Лучший педагог года

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ»

Марина Сиянбиль
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ»

Профессия педагога считается одной из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это могут быть конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ; трудности во взаимодействии с родителями ребенка; непонимание, непослушание, игнорирование воспитателя со стороны детей. Их неблагоприятное воздействие может вызывать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». Синдром хронической усталости лежит в основе многих психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связано с состоянием души человека. В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, подавленное настроение, бессонница; процветает самоцензура, ограничивающая свободное творческое самовыражение личности педагога. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т. д.

Публикация «Мастер-класс для воспитателей ДОУ „Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ“» размещена в разделах

Любой из нас может улучшить свое физическое и эмоциональное состояние, т. е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, а также открыть творческий потенциал, повысить работоспособность и укрепить позитивное отношение к профессии.

Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

Способы саморегуляции:

1. Для этого можно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физическими ощущениями, найти в себе; силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным превозмочь любой недуг.

2. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга.

3. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

4. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). Более эффективным раздражителем, повышающим тонус организма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

Баня способствует укреплению всех защитных систем организма, расслабляет мускулатуру и успокаивает нервную систему; помогает расширению коронарных сосудов, функционированию «новых» капилляров при замедленной скорости кровотока и в результате — улучшению снабжения кислородом всего организма.

5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

6. Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:

хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сои кратковременный (от 5 до 30 мин). Попробуйте вместо традиционной чашечки кофе практиковать полудрему, легкий кратковременный сон. Эффект поразит вас. В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).

7. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах, так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Музыка может звучать (негромко) в помещениях для отдыха. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

Существует несколько способов для быстрого избавления от отрицательных эмоций:

– смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

– набрать в стакан воды и медленно, сосредоточенно ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

провести дыхательное упражнение: 3—4 коротких выдоха подряд, потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

– слегка помассировать кончик мизинца;

– делая вдох, спокойно, не торопясь, сжать с усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение с закрытыми глазами – это удвоит эффект;

– применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело легкое», «я уверена в себе!», самовнушения («я хочу.», «я могу.», «я буду.»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

• спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

• физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т. д.);

• отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных ситуациях);

• созерцание огня (говорят, что человек бесконечно долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

• контрастный душ (заставляет мышцы попеременно расслабляться и напрягаться, а мышечное расслабление, как известно, хороший способ для снятия психического напряжения);

• проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);

• танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);

• крики (то громко, то тихо, можно громко спеть любимую песню);

• высказывания (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);

• смех и плач — отличные средства защиты нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Это все способы самостоятельного противодействия стрессам на рабочем месте. Однако все мы с вами являемся членами одного большого механизма, педагогического коллектива, внутри которого находимся в постоянном взаимодействии друг с другом. Поэтому не менее важным является психологический и эмоциональный комфорт каждого из членов коллектива и всех в целом.

С переживанием психологического комфорта или дискомфорта соотносится уровень психологического здоровья. Уровень психологического здоровья определяет меру творческой активности личности, отношение к труду, пассивность или активность воспитателя в педагогической деятельности. Забота о психологическом здоровье предполагает внимание к внутреннему пиру человека, к его чувствам и переживаниям, увлечениям и интересам, его системе отношений (к себе, к окружающему миру, к работе, коллегам и т. п.)

Социально-психологический климат – это вид психологического климата, вызванного межличностными отношениями или влияющего на них. Важнейшим его фактором является психологическая совместимость членов коллектива.

Влияние психологического климата на личность может быть двояким – как стимулирующим, так и тормозящим, подавляющим творческую инициативу, активность и энергию. Проявлениями здорового психологического климата в коллективе являются:

• внимание, расположение, симпатия человека к человеку;

• состояние духовного подъема, жизнерадостности;

• меру включенности каждого в деятельность коллектива, её эффективность.

Нездоровая атмосфера, напротив, проявляется в напряженности человеческих отношений. В конфликтах между членами коллектива, в результате чего происходят неоправданные столкновения между сотрудниками, изнашивается их нервная система, страдает качество воспитательной работы.

Психологический климат существует на двух уровнях – на уровне всего дошкольного учреждения и на уровне группы, где непосредственно и постоянно взаимодействуют в процессе работы два воспитателя и помощник воспитателя. Важны и тот, и другой, хотя, например, неблагополучие, существующее в целом коллективе до известной степени может компенсировать хороший, дружеский климат в микроколлективе группы.

Поскольку наличие здорового психологического климата в коллективе – один из показателей его зрелости, способствующий творческой самореализации педагогов, важно изучать психологический климат, используя диагностические методики, которые дают возможность получить достаточно надежную информацию о том, насколько близок к оптимальному (или далек от него) психологический климат в данном коллективе на момент проведения исследования. Результаты исследования позволяют увидеть не только общую характеристику климата. Но и в каком направлении нужно работать с коллективом, чтобы утвердить в нем благоприятный психологический климат.

