МААМ-картинки

Мастер-класс «Игра на ложках»

Ольга Семенова
Мастер-класс «Игра на ложках»

Мастер-класс «Игра на ложках»

Актуальность.

Деревянные ложки – русский народный ударный инструмент, выделяющийся своей самобытностью. Они и по сей день остаются очень популярными. А в фольклорных и инструментальных ансамблях ложки являются обязательными.

Этот инструмент способствует развитию не только чувства ритма, но и артистизма, умения играть в ансамбле, слышать не только себя, но и друг друга.

Публикация «Мастер-класс „Игра на ложках“» размещена в разделах

Так как спектр приемов игры на деревянных ложках не ограничен, ребенок может проявить фантазию и придумать свои способы исполнения того или иного музыкального произведения.

Знакомство с русской народной музыкой исполнение фольклора позволяет расширить кругозор ребенка, а приобретение нового навыка игры на одном из множества музыкальных инструментов способствует

обретению уверенности в своем творческом начале.

Цель: создание условий для ознакомления педагогов с образовательной технологией обучения игре на ложках как на музыкальных инструментах для музыкального развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

познакомить участников мастер-класса с ложками, как с народным музыкальным инструментом;

изучить историю возникновения ложек;

познакомить участников с приёмами игры на ложках;

воспитывать интерес к ложкам как к музыкальному инструменту;

повысить уровень мастерства педагогов

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Скажите, любите ли вы чудеса и сюрпризы? Давайте мы с вами попробуем сотворить маленькое чудо. Для того чтобы оно произошло …

– Вы три раза должны хлопнуть,

И пять раз ногами топнуть,

Рядом другу улыбнитесь:

Дружно за руки возьмитесь,

Устремите взгляды ввысь

«Чудо, чудо появись!» (звучит волшебная музыка)

Посмотрите, какой чудесный сундучок у меня есть. А как вы думаете, что находится в моем волшебном сундучке? А поможет вам в этом вам моя загадка.

– Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка,

И накормит все вокруг.

Кашу прямо носит в рот,

И обжечься не даёт. (Ложка)

- Правильно, отгадали, это ложка, но не простая ложка, а деревянная, расписная.

(Открываете сундучок, достаете ложки и раздаете участникам мастер-класса)

Применение музыкальных инструментов в образовательной деятельности и в повседневной жизни обогащает музыкальные впечатления дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Из самобытных народных ударных инструментов на Руси применялись ложки. В старину народные песни и пляски часто сопровождались игрой на ложках, которые издавали четкий, «сухой» звук. Иногда к ложкам привязывались бубенчики.

Деревянные ложки имелись в каждой семье и являлись предметом обеденного стола. Ложки изготавливали из бересты, ольхи, липы. Сначала заготавливали небольшие брусочки – баклуши. Эту простую работу выполнял самый ленивый подмастерье. Поэтому сегодня, когда кто-то бездельничает, говорят: «Бьёт баклуши!». Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной. Затем украшали резьбой, росписью, выжиганием и покрывали их лаком.

Кто и когда первый додумался превратить наши обыкновенные столовые ложки в ударный инструмент, сказать теперь совершенно невозможно.

Но пока родители расписывали ложки, они давали детям их поиграть. Услышав стук ложки об ложку, так и пошла игра на ложках, а сообразительный русский народ придумал разные приёмы игры.

Игра на ложках влияет на развитие координации движений и быстроту реакции, координируют работу мозга и мышц, полученные навыки закрепляются в памяти.

Формирует навыки вербального и невербального общения

Развивает чувство ритма, музыкальную память и внимание

Развивает навыки крупной и мелкой моторики

Развивает дисциплинированность, целеустремленность, внимательность, ответственность

Итак: сегодня мы будем учиться играть на ложках. Чтобы создать творческую атмосферу нашей мастерской, я прошу вас надеть на себя эти кокошники.

- Давайте рассмотрим из чего состоит ложка.

Ложка состоит из черпака, черенка и коковки. Черпак также называют лопасть, ковшик. Черенок – это ручка, а коковка – это утолщение на конце черенка, оно позволяет лучше удержать ложку в руках.

Чтобы играть на ложках надо их правильно взять в руки.

Держат ложки за черенки, а черпаки смотрят в разные стороны. Ударяя ложку об ложку, получается красивый звук.

Сегодня, я хочу познакомить Вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и незамысловатом народном инструменте. И Вы сразу же поймёте, что играть на деревянных ложках не так уж легко, как кажется.

Как вы думаете, какое количество ложек необходимо для игры?

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3или 4 ложки.

А играть сегодня мы будем на двух ложках, потому что этот способ самый распространенный и в тоже время самый сложный и разнообразный по игровым приемам.

Ну, а для того, чтобы ложки «привыкли» к вашим ручкам, поиграем в «Музыкальную разминку»

Итак, переходим к изучению игровых приемов:

«Рукой левой мы возьмём

Рукой правой мы возьмём

Стукнем раз, стукнем два

Получается игра»

*1-ый приём «Часики». Ударяем возле правого и левого уха двумя ложками с небольшим интервалом. (показ).

*2-й приём «Хлопушки». Этот приём подобен «часикам», но без интервала. (Показ).

*3-й приём «Блинчики». Скользящие движения правой ложкой по левой. Ложки держат горизонтально (показ).

*4-й приём «Тарелочки». Скользящие движении вертикально правой и левой ложкой (показ).

*5-приём «Солнышко». Ложки на вытянутых руках, стуча двигаются по кругу, изображая круг или полукруг «солнышко».

А теперь под музыку. Молодцы!

2. А теперь мы будем учиться играть вторым приёмом.

«По ладошкам мы стучим

Весело играем.

По коленочкам стучим

Дружно повторяем»

Взяли ложки, держим правильно, сильно не сжимаем.

Приготовились, начали. 2 раза по ладошкам, 2 раза по коленкам.

Раз, два. Раз, два.

*приём «Трещётка» - держимладонь над коленом в горизонтальном положении и ударяем ложкой по колену и по ладони.

А теперь под музыку. Правильно, молодцы!

III часть Заключительная

Вот мы и разучили три приёма игры на ложках.

А сейчас мы соберемся, и будем дружно играть на ложках вместе,

Значит играем ансамблем.

Сначала играем 1 приёмом, 2.

Начинаем играть после вступления. Приготовились. Начали.

Итог: Вот видите, как мы вместе и дружно научились играть на ложках.

Деревянные ложки самый лучший сувенир, который напоминает о русских традициях. Самый простой и распространённый инструмент русского народа. И, может быть, пока наши дети играют на ложках, гадают на ромашке, просят божью коровку «улететь на небушко», не оборвётся та ниточка, которая связывает нас с традициями и памятью русского народа.

Уважаемые коллеги! Свой мастер класс хочется закончить словами:

Наша цель: развивать и воспитывать,

И частичку души своей вкладывать.

Если дети поют и танцуют,

Музицируют или рисуют,

Значит дети счастливее стали

Им мы в этом чуть-чуть помогали.

Если дети смеются, играют,

С удовольствием сад посещают,

Значит, трудимся мы не напрасно

И профессия наша прекрасна!

Публикации по теме:

Куклы на деревянных ложкахКуклы на деревянных ложках Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня мне захотелось поделиться с Вами своей работой в изготовлении кукол.

Мастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУМастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ Мастер-класс "Искусство игры на деревянных ложках" для педагогов ДОУМастер-класс «Искусство игры на деревянных ложках» для педагогов ДОУ.

Мастер-класс для педагогов «Изготовление театра на ложках»Мастер-класс для педагогов «Изготовление театра на ложках» Мастер-класс «Изготовление театра на ложках» Актуальность использования выбранной темы: Самый лучший путь повышения уровня эмоционального.

Мастер-класс «Музицирование на ложках». Методические рекомендации для педагогов Подготовила: музыкальный руководитель МАДОУ Центр развития ребенка д. /с. №12 Г. Шебекино Белгородской области Вдовиченко Ирина Владимировна.

Мастер-класс по изготовлению театра на ложках по сказке «Заюшкина избушка» с детьми и родителямиМастер-класс по изготовлению театра на ложках по сказке «Заюшкина избушка» с детьми и родителями Мастер - класс по изготовлению театра на ложках по сказке: «Заюшкина избушка»» с детьми и родителями. Цель: Изготовление героев сказки.

Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну-ка, ложки, заиграйте»Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну-ка, ложки, заиграйте» Мастер-класс по обучению детей старшего дошкольного возраста приемам игры на деревянных ложках «Ну ка ложки, заиграйте!» Автор: Шубенкова.

Театр на ложках по сказке «Колобок»Театр на ложках по сказке «Колобок» Сказка "Колобок" на ложках. В этом учебном году в нашей группе, тема проектной деятельности"Театрализованная деятельность" Цель:Создать.

Автор публикации:
Мастер-класс «Игра на ложках»
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 17:07
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД