.
Это распространённый стереотип цветового восприятия – стереотип доминирующего цвета. Нередко, поправляя рисунки детей, мы внушаем им, что трава должна быть зелёной, небо – голубым, огонь оранжевым и тому подобное. Мы привыкли к словесному определению доминирующего цвета предмета. В языке, даже таком богатом как русский, нет столько словесных обозначений, сколько существует оттенков цветов. Этот стереотип влияет не только на изображение, но и на восприятие действительности. Если его в сознании ребёнка не преодолеть, то он выступит фактором, тормозящим не только художественное, но и общее умственное развитие. Ребёнок начинает видеть вместо свойственного, например, той же траве, многообразия цветов и оттенков только – «зелёный», вместо сверкающего всеми цветами радуги снега только – «белый».
Умение правильно воспринимать доминирующий цвет вырабатывается у ребёнка практически моментально, и это умение непременно должно быть сформировано. Далее нам необходимо объяснить ему, что в определённых условиях «белые» облака могут стать серо – голубыми или красными, «белый» снег не только белым или голубым, но и синим, и розовым, «зелёное» дерево чёрным или синим.
Способность, преодолев стереотипы, адекватно и максимально тонко воспринимать действительность – одна из важнейших характеристик творчески мыслящего человека.
Хромотерапия.
Термин «хромотерапия» произошёл от греческого слова chroma – цвет. Лечение цветом применялось с давних времён. Сама по себе наука цветотерапия берёт начало с открытия английскими учёными лечебных свойств ультрафиолетовых лучей, было описано лечебное воздействие каждого спектра.
Так, красный цвет пробуждает волю к жизни, повышает физическую силу, работоспособность, способствует устранению депрессии, воспалительных процессов, вирусных инфекций.
Оранжевый цвет самый радостный. Он помогает преодолеть депрессию и нервные срывы, способствует избавлению от страхов и неврозов, благотворно влияет на мышечную систему, уменьшает проявление астматических явлений, снимает спазмы, повышает аппетит.
Жёлтый цвет создаёт радостное, весёлое настроение, повышает умственные способности, нормализует деятельность желудочно-кишечного тракта, печени, способствует выздоровление при анемии, хроническом бронхите, заболеваниях кожи.
Зелёный – цвет гармонии. Он благотворно влияет на сон, помогает контролировать состояние раздражительности при нервных расстройствах, дарит спокойствие, повышает остроту зрения.
Голубой – цвет альтруизма и покоя, он способствует устранению воспалительных процессов органов дыхания, стрессов, неврозов, переутомления.
Фиолетовый – повышает творческую активность, иммунитет, помогает преодолеть нервные и психические расстройства, бессонницу, невралгию.
Синий цвет издавна считается символом благородства, покоя и веры. Он является «цветом здоровья» : успокаивает нервную систему, содействует умиротворению, что немаловажно для комфорта и сохранения психического здоровья детей, оказывает положительное воздействие на органы дыхания. Его можно использовать в оформлении группового помещения для детей с бронхиальной астмой и различными аллергодерматозами. Применение синего цвета в спальне способствует быстрому засыпанию, достаточному по продолжительности, спокойному и глубокому сну, а значит – хорошему отдыху. Это в значительной мере повышает уровень активности и работоспособности воспитанников, что обеспечивает более быстрое овладение знаниями, умениями и навыками, способствует формированию и развитию у детей основных психических процессов, навыков учебной деятельности.
Некоторые цвета негативно влияют на поведение детей.
Коричневый – вызывает чувство вины, чёрный – оказывает угнетающее действие. Оформление интерьера группы в определённой цветовой гамме даёт возможность не только создавать уникальный для каждой группы стиль, но и эффективно использовать цвет в оздоровительных целях, а использование хромотерапии как одного из видов природного лечения, оправдано по комплексному оздоровлению детей
Педагогам необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти знания в воспитательно – образовательном процессе и коррекции.