Однако сегодня хочется поговорить не о диагностике психологического климата, а о методах его регуляции, в виде различных игр и упражнений.

1. Становятся в Полукруг. Каждый по очереди выходит в центр, поворачивается лицом к группе и здоровается со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Все повторяют.

И пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего

2. Высказывание пожеланий. Бросают мяч тому, кому хотят пожелать чего-либо.

3. Упражнение “Ведро мусора”

Следующее упражнение направлено на освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты ставится символическое ведро для мусора. Участники размышляют, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать.

Психолог : “ Представьте себе жизнь без такого ведра: когда мусор постепенно заполняет комнату, становится невозможно дышать, двигаться, люди начинают болеть. То же происходит и с чувствами – у каждого из нас накапливаются не всегда нужные, деструктивные чувства, например, обида, страх. Я предлагаю всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги напишите ваши негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и т. п.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

4. Игра «Атомы». Согнуть руки в локтях и прижать их к плечам — это «атом». «Атомы» постоянно двигаются и время от времени объединяются в «молекулы». Число «атомов» в «молекуле» может быть разное. Ваша задача объединиться в то количество атомов в молекуле, которое я буду называть. Вы хаотично двигаетесь, как только я зазываю число, сразу объединяетесь. Объединяются таким образом: нужно стать лицом друг к другу, касаясь предплечьями. Все двигаются и объединяются друг с другом в зависимости от этого. В конце игры называется число, равное всем участникам.

5. Ну и последнее на сегодня творческое упражнение. «Совместный рисунок»

Тренер: Каждый участник берет лист бумаги, подписывает его с обратной стороны и по сигналу ведущего начинает рисовать любую картинку (30 сек.) По новому сигналу начатые рисунки передаются следующему участнику по кругу, все продолжают рисовать на чужих листах. Через 30 секунд происходит новый обмен листками по кругу, таким образом, рисунки проходят полный круг и возвращаются к владельцам.

Каждый участник получил свой рисунок обратно.

Рефлексия:

А теперь подумайте и скажите: Узнали ли вы свой рисунок?

Нравится ли вам рисунок, который получился в итоге?

Хочется ли вам его изменить? Почему?

На что вы ориентировались, дорисовывая чужие рисунки?

Пытались определить и сохранить замысел предыдущего художника, воплощали собственные желания, не задумывались. (обсуждения).

Публикации по теме:

Деловая игра для воспитателей ДОУ «Слово — речи основа» Деловая игра «Слово - речи основа»1. Подберите, как можно больше, прилагательных к слову «язык». 2. Напишите к данным словосочетаниям синонимы:.

Мастер-класс для педагогов, воспитателей, родителейМастер-класс для педагогов, воспитателей, родителей Онлайн-Мастер-Класс для педагогов, воспитателей, родителей «Создание персонального сайта педагога на странице Международного образовательного.

Мастер-класс ко «Дню голубя мира на МAAM» для воспитателей, педагогов, родителейМастер-класс ко «Дню голубя мира на МAAM» для воспитателей, педагогов, родителей Добрый день, уважаемые коллеги! На МААМ 8 апреля об "День голубя мира".Предлагаю Вашему вниманию мастер - класс который я увидела в интернете,.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс по плетению из бумажных трубочек «Ромашка — символ семьи, любви и верности» для педагогов и воспитателейМастер-класс по плетению из бумажных трубочек «Ромашка — символ семьи, любви и верности» для педагогов и воспитателей Назначение: украшение интерьера, подарок к празднику. Цель: сделать ромашку – символ семьи, любви и верности. Задачи: научить делать ромашку;.

Психологическое занятие с элементами тренинга «Формула успеха при подготовке и сдаче ЕГЭ» для учащихся и педагогов .

Психологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучияПсихологическое здоровье дошкольника-залог его успешности и благополучия Говоря о здоровье каждого человека, в том числе ребенка, мы имеем в виду не только физическое состояние, но и психологическое. Человек,.

Развитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работыРазвитие чувственной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального микроклимата в группе. Из опыта работы Как часто недооценивается роль положительных эмоций в развитии ребенка-дошкольника! А ведь если малыш смотрит на жизнь добрым, открытым.

Влияние физических нагрузок на психологическое здоровье детей ЗАЧЕМ СПОРТ ДЕТЯМ? Групповая консультация для родителей учеников начальной школы от педагога-психолога Кроме того, что я педагог-психолог,.

Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт)Здоровье воспитанника и воспитателя-основа успешной совместной деятельности (фотоотчёт) Добрый день. Представляю вашему вниманию краткосрочный проект по здоровьесбережению: "Здоровье воспитанника и воспитателя - основа успешной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ»
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 17:15
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД