Светлана Станкина
Мастер-класс «Использование нетрадиционных техник в изодеятельности в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования
детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут
тончайшие нити – ручейки, которые
питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше
мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок.
В. А. Сухомлинский
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве. Но даже не каждый взрослый человек сможет изобразить какой – либо предмет, не говоря о маленьких детях. Тут на помощь приходит использование нетрадиционных техник рисования.
Публикация «Мастер-класс „Использование нетрадиционных техник в изодеятельности в ДОУ“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2019
? – Как вы думаете, что значит нетрадиционно? (ответы)
Нетрадиционно – не придерживаясь традиций, индивидуально, нетривиально, неординарно, неповторимо, оригинально, своеобразно, на новый лад и еще много других синонимов (Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой).
? – А что подразумевается под словосочетанием «нетрадиционное рисование»? (ответы)
Нетрадиционное рисование – это искусство изображать, не основываясь на традиции.
Существует много нетрадиционных техник, способов и приемов изображения предметов, явлений. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Рисование нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей.
Сколько у нас дома находится ненужных интересных вещей – старая