Ольга Москова
Мастер-класс для воспитателей «Кукольный театр своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
«Кукольный театр своими руками»
Цель:
Формирование представлений о разнообразии кукольного театра, изготовление куклы из подручного материала.
Задачи. Дать практические знания и умения по изготовлению простейшей театральной куклы. Воспитывать нравственно-эмоциональные качества: воспитание трудолюбия и аккуратности при изготовлении куклы
Оборудование: цветная ткань 20х20см, разноцветный фетр, цветные нитки, иголки, клей, акварельные краски, кисти, пуговки, стразы, ленточки, деревянные лопатки.
План проведения мастер-класса :
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Кукольный театр своими руками“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Приветствие для присутствующих на мастер-классе воспитателей.
2. Сообщение на тему: «Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка»
3. Игра «Отгадай загадки»
4. Практическая работа (изготовление кукол).
5. Подведение итогов.
1. Воспитатели в роли сказочных персонажей (Буратино и Мальвина) :
Здравствуйте, уважаемые взрослые!
Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы не на долго окунутся в мир сказки и чудес, где волшебниками становитесь вы сами. Где повсюду чудеса, встречи с неизвестным, а самое главное, где все истории спектаклей всегда хорошо заканчиваются. Мы предлагаем вам отправиться в такую реальную и в то же время волшебную страну под названием - кукольный театр! А как туда попасть, спросите вы? Нет ничего проще – надо просто захотеть!
Ведущий: Итак, путешествие в страну кукольного театра, начинается!
А помогать на занятии сегодня будет наше…сердце. Сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, радостное, доверчивое. Я думаю, что у каждого из вас такое сердце. А теперь положите правую ладонь себе на грудь, закройте глаза и тихо - тихо послушайте, как бьется ваше горячее доброе сердце…
Попросите свое сердце дать вам силу для работы на занятии. Молча про себя…Получилось? Почувствовали силу? Можно начинать наш мастер-класс.
Сегодня мы будем знакомиться с видами театральных кукол. Научимся работать с фетром, с различным подручным материалом и сделаем кукол из деревянных лопаток.
Мы хотим разбудить вашу фантазию и творческие способности, помочь вам поверить в себя и свой успех.
2. Театр кукол – наиболее распространённая форма организации детского досуга в детском саду. Кукольные спектакли пользуются заслуженной любовью детей и приносят огромное удовольствие организаторам постановок. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник.
Роль кукольного театра в развитии ребёнка-дошкольника невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми.
Театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личной культуры.
Играя роль, ребенок может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы чувств дошкольника. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности.
Существует четыре вида кукольного театра : настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионетки.
Настольный театр самый доступный вид театра для младших дошкольников. У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссёрской театрализованной игры- настольного театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно надеть героя на палец. Ребёнок сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний. Остальные пальцы прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром, мы делаем жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполняем её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки. полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.
Каждый педагог регулярно задает себе вопросы: “Как сделать эффективным процесс обучения?”, “Какая методика будет адекватна современной модели?” Мы тоже находимся в постоянном поиске. Нас увлекает тема театра, её многогранность, разнообразие методов, средств, форм и видов работы, их новизна. Театр создаёт условия для интеграции, комфортного сосуществования и раскрытия личностных качеств каждого ребёнка. Нам интересна форма взаимодействия с педагогами - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.
Почему мы выбрала для представления мастер – класс?
Ответ очень прост “Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я научусь”. Он является уникальной формой трансляции и передачи личного профессионального опыта, авторских разработок творческой и педагогической деятельности, технологических приёмов.
Цель нашего мастер – класса познакомить с видами театра, научить изготавливать куклу своими руками из подручных материалов, путем прямого и комментированного показа последовательности действий.
3. Игра «Отгадай загадки»
Летом гуляет, а зимой отдыхает? (Медведь).
Живёт на болоте, любит комаров? (Лягушка).
Зимой беленький, а летом серенький? (Заяц).
Загадки
Под полом, шевелит хвостом,
В щели глядится, вылезти боится? (Мышка)
Рыжая плутовка, рыжая головка? (Лиса).
Кто испек колобок? (Бабка).
Как звали девочку в сказке «Три Медведя»? (Машенька)
Кто поймал золотую рыбку? (Старик)
Кто унёс Иванушку к Бабе-Яге? (Гуси).
Прыгает быстро, любит морковку? (зайка)
Кто в лесу перехитрил всех зверей? (лис).
Кто летает на ступе? (Баба-Яга).
Кто играл золотыми яблочками? (Иванушка).
Кто в сказках самый страшный? (Волк).
У кого самый длинный нос? (Слон).
4. Практическая работа – изготовление куклы. (показ)
Распечатываем выкройку. Вырезаем выкройку, прикладываем ее к фетру сложенному пополам и тоже вырезаем. (перед и спинка). Отделку мордочки вырезаем из фетра другого цвета, ткань тоже играет роль отделки, создаем образ героя глядя на фото, пришиваем бусины - глаза. Со стороны спинки пришиваем хвост. А вот теперь, когда образ готов, сшиваем перед и спинку нитками или сшиваем обе части на машинке.
Такая игрушка понравится не только ребенку, но и любому взрослому.
Разнообразие фетра позволяет создавать уникальные шедевры за смешное количество времени. Немного усилий и в ваших руках окажутся все персонажи кукольного театра.
Взять лопатку. При помощи гуаши и кисточки оформляем мордочку нашей будущей кошки или для любого сказочного персонажа.
И из черной ткани вырезаем ушки.
Взять ткань, понравившуюся вам, сложить пополам и прострочить прямоугольник по большей стороне (под этим «платьем» будет прятаться рука кукловода).
Получившееся «платье» надеваем на лопатку и с помощью иголки и нитки закрепляем его на шее куклы.
Наша кошечка готова.
5. Подведение итогов.
Технология изготовления данных кукол очень проста, ей может овладеть любой желающий.
Процесс создания очень увлекателен. Дерзайте!
Пусть в ваших руках рождаются новые сказочные герои, которых обязательно полюбят ваши дети.
До новых встреч!