Ольга Викторовна Добрякова
Мастер-класс для воспитателей «Рисование морской солью»
▼ Скачать + Заказать документы
Районныйй фестиваль «Мастер - класс 014»
Мастер – класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Тема
«Нетрадиционная техника рисования. Рисование морской солью».
Составила:
Добрякова Ольга Викторовна, воспитатель
по изобразительной деятельности
с первой категорией
МБДОУ «Детский сад №2
комбинированного вида».
г. Микунь. 2014г.
Публикация «Мастер-класс для воспитателей „Рисование морской солью“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Рисование солью
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Цель: Пропаганда среди педагогов техники рисования морской солью, как средство развития художественных способностей детей дошкольного возраста и здоровьесберегающей технологии.
Материал: морская соль, бумага, акварель, кисти, гуашь белая, бросовый и природный материал, мелкие игрушки.
Этапы мастер класса.
1. Вводное слово.
2. Практические действия: демонстрация методов и приёмов рисования морской солью.
3. Моделирование: выполнение педагогами творческой работы в технике рисования морской солью.
4. Рефлексия.
1. Вводное слово мастера.
Рисование – самый популярный вид творчества у дошкольников. В этом возрасте дети рисуют охотно, чаще – по собственному желанию. Иногда бывает достаточно лёгкого стимула со стороны взрослых, чтобы ребёнок занялся рисованием.
Рисование - творческий акт, позволяющий детям почувствовать радость создания, вдохновение и раскрепощенность, свободу самовыражения. Так же, как и в игре, здесь не только отражается социальная действительность, но она же и моделируется, в ходе чего проявляется отношение к ней.
Рисование не просто усиливает развитие целого ряда важнейших функций организма, но и приводит к его единству. При этом у ребёнка упорядочиваются знания и представления о мире, складываясь в цельную и всё более усложняющуюся картину. Рисуя, он определяет в такой картине место и для себя, выстраивая и не единожды перестраивая свои отношения с миром в различных ситуациях.
В практике работы воспитателей широко и эффективно используются различные нетрадиционные техники рисования. Их использование способствует:
-интеллектуальному развитию ребенка;
- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;
- развивает уверенность в своих силах;
- развивает пространственное мышление;
- учит детей свободно выражать свой замысел;
- развивает мелкую моторику рук;
- свобода выбора изо материалов и техник.
Во врачебной практике существует лечение рисованием, живописью (изотерапия). На детей изотерапия действует особенно успешно, потому что рисование – естественная потребность ребёнка. У него нет «комплекса неумения».
В своей практике работы я тоже использую различные нетрадиционные техники рисования, и одной из них является рисование морской солью.
Лечебные свойства морской соли веками используются в лечении самых разных заболевании. Ещё Гиппократ в четвертом веке до нашей эры знал, что с её помощью можно излечиться от всех болячек и соответственно продлить жизнь и сохранить молодость. Полезные свойства морской соли доказаны и опробованы на практике еще много веков назад.
В морской соли содержится огромное количество макро и микроэлементов. Железо и медь, калий и кальций, селен, хлор, цинк и бром, магний и марганец – это те микроэлементы, которые содержатся в морской соли. Йод, содержание которого в морской соли очень велико, способствует выработке гормонов щитовидной железы. Они, в свою очередь, повышают жизненный тонус, помогают адаптироваться к стрессовым ситуациям. Йод – способствует повышению иммунитета и развитию интеллектуальных способностей. И еще один аргумент в пользу морской соли – она не задерживает жидкость в организме. Благодаря брому и магнию – морская соль выводит лишнюю жидкость из организма, а также снижает внутричерепное давление, а это означает, что можно забыть про головные боли.
Имеющийся в составе морской соли селен не позволяет разрушаться клеткам, является сильнейшим природным антиоксидантом. Нехватка этого элемента в организме увеличивает риск возникновения бронхиальной астмы, простудными заболеваниями.
Солевые процедуры очень полезны детям, так как способствуют нормальному росту, интеллектуальному развитию.
При действиях морской солью в процессе рисования дети получают определённые «морские ванны», кончики пальцев, ладошки, кисти рук взаимодействуют с целебным продуктом, вдыхают запах, микроэлементы соли, что тоже имеет немаловажное значение. Поэтому рисование морской солью можно отнести к здоровьесберегающим технологиям.
2. Практические действия: демонстрация методов и приёмов. В начале своей работы я познакомилась с техникой рисования морской солью и её значимости для детей. Изучила литературу, подобрала необходимый материал: морскую соль разного цвета, гуашь, краски, кисти, графитный карандаш, восковые мелки, фломастеры, бросовый материал.
Рисовать морской солью можно разными способами.
а)Рисование сухой солью методом насыпания.
Можно сыпать сухую соль разных цветов и создавать рисунок. Это достаточно сложно для маленьких детей, требует определённых навыков, тщательности, аккуратности. И такие рисунки недолговечные, не сохраняются. При малейшем неосторожном движении соль сдвигается с места, линии рисунка теряют свои границы. Чтобы соль не рассыпалась на стол, при рисовании сухой солью можно использовать пустые коробки из-под конфет.
б)Рисование на поверхности сухой соли с использованием других материалов.
Можно создавать композиции, используя различный бросовый, природный материал, мелкие игрушки. Для этого в пустую коробку насыпается соль разных цветов, ребёнку предлагается ладошками разровнять соль, перемешать её. При этом во взаимодействие с солью вступает вся кисть детской руки, увеличивается здоровье укрепляющий эффект. После перемешивания соли детям предлагается посмотреть на получившуюся композицию, проанализировать цветовую гамму, обговорить какой сюжет можно выполнить на этом фоне, какие дополнительные материалы для этого можно использовать. Тут главное не ограничивать детскую фантазию, творчество, дать возможность полностью реализовать замысел.
в) Изготовление вазочек.
Этот метод очень эффективен при изготовлении сувениров и подарков. В любую прозрачную ёмкость с плотной крышкой в несколько слоёв насыпается разноцветная морская соль (обращается внимание на слайд). Достаточно простой способ, который с удовольствием выполняют самые маленькие дети. Результат очень радует малышей, вызывает огромный эмоциональный отклик.
г)Рисование по мокрой краске.
Эта техника рисования требует выполнения определё нных правил:
- краски необходимо смешивать до образования правильной концентрации;
- для достижения хороших результатов применяйте однотонные цвета;
- поверх краски добавляйте воды, чтобы усилить эффект;
- прежде чем использовать краску, проверяйте тон на палитре или небольших кусочках бумаги;
- можно поднимать и наклонять лист бумаги, чтобы краска распределялась во всех направлениях;
- прежде чем наносить новый цвет, дождитесь, пока пропадёт влажный блеск предыдущего цвета;
- краска может растекаться, не бойтесь, пусть расплывается;
- чтобы рисунок получился выразительным, старайтесь, чтоб поверхность для посыпания соли была достаточно влажной, иначе соль плохо прилипнет.
В этой технике рисования я рисовала с детьми с младшей группы, так как она достаточно проста и доступна маленьким детям.
С детьми второй младшей группы я начала использовать морскую соль в рисовании таких тем, как «Желтые листья летят», «Снег идёт», «Снежные комочки». Дети рисовали гуашью на альбомных листах, сыпали морскую соль на гуашь, лишнюю мы стряхивали. Получался рисунок.
С детьми средней группы мы рисовали на темы : «Мухомор», «Маленькой елочке холодно зимой». Дети рисовали красками, насыпали морскую соль на краску, стряхивали лишнюю соль.
В старшей группе мы с детьми использовали морскую соль в таких темах как; «Осенний лес», Дети рисовали красками, насыпали морскую соль, стряхивали лишнюю соль. «Деревья в инее». Дети рисовали восковыми мелками, наносили белую гуашь, насыпали морскую соль, стряхивали лишнюю.
С детьми подготовительной группы мы рисовали «Морской пейзаж» и «Зимний пейзаж». Дети наносили наброски простым карандашом на альбомный лист, приклеивали бросовый материал, рисовали красками, насыпали морскую соль на краску.
Ребята в ходе рисования неоднократно берут руками морскую соль, так как на каждый цвет, мазок, деталь рисунка соль насыпается своевременно, пока краска не высохла и достаточно мокрая. Тем самым максимально увеличивается лечебное воздействие морской соли на детскую кожу, её влияние на мелкую моторику рук.
После занятия необходимо обязательно попросить детей умыться, чтобы не допустить попадания морской соли в рот, так как это не пищевой продукт.
3. Моделирование
Уважаемые коллеги, я предлагаю вам сегодня тоже попробовать рисовать морской солью. Для этого я приготовила вам альбомные листы, ватман, морскую соль разного цвета, гуашь, краски, кисти, бросовый материал. Вы можете создать коллективную композицию, или каждый нарисовать индивидуальный рисунок на любую тему.
4. Рефлексия.
Понравилось вам рисовать морской солью. Какие у вас возникли трудности в ходе рисования. Какие при этом вы испытывали эмоции. Как вы думаете, что развивается у детей при рисовании морской солью. Будете ли вы использовать этот способ рисования в своей работе. Согласны ли вы с тем, что рисование морской солью укрепляет здоровье детей.