Мастер-класс «Играем в театр»

Надежда Соколова
Мастер-класс «Играем в театр»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

«Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя. А в игре познает мир» С. И. Мерзлякова.

Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Играем в театр», в ходе которого познакомлю вас с интерактивными методами организации театрализованной игры, которые могут быть использованы с детьми не только дошкольного, но и младшего школьного возраста.

Тема мастер-класса тесно связана с темой моего опыта «Взаимодействие взрослых и детей в игровой деятельности».

Ведущие понятия, на которые буду опираться в ходе мастер-класса, вы видите на слайде.

В педагогике, как вы знаете, интерактивные методы являются современной, но пока ещё недостаточно освоенной, разновидностью активных методов.

Модель на слайде показывает, что основное отличие их от активных методов в том, что они ориентированы на более широкое взаимодействие детей не только с педагогом, но и друг с другом.

С введением Федеральных государственных требований интерактивные методы стали очень актуальными и в дошкольной педагогике.

Одним из наиболее эффективных для развития детей интерактивных методов является театрализованная игра.

В соответствии с культурно-исторической концепцией Льва Семеновича Выготского в театрализованную игру включаю совместную деятельность взрослого и детей, совместную деятельность детей со сверстниками и самостоятельную деятельность.

Заинтересовать детей театрализованнойигрой помогают сюрпризные моменты: появление героя, внесение нового вида театра или «волшебных вещей», а также игры с элементами театрализации, в одну из которых предлагаю всем вместе поиграть.

Представьте, что вы дошкольники. Представили? Вижу, что представили.

Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы играть

Называется игра: «Театральная разминка».

Вы скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя, чтоб быть похожим на лису

На волка или на козу,

Иль на лягушку, что в пруду? Что можно сделать? А еще что?

(примерные ответы детей: костюмы, грим, причёска и т. д.)

Замечательно… Как интересно (здорово) ты придумала!

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер?

Покажите, как ветер шумит… Деревья качаются…

Как свежо и прохладно стало у нас, как ветреную погоду.

В соответствии с содержанием предстоящей театрализованной игры и временем года в ходе такой «Театральной разминки» предлагаю детям изображать и другие знакомые объекты или явления.

Уважаемые коллеги. Как вы думаете, активным или интерактивным методом является игра «Театральная разминка». (Вы правы, это АКТИВНЫЙ метод, так как взаимодействие здесь осуществлялось только между педагогом и детьми)

Важной задачей является развитие у детей средств выразительности (жестов, мимики, интонационной и двигательной выразительности).

Дети очень любят загадывать и отгадывать загадки. Зная эту особенность, для развития выразительности жестов, мимики и движений эффективно применяю такие игры, как «Лесной карнавал».

Для показа этой игры приглашаю помощника.

Представьте, что вы – дети. А наша Галя будет водящей.

Посмотрите, мы с вами – в волшебном лесу. Сегодня здесь – необычный карнавал. Все звери пришли в масках других животных. Узнать их можно только по движениям и повадкам.

- Галя, выбери, пожалуйста, здесь животное, в которое ты хотела бы превратиться. Но ребятам эту картинку пока не показывай. Выбрала? А сейчас надень маску какого-нибудь другого животного, а изобрази то, которое было на картинке.

- А вы угадайте, кто скрывается под этой маской.

Какой большой и важный зверь… ИЛИ Какое хитрое выражение у этого зверя …

Какой веселый, ловкий попрыгун (зверек)

Как похоже ты изобразила… Какая ты внимательная (догадливая! Как вы быстро догадались!

Присядьте, пожалуйста, ваша помощь мне еще понадобится.

Надеюсь, вы заметили, что я всё время хвалила ребенка, отмечая выразительные движения, творческие идеи. Это не только помогает создать ситуацию успеха, но и способствует развитию артистизма и творческих умений детей.

Подобные игры позволяют эффективно развивать выразительность жестов, мимики и движений, посредством интеграции таких видов деятельности как двигательная, познавательная и игровая.

Эффективным для развития интонационной выразительности является метод «Интерактивная сказка», в ходе которого использую готовые интерактивные сказки, созданные на основе мультимедийных презентаций.

Показ сказочного фрагмента помогает ненавязчиво организовать ролевой диалог. А прием «Озвучивание сказки», который покажу сейчас, способствует развитию интонационной выразительности дошкольников.

Для показа этого приема приглашаю двух помощников.

Представьте, что вы – дети.

- Посмотрите, какой чудесный домик на опушке. Как вы думаете, кто в нем живет?

- Как много сказочных героев вы знаете! Чей же все-таки это домик? (Появляется КОЛОБОК)

Узнали, кто это? Покатился Колобок по дорожке, вдруг навстречу ему … кто? (заяц) (СЛУШАЕМ ДИАЛОГ ГЕРОЕВ)

Сначала мы вместе с детьми смотрим всю сказку. При повторном просмотре у нас «почему-то пропадает звук».

- Не знаю, что случилось, как помочь нашим героям? (Конечно озвучить) Какие вы отзывчивые!

- Тогда предлагаю каждому из вас выбрать одного из героев. А чтобы никому не было обидно, вы будете озвучивать героя, изображенного на карточке, которую возьмете вот здесь, на столе (показать рукой). Подходите и выбирайте смелее.

Такой способ распределения ролей помогает избежать возможные конфликты, так как дети не видят, кто изображен на картинках.

ВЫБРАЛИ? Очень хорошо (Я рада за вас) Попробуйте озвучить своих героев. Покажите у каждого из них свой голос и настроение…

Встретил Колобок зайца. Кто у нас заяц? Говорит заяц Колобку…

А смелый Колобок ему отвечает… И весело запел…

Какой смелый Колобок получился у …., а заяц был хотя и голодный, но веселый…

Так вместе с детьми мы озвучиваем всю сказку. Выполняя роль рассказчика, с помощью отдельных указаний (Колобок смелый, запел весело) помогаю детям отразить характер и настроение героя с помощью интонационной выразительности.

Спасибо. Прошу вас присесть, отдохнуть, ваша помощь мне ещё понадобится.

В нашем детском саду есть интерактивная доска,которая позволяет использовать интерактивные сказки более эффективно: дети могут самостоятельно прикоснуться к герою, заставив его двигаться и разговаривать.

Метод «Интерактивная сказка» не только повышает интерес детей к совместной театрализованной игре, но и помогает мотивировать их к решению проблемной ситуации, что очень важно для формирования таких интегративных качеств, как способный решать интеллектуальные и личностные проблемы, адекватные возрасту и овладевший средствами общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Думаю, многие педагоги согласятся со мной, что наибольшие затруднения вызывает организация взаимодействия детей со сверстниками и детьми других возрастов.

Как показал мой опыт, поможет в этом игра.

На данном этапе я использую групповые формы организации игр, которые упоминала в начале мастер-класса, в ходе которых дети сами договариваются о том, кого и как они будут изображать.

Например, предлагаю «оживить» одного кукольного персонажа паре детей. Детьми будут мои помощники.

Ребята, посмотрите, какая необычная гостья пришла к нам сегодня. Она очень хочет, чтобы вы её оживили. Я буду читать стихотворение про неё, а вы выполнять движения.Только сначала договоритесь: кто из вас будет оживлять голову, а кто руки или ноги.

Наша Машенька проснулась,

Вправо-влево повернулась.

Встала Машенька на ножки

И захлопала в ладошки.

А как песня зазвучала,

Наша Маша заплясала.

Такое игровое задание предполагает координацию и слаженность движений детей и способствует развитию умения договариваться о совместных действиях, что является одним из результатов освоения основной общеобразовательной программы.

Подобные игровые методы, как и метод интерактивного театра, о котором я рассказывала вчера,помогают комплексно решить задачи нескольких образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».

Самостоятельная деятельность включает 2 основных вида детской деятельности – продуктивную и игровую.

Для игровой деятельности я создаю предметно-развивающую среду. А в ходе продуктивной деятельности дети изготавливают необходимые атрибуты и театральных кукол, порой очень необычных. Один из таких необычных театров дети сделают завтра на открытом занятии, а сейчас я познакомлю вас с технологией изготовления витражного театра.

Технология его изготовления довольно проста. Каждый ребенок выбирает понравившуюся картинку, сверху накладывает прозрачную пленку. Берет тюбик с краской и аккуратно обводит рисунок по контуру и закрашивает внутри, потом рисует недостающие детали.

Витражные краски должны сохнуть сутки, поэтому играть таким театром можно только на следующий день. Для этого аккуратно отделяем фигурку от пленки и получаются вот такие фигуры. Их можно прикреплять к любой гладкой поверхности. Можно изготовить специальный экран из небьющегося оргстекла.

Методика работы с данным театром, как с любым стендовым театром. Например, как с театром на фланелеграфе.

НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ДЕТЬМИ ПОКАЗАЛИ, ЧТО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ организации ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ ПОЗВОЛЯЕТ НЕ ТОЛЬКО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ, НО И ТАКИЕ ВАЖНЫЕ ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА, КАК ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫЙ, АКТИВНЫЙ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОТЗЫВЧИВЫЙ; ОВЛАДЕВШИЙ СРЕДСТВАМИ ОБЩЕНИЯ И СПОСОБАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО ВЗРОСЛЫМИ И СВЕРСТНИКАМИ и другие.

Публикации по теме:

Пальчиковый театр из соленого тестаПальчиковый театр из соленого теста Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая состоит из нескольких фигурок, которые можно одеть на палец. Пальчиковый.

Театр мультяшекТеатр мультяшек «Придумай сказку сам»Театр мультяшек. Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию игру-театр, придуманную и изготовленную мной. Играя в.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Русские народные сказки
  • Домашние питомцы
Автор публикации:
Мастер-класс «Играем в театр»
Опубликовано: 28 апреля 2014 в 20:55
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июня. Международный день балалайки

Международный день балалайки – праздник, придуманный в 2008 году, в честь 320-й годовщины первого исторического упоминания про этот народный инструмент (23 июня 1688 года). Автором идеи стал известный...

22 июня. Акция Свеча памяти

Очередной тематический день посвящен особенной дате — памятной и очень трагичной для всей нашей страны. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям о начале Великой...


Горячие темочки