МААМ-картинки

Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте» (1 фото)

Татьяна Калина
Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»

Из содержания образовательной программы, реализуемой дошкольным образовательным организацией, коммуникативная компетентность дошкольника включает распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, умение выражать собственные эмоции вербальным и невербальным способами.

Публикация «Мастер-класс „Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте“» размещена в разделах

Кроме того, к старшему дошкольному возрасту ребенок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:

СОТРУДНИЧАТЬ, СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ, ВОСПРИНИМАТЬ И ПОНИМАТЬ (ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ) ИНФОРМАЦИЮ, говорить самому.

ФГОС ориентирует нас на то, что ребёнок должен хорошо владеть устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Для развития коммуникативной компетенции детей я ставлю следующие задачи:

1. развивать отношения, построенные на равноправии или готовности (способности) конструктивно решать проблемы, связанные с занимаемым положением (статусом) в группе, помочь детям ощутить единение с другими;

2. развивать открытость, умение выражать свой интерес друг к другу и свое отношение к другим;

3. показать детям, что значит взаимное признание и уважение;

4. развивать коммуникативные навыки и умение без насилия разрешать конфликты;

5. вызвать заинтересованность к общей цели;

6. развивать готовность внести свою лепту в общее дело;

7. развивать готовность идти друг другу навстречу;

8. учить проявлять терпение к недостаткам других;

9. развивать умение считаться с интересами других.

Но практическая работа показывает, что в связи с реализацией других направлений общеобразовательных программ ДОО, целенаправленное формирование коммуникативных умений у дошкольников часто остается за пределами внимания. Вместе с тем представления о практических методах и приемах работы по данной проблеме были и до сих пор остаются нечеткими и неконкретными и основываются на педагогической интуиции.

Итак, формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребенка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни. Детям дошкольного возраста нужно понимать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, отдавать себе отчет в том, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника.

Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх.

Вашему вниманию предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Данных игр достаточно много, но я остановила свое внимание на коммуникативных играх Клауса Фопеля. Он разделил коммуникативные игры на следующие разделы:

1. Что делать с агрессией и гневом?

2. Как добиться успеха?

3. Учимся сотрудничеству

4. Повышаем самоуважение

5. Проблемы можно решать

6. Расслабление

7. Любознательность

8. Навыки учения

9. Общение

10. Умение ладить с людьми

11. Внимание

12. Воображение

13. Доверие

14. Сочувствие

15. Саморегуляция

16. Чувство принадлежности к группе

17. Установление контакта

18. Чувственное восприятие

19. Групповая сплоченность

20. Развитие самосознания

Данные игры учат детей договариваться на вербальном и невербальном уровне. На моей практике возникла проблема – дети не умели решать проблемных ситуаций мирным путем в силу своего возраста. Предлагаю погрузиться в атмосферу игр (Вынос волшебного цветка, а затем мы их обсудим.

Предлагаю вам цветок.

«Слепой полёт» (ч. 3;с. 73) (Доверие)

В начале нашей игры я бы хотела бы рассказать вам небольшую историю. Летел однажды ночью один маленький самолет, и захотел он приземлиться на аэродроме. Но ночь была очень темная и света на аэродроме не было. К счастью, в центре управления был в это время сын авиадиспетчера – Чарли. Он заметил самолет на экране радара. Чарли быстро подошел к переговорному устройству и сказал пилоту, в каком направлении ему надо лететь, чтобы точно попасть на посадочную полосу. Пассажиры самолета очень обрадовались, что смогли точно приземлиться. Они благодарили Чарли за такую важную помощь.

Я хочу предложить вам игру, в которой всё будет точно также. Один из вас будет летчиком, ведущему самолет на посадку темной ночью, а другой – Чарли. Пилот надевает маску на глаза. Чарли командует Самолетом направляя его от одной стороны помещения к маленькому одеялу, лежащему на другой стороне. Чарли управляет самолетом только таким образом, что говорит куда надо лететь. Часть из вас может стать справа, а часть слева, вы будете деревьями и домами.

Но сначала давайте потренируемся. Встанем все в линеечку, я – Чарли я даю команды: два шага вперед, три налево, один направо, два назад и так далее, а теперь я самолет – следую командам диспетчера. Итак, я приглашаю диспетчера, он встает рядом со мной и руководит полетом.

Понятно ли как играть? Выбор ролей детьми. Хочу обратить внимание, что диспетчер двигается за самолетом на расстоянии вытянутой руки. Когда самолет «приземлится» на одеяло, Чарли должен сообщить, что приземление произошло и можно снять повязку.

Анализ:

Тебе больше понравилось быть летчиком или диспетчером?

В роли самолета ты чувствовал себя уверенно?

Сложно было управлять самолетом словами?

Данную игру можно усложнить – увеличить количество самолетов, удлинить посадочную полосу и т. Д.

В этой игре дети учаться взаимодействовать в тесном контакте друг с другом.

«Добро утро» (ч. 2; с. 97) (Общение)

Сядьте пожалуйста, образуя круг. Сегодня я принесла вам микрофон. Каждый из вас по очереди сможет что-то сказать в этот микрофон, а остальным надо будет его спокойно выслушать. Тот кто держит микрофон может сказать всем нам «доброе утро» и сообщить чему он сегодня радуется. А также может сказать какое у него настроение, и как прошло начала дня у него дома.

Эта игра пробуждает у детей интерес,стимулирует их готовность прислушиваться друг к другу, а самое главное дарит им возможность почувствовать себя в центре всеобщего внимания.

«Принц – на - цыпочках» (ч. 2; с. 68) (Навыки учения)

Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы таинственным образом превратить шумную групповую комнату в группу, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц-на-цыпочках (Принцесса). Тихими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронеться до кончика вашего носа, а затем направиться к кому то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т. е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент Принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать : «Благодарю, вас, господа». После чего все возвращаются на свои места.

Эта игра служит для того,чтобы вернуть не в меру расшалившихся детей к сосредоточенности и спокойствию.

«Тух-тиби-дух» (ч. 1; с. 32) (Гнев и агрессия)

Я сообщу сейчас вам волшебное слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований, против всего,что портит настроение. Чтобы это слово подействовала по- настоящему, вам необходимо сделать следующее. Начните ходить по залу (группе) ни с кем не разговаривая. Как только вам захочется поговорить, остановитесь напротив одного из детей и трижды сердито-сердито произнесите волшебное слово. Это волшебное слово – тух-тиби-дух. В это время другой ребенок должен стоять тихо и слушать как вы произносите волшебное слово, он не должен ничего отвечать. Но если он захочет то может ответить вам темже: трижды седито-сердито произнести «тух-тиби -дух». После этого продолжайте прогуливаться по группе. Время от времени останавливайтесь перед кем-нибудь и снова сердито-сердито произносите это волшебное слово. Что-бы оно подействовало, важно говорить его не в пустоту, а определенному человеку, стоящему перед вами.

Игра для снятия негативных настроений и восстановления сил в голове, теле и сердце.

«Быстрые превращения» (ч. 3, с. 59) (Воображение)

Сейчас зазвучит музыка, а вы начнете ходить по залу. Когда музыка остановиться, вы тоже должны остановиться. В этот момент я вам скажу кого вы должны изобразить. Готовы? (Баба Яга, роботы, грустный клоун, весёлый танцор, нервный грабитель и др.)

В данной игре используется метод креативного движения, благодаря которому дети смогут получить возможность для выражения своих фантазий.

«Аплодсменты в кругу» (ч. 4, с 111) (Сплоченность группы)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта? Возможно, он чувствует аплодисменты не только ушами, но и всем телом, всеми фибрами своей души, и это приятное волнение.

У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-то из игроков, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши.

Затем они оба выбирают следующего участника, который также получает свою порцию аплодисментов: они оба подходят, встают перед ним и аплодируют. Затем эта тройка выбирает следующего претендента на овации.

Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

«Пчелы и змеи» (ч. 1, с 100) (Сотрудничество)

Материалы: губка и карандаш (или два любых предмета).

Ребята, Вам нужно объединиться в две примерно равные группы. Кто хочет стать «пчелами», отойдите к окнам, а кто хочет играть в команде «змей», подойдите к стене напротив. Каждая группа должна выбрать своего «короля».

Оба «короля» выходят из класса и ждут, когда их позовут, а учитель прячет два предмета, которые они должны разыскать в классе. «Король пчел» должен найти «мед» — губку, а «король змей» ищет «ящерицу» — карандаш. «Пчелы» и «змеи» должны помогать своим «королям». Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все «пчелы»жужжат: «ж-ж-ж-ж». Чем ближе их «король» подходит к «меду», тем громче должно быть жужжание. А «змеи» должны помогать своему «королю» шипением: «ш-ш-ш-ш». Чем ближе «змеиный король» приближается к «ящерице», тем громче должно быть шипение.

Затем оба короля выходят из класса, а учитель прячет «мед» и «ящерицу». «Пчелы» и «змеи» могут занять свои места и внимательно следить за тем, насколько их «король» удаляется от цели. Если он далек от цели, корректируют его движения условленными звуками, повышая или понижая громкость жужжания или шипения. Необходимо помнить, что во время игры нельзя ничего говорить.

Использование данных игр позволяет работать над формированием коммуникативных культурных практик. С начала года дети :

Дети стали внимательнее относиться к своей речи (речь стала более развернутой, менее эгоцентричной); уменьшилась агрессивность, за счет вербального выражения агрессии и обучения способам культуры прикосновения;

Поведение детей стало более произвольным;

Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»
Публикации по теме:

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Конспект НОД в старшем дошкольном возрасте «Госпожа волшебница вода» «Госпожа волшебница вода» Образовательные области: познание, коммуникация, социализация, безопасность. Цель: прививать интерес к исследовательской.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Организация экспериментально — исследовательской работы в старшем дошкольном возрасте. Одной из главных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и психического развития детей, является потребность в новых впечатлениях.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное.

Современные сюжетно-ролевые игры в старшем дошкольном возрасте Дети в дошкольном возрасте проходят большой путь развития. Именно в этот период они многое узнают и многому учатся. Оттого, как дети освоят.

Уголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрастеУголок нравственно-патриотического воспитания в старшем дошкольном возрасте Дошкольный возраст – стартовый период всех человеческих начал, фундамент общего развития ребенка. Самое огромное счастье для родителей –.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование коммуникативных игр в старшем дошкольном возрасте»
Опубликовано: 4 октября 2016 в 11:16
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД