Залифа Хамитова
Мастер-класс «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда
МАДОУ Детский сад №15 «Крепыш»
Муниципального района Учалинский район Республики Башкортостан
Мастер – класс
«Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО
в работе учителя-логопеда»
Подготовила:
учитель-логопед
Хамитова З. В.
г. Учалы - 2016г.
Мастер-класс.
Публикация «Мастер — класс „Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора Лего в работе учителя-логопеда“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Лего. Дидактические игры с использованием LEGO
- Лего. Конструктор LEGO
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Тема: «Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда».
Цель:
Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков игры в ЛЕГО- конструктор.
Задачи:
Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию, а также в коррекции психологических проблем.
Способствовать развитию интереса к данной методике и введению её в практическую деятельность.
Материал: конструкторы ЛЕГО по количеству участников, чудесный мешочек, предметные картинки, игрушки, схемы.
Ход мастер-класса :
-Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады видеть вас на нашем мастер-классе.
Рефлексия.
«ЛЕГО» - умная игра,
Завлекательна, хитра.
Интересно здесь играть,
Строить, составлять, искать!
Приглашаю всех друзей
«ЛЕГО» собирать скорей.
Там и взрослым интересно:
В «ЛЕГО» поиграть полезно!
Тема мастер-класса :
«Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО»
На современном этапе развития инновационных технологий особое место занимает ЛЕГО- конструирование. Ведь развивая мелкую моторику, мы действуем на кору головного мозга, что дает нам развивать речь. ЛЕГО- конструирование эффективно применяется в логопедии. С помощью ЛЕГО закрепляется грамматические конструкции. Также ЛЕГО- конструктор можно применять при изучение грамоты, закрепление звукового анализа, налаживания схемы предложения. Занятия с использованием ЛЕГО очень интересны для детей, они воспринимают как игру, поэтому ЛЕГО помогает более эффективно усвоить программный материал.
И сегодня мы хотим показать, как применяем ЛЕГО- конструктор с целью развития речи детей.
«Чудесный мешочек». В мешочке находится несколько деталей конструктора ЛЕГО.
Цель: описать детали конструктора.
а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.
б) Педагог только называет необходимую деталь.
в) Ребенку, необходимо на ощупь, определить из каких деталей составлена модель.
"Собери модель по памяти".
Цель: развитие внимания, памяти и развитие речи
Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.
«Собери модель по ориентирам».
Цель: закреплять цвет, форму, внимание
Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "слева от", "справа от".
«Светофор».
Цель: закрепление цветов, внимание, развитие мелкой моторики, умение создавать новые комбинации.
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.
Таким же образом можем обыграть игру «Составь флаги».
Использование ЛЕГО- конструктора на логопедических занятиях
по обучению грамоте
Тема: Закрепление понятий «гласные» и «согласные» звуки; «твердость» - «мягкость» согласных звуков.
Цель: Закрепить понятия «звук», «гласные и согласные звуки».
Продолжать формировать фонематический анализ и синтез, фонематическое восприятие. Закреплять умение дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки.
Для материализации понятия «звук» эффективно использовать из набора ЛЕГО человечков в разноцветных костюмчиках.
Человечек ЛЕГО в красных платьицах могут обозначать гласные звуки; в синем костюмчике обозначает согласный твердый звук; в зеленых – согласные мягкие. Для закрепления вопросы: «Какого цвета костюмчики у твердых согласных? Какого цвета костюмчики у мягких согласных? Какого цвета костюмчики у гласных?» Затем проводится работа по звуковому анализу слогов, слов.
Например, гласный звук А пришел в гости к своему другу: согласному твердому звуку П. Они встали рядом и получился слог «АП».
• Сколько звуков в слоге «АП»? (два)
• Назови первый звук. (А)
• Назови второй звук. (П)
• Сколько гласных звуков? Назови гласный звук.
• Сколько согласных твердых звуков? Назови согласный звук.
• Какой по счету гласный звук А? Какой по счету твердый согласный звук П?
Позднее (при звуковом анализе одно- и двусложных слов) человечки устанавливаются на кирпичик 22, символизирующий «слог». Для более длинного слога используется больший кирпичик : 24, 26 и т. д.
Д. И. «Найди место звука в слове»
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (В начале, середине или конце) .
Оборудование: человечек в соответствующем заданному звуку костюмчике; длинный кирпичик 28 желтого цвета, обозначающий «слово»; предметные картинки.
Ход: Логопед предлагает картинку и называет звук, место которого ребенок должен определить в слове. Ребенок кладет под картинку длинный кирпичик желтого цвета и прикрепляет человечка на кирпичике в то место, где слышит звук: в начале, середине или конце слова.
Примечание: Когда ребенок видит перед собой человечки-звуки, играет с ними, передвигает, то работа над звуковым анализом словом приобретает игровой характер. Это, в свою очередь, способствует лучшему усвоению учебного материала.
«Предлоги», «Построй Башню», «Сделай дорожку»
Цель: формировать пространственное представление, закреплять умение пользоваться предлогами.
Для развития слуховой памяти и увеличения объёма произвольного слухового внимания используется это упражнение, где собирая пирамиду или другую постройку, дети познают трё хмерное пространство и знакомятся с пространственными предлогами: «над», «под», «между», «возле», «перед», «около» и другими. Все описанные виды работ активизируют зрительное внимание ребёнка, приучают его присматриваться к предлагаемым изображениям и замечать в них не только сразу бросающееся в глаза сходство, но и небольшие различия.
«Елка»
Так как до Нового года осталось совсем чуть-чуть, предлагаем вам создать атмосферу новогоднего праздника с помощью конструктора «ЛЕГО». Предлагаем вам из зеленых кирпичиков построить елочку. Елочки свои поставьте на поляну рядом с «Петушком», т. к. наступает год Огненного петуха. Кто хочет рассказать о своей елки?
Использование ЛЕГО -игр создает положительную мотивацию, формирует интерес к изучению новой информации, снимает негативного отношения к процессу обучения, что позволяет говорить о коррекционном воздействии ЛЕГО- конструктора в целом.
Рефлексия
Конструктор ЛЕГО-
Лучший друг.
Он учит, развивает,
И с ним составишь ты хоть что,
Он очень помогает.
Использованная литература
1. Дыбина, О. В. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М. : Творческий центр «Сфера», 2002.
2. Комарова, Л. Г. Строим из Лего / Л. Г. Комарова. – М. : Мозаика-Синтез, 2006. – 120 с.
3. Куцакова, Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду / Л. В. Куцакова. – М. : Творческий центр «Сфера»
4. Лусс Т. В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego. – М. : Владос, 2003. – 104 с.
5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Кузнецовой. – М: Академия, 2003. – С. 425 – 438.
Самоанализ мастер-класса.
Тема: Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструктора ЛЕГО в работе учителя-логопеда.
Цель: Ознакомление педагогов с инновационной технологией, с возможностями конструктора ЛЕГО в речевом развитии дошкольников. Формирование практических навыков игры в конструктор.
Для достижения этой цели я познакомила педагогов с ЛЕГО технологией, с играми, которые использую на своих занятиях по речевому развитию, а также для коррекции психологических проблем.
Сегодня мною были представлены игры на развитие тактильных ощущений и мелкой моторики рук – «Чудесный мешочек.».
Игры, направленные на развитие мышления : внимания, памяти, пространственное ориентирование, симметрия – «Что изменилось, «Запомни и выложи ряд»; «Собери модель по ориентирам» ; «Выложи вторую половину узора»
Игры, используемые в речевом развитии – «Найди место звука в слове», «Предлоги», «ЛЕГО- человечки», «Звуки».
Игра «Елка» способствует развитию связной речи.
Я хотела показать, что ЛЕГО – конструктор возможно использовать, как на занятиях по развитию речи, так и на других занятиях.