Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование цветных счетных палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений»

Лизунова Валентина Анатольевна
Мастер-класс «Использование цветных счетных палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений»

Цель: активное педагогическое общение по освоению опыта работы по использованию цветных счетных палочек Кюизенера в формировании у детей дошкольного возраста элементарных математических представлений.

Задачи мастер-класса :

- сформировать у педагогов - участников мастер - класса представление об игровой технологии;

Публикация «Мастер-класс „Использование цветных счетных палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений“» размещена в разделах

- познакомить участников с опытом работы по применению развивающих и обучающих игр со счетными цветными палочками кюизенера;

- обучить участников мастер-класса навыкам, составляющим основу игровой технологии.

Одной из важнейших задач воспитания маленького ребенка является развитие его умственных способностей, которые позволят осваивать новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир.

Формирование элементарных математических представлений занимает важное место в системе дошкольного образования. Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи, но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и символами.

Целью педагогического содействия познавательного развития детей дошкольного возраста является формирование их интеллектуально - творческих способностей через освоение математических представлений (свойства, отношения, связи,зависимости) и способов познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация).

Основными задачами формирования элементарных математических представлений детей дошкольного возраста являются:

- развитие сенсорных (предметно-действенных способов познания свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение;

- развитие у детей представлений о величинах, числах, геометрических фигурах;

- освоение детьми исследовательских способов познания (воссоздание, преобразование, экспериментирование, моделирование, трансформация);

- развитие активности, инициативности, самостоятельности детей в познавательной деятельности.

Оборудование: листы картона зеленого цвета; комплекты цветных палочек Кюизенера, наборы цифр от 1 до 10, плоскостные макеты домиков по числу участников мастер - класса.

Помочь педагогам в осуществлении поставленных задач могут нестандартные дидактические пособия. Одними из которых являются цветные счетные палочки Кюизенера. Их разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизенер. Палочки Кюизенера - это счетные палочки, которые называют числа в цвете. В наборе содержатся палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Пользоваться палочками дети могут, начиная с раннего возраста. Палочки просты и удобны в работе с детьми.

От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно – количественных характеристик. Дошкольники быстро учатся переводить игру красок в числовые решения.

Игры и упражнения, способствующие усвоению эталонов цвета.

Игровое упражнение «Строим дорожки»

Игра «Ленточки в подарок»

Игровое упражнение «Подбираем ленточки к фартучкам»

Игровое упражнение «Моделируем квадрат, прямоугольник»

Игровое упражнение «Подбираем к домику крышу»

Игра-конструирование «Дом и мебель для матрешки»

Игровое упражнение «Рисуем цветными палочками»

Игры и упражнения на формирование дочисловых математических представлений.

Игровое упражнение «Коврики для кошки и котенка»

Игровое упражнение «Белочка и ежик идут на день рождения»

Игровое упражнение «Длинные и короткие ленточки для кукол»

Игра-конструирование «Поезд»

Игра-конструирование «Заборы высокие и низкие»

Игры и упражнения на развитие у детей количественных представлений.

Игровое упражнение «Цвет и число»

Игра «Путешествие на поезде»

Игровое упражнение «Как разговаривают числа?»

Игры и упражнения на формирование представлений о числовой прямой и составе числа.

Игровое упражнение «Какие лесенки может строить Незнайка?»

Игровое упражнение «Состав чисел из единиц»

Игровое упражнение «Кто в домике живет?»

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа?»

Игровое упражнение «Сломанная лесенка»

Игры и игровые упражнения, формирующие понятия о математических действиях.

Игровое упражнение «Палочки можно складывать»

Игровое упражнение «Палочки можно вычитать»

Игры и игровые упражнения, формирующие у детей логическое мышление.

Логические задачи на цветовую последовательность.

Логические задачи «Детская железная дорога»,

А сейчас я предлагаю Вам перейти к практической части мастер-класса и попробовать выполнить несколько упражнений.

1. Игровое упражнение «Цветная лесенка». Веселое стихотворение поможет нам одновременно называть цвет палочки и число, которому она соответствует.

Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем.

Все ступеньки до одной

Знаем в лесенке цветной!

Первая – это белый листок,

Вторая – розовый лепесток.

Третья – как голубой океан,

Четвертая – словно красный тюльпан,

Пятая – желтый солнечный свет,

Шестая – сиреневый яркий букет.

Седьмая – черный пушистый кот,

Восьмая – вкусный вишневый компот,

Девятая – синий мой мячик,

А десятая – оранжевый зайчик.

Играя в эту игру, дети знакомятся с числовой прямой от 1 до10. Можно предложить детям пройтись по лесенке пальчиками, считая ступеньки от первой до десятой. Лесенки могут быть разными по высоте в зависимости от подготовленности детей. Воспользовавшись этими постройками, можно организовать дополнительную игру «Какая палочка исчезла с целью развития внимания детей и уточнения представлений об эталонах цвета. Для развития пространственных представлений детей (освоение понятий выше, ниже, над, под) можно задавать вопросы такого типа:

- Полоски какого цвета находятся выше синей, ниже желтой? и т. д.

2. Игровое упражнение «Покажи, как растут числа». Это упражнение поможет детям увеличивать и уменьшать числа в пределах 10 на единицу; называть «соседей» данного числа. Педагог сообщает детям о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что можно сделать, чтобы увидеть, как растут числа Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания и построить числовую лесенку из палочек. Дети строят числовую лесенку по принципу «чем выше ступенька, тем больше число». Играя с числами, можно предложить детям разнообразные задачи:

- назвать числа не больше 8, но не меньше 4;

- назвать число, которое стоит рядом с числом 3, но не 2;

- назвать число, которое стоит между 5 и 8, но не 6;

- назвать числа до 9, которые стоят после числа 5.

3. Игровое упражнение «Кто в домике живет?» Это упражнение поможет научить детей составлять из двух меньших чисел. Для этого понадобится комплект палочек плоскостной макет домика с заданным числом. Можно рассказать детям, что в город чисел приехал клоун. Он хочет пригласить жителей города на представление, но некоторые из них ушли из домиков. Надо помочь клоуну найти этих жителей и пригласить их на представление. Дети должны выбрать подходящие по размеру палочки и выяснить, кто живет на этажах.

4. Игровые упражнения "Палочки можно складывать" и "Палочки можно вычитать". Данные упражнения помогут детям закрепить названия цветов, умение соотносить цве и число; научат пользоваться арифметическими знаками и составлять примеры на основе зрительно воспринимаемой информации. Педагог предлагает взять детям палочки красного и желтого цветов. Затем задает вопросы:

- Каким числам соответствуют палочки? (4 и 5)

- Какое число получится, если эти палочки сложить?

- Найдите палочку, равную сумме красной и желтой.

- Запишите свое действие с помощью цифр и знаков: 4 + 5 =9

5. Игра "Кто старше?". Данная игра поможет формировать представление о возрасте людей. Развивать мение находить соответствие цвета с числовым значением палочек и цифрой; сравнивать предметы по величине. Начинаем игру с чтения стихотворения:

У нашей мамы семеро детей,

Семь самых славных малышей.

А не - младшей только год.

Паше - семь, в школу идет,

Саша на год старше Иры.

Ему исполнилось четыре.

Пять зим живет наш братик Коля.

Меньше Саши на год Оля.

Сложив вместе возраст Ани и Коли,

Мы узнаем возраст Толи.

- Назовите имена детей счастливой многодетной семьи.

- Сколько детей в семье?

Я буду читать еще раз стихотворение, а вы, услышав имя ребенка, определите, сколько ему лет и положите соответствующую палочку. Под палочками положите соответствующие цифры.

- Кто самый старший из детей?

- Кто самый младший? Сколько ему лет?

- Кто пойдет в школу через год?

- Если сложить возраст Ани и Саши, какое число получится?

- Какого цвета палочка его обозначает?

6. Игра "Котенок". Эта игра учит детей составлять целое из отдельных предметов, работать по словесной инструкции, сравнивать предметы по разным признакам. Развивать пространственную ориентировку.

- Внизу листа положите оранжевую палочку.

- К ней сверху приставьте две синие палочки так, чобы получился треугольник.

- Возьмите четыре сиреневые палочки и над синими палочками выложите ромб.

- Теперь возьмите четыре голубые палочки и приставьте их сверху к сиреневым палочкам так, чтобы получились ушки.

- Возьмите две желтые палочки и приставьте их слева к оранжевой палочке.

- Две белые палочки расположите в центре сиреневого ромба.

- Под белыми палочками положите одну розовую.

- Что получилось?

В последнем задании я попрошу Вас положить перед собой палочки белого, розового, голубого, красного, желтого цвета. Эти палочки соответствуют числам 1,2,3,4,5. Прошу Вас по пятибальной шкале оценить мой мастер - класс и показать палочку того цвета, которому соответствует ваша оценка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольниковИспользование Палочек Кюизенера. Цветные числа — средство развития мыслительной активности дошкольников Палочки Кюизенера – универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей, основные особенности - абстрактность,.

Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений 1 СЛАЙД «Использование инновационных технологий в формировании элементарных математических представлений» Подготовила воспитатель МДОУ «Вольновского.

Демонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представленийДемонстрационный материал для занятий по формированию элементарных математических представлений Сегодня мне бы хотелось показать свой демонстрационный материал, который я использую на занятиях по формированию элементарных математических.

Итоговое занятие по развитию элементарных математических представлений Цель: обобщить и систематизировать знания детей по развитию элементарных математических представлений, на основе познавательной активности.

Консультация «Использование счетных палочек в математике»Консультация «Использование счетных палочек в математике» Консультация. «Использование счетных палочек в математике». Если сказать, что счетные палочки – это нововведение в педагогическую деятельность.

Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений»Лэпбук «ФЭМП — формирование элементарных математических представлений» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мой первый ЛЭПбук - «ФЭМП», формирование элементарных математических.

Практическое использование ИКТ технологий в формировании элементарных математических представлений у дошкольников. Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику. Она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого.

Программа кружка с использованием цветных палочек Кюизенера Программа кружка "Цветные палочки" для детей второй младшей группы. Кычкина А. Е Пояснительная записка. Ребенок по своей природе – исследователь,.

Развитие элементарных математических представлений «Счет в пределах 5» Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Развитие элементарных математических представлений.

Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений Электронные дидактические пособия как средство закрепления знаний при формировании элементарных математических представлений у детей старшего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование цветных счетных палочек Кюизенера в формировании элементарных математических представлений»
Опубликовано: 13 января 2020 в 17:09
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД