Елена Николаевна Гнускова
Мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер – класс «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»
Гнускова Елена Николаевна воспитатель группы «Ягодка» МБДОУ «Детский сад №4 г. Называевска Омской области.
Мастер – класс для воспитателей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования».
Цель: Познакомить коллег с играми, используя нестандартное оборудование.
Публикация «Мастер-класс „Игры для развития мелкой моторики“» размещена в разделах
Раскрыть значение нетрадиционных игр в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики рук.
Поделиться опытом с коллегами.
Вступительное слово.
Истоки способностей и дарований детей находится на кончиках пальцев. (В. А. Сухомлинский).
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. Например М. М. Кольцова в работе «Ребенок учится говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет, и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связано с речью. На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.
Вывод: Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами-заместителями, придумывать для них новое применение. В продаже есть готовые игры с предметами для развития мелкой моторики рук, но в основном стоят они недешево это раз, и не все детские сады имеют возможность приобрести эти пособия.
Я хочу познакомить вас, уважаемые коллеги с играми, где использую предметы, которые окружают ребенка в быту.
Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Предложенные игры, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, мышление, память. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.
Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движение пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Практическая часть
(Дать коллегам возможность самим поиграть в игры).
«Сказочные скрепки»
Задачи: развивать мелкую моторику; учить ориентироваться на листке, закреплять знание цветов; развивать связную речь.
Наши скрепки непростые_
Сказочные и цветные
По одной скорей бери
Да по образцу клади
И получится машина
Солнышко, салют, картина,
Шарик, эскимо, звезда,
Мячик, рыбка, поезда.
«Цветные дорожки» (макаронные изделия бантики).
По цветным дорожкам быстро
Пальчики шагают дружно,
Повторяя звуки, слоги,
Что для нас так важно, нужно!
Тра-тра-тра, Тра-тра-тра,
В детский сад идти пора.
«Построй антенну» (на «спагатину» нанизывают мелкие части трубочки).
Раз антенна, два антенна,
Ой, как трудно удержать!
Но я знаю, для чего
Пальцы нам тренировать.
«Вязанная мозаика»
Выкладываем геометрические фигуры по шаблону.
«Коврики резиновые» (шнуровка)
Игры с гелем.
«Волшебная волна»
Задачи: развивать мелкую моторику; снимать напряжение (успокаивать нервную систему ребенка)
Раз, два, три, четыре, пять – будем мы волну гонять. А теперь ладошкой ровно будем море рисовать – разглаживаем гель в обратном направлении, выравнивая по всему пакетику. Одна рука придерживает край пакетика, другая разглаживает.
«Ига с платочками» (со всеми педагогами).
«Червячок»
Дети кладут платочек на колени или любую ровную поверхность.
Когда дождик поливает: Показывают ладонь правой руки.
Кап,кап,кап,кап…Указательным пальцем левой руки «собирают на нее капельки дождя»
Дождевой червяк гуляет. Указательным пальцем пр. или левой руки передвигаются в разные стороны по поверхности платочка.
Когда сухо-вниз ползет, Ук. пальцем передвигаются вниз
Землю в темноте жует! Пальцами собирают платочек в ладонь.
Заключение
Играя с детьми в игры, обращайте внимание на точность и качество выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей рук.
По ходу занятия комментируйте, помогайте, подсказывайте и оценивайте действия ребенка для закрепления у него правильных двигательных действий. Следите, чтобы упражнения выполнялись без лишнего напряжения.
Обязательно используйте физкультминутки как элемент двигательной активности и переключение на другой вид деятельности.
Работу проводить регулярно, систематически.
Длительность игр с двухлетними малышами- 5-10 минут, занятия с детьми 3-4 лет не должны превышать 15 минут, с ребятами 5-6 лет-25 минут.
Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что также может быть использовано педагогом, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течении дня к ним можно обращаться несколько раз, но играть понемногу.
Я надеюсь что опыт, с которым вы сегодня познакомились, поможет вам успешно использовать нестандартное оборудование, раскроет значение нетрадиционных игр в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики рук.
Желаю вам успехов и приятных минут общения с ребенком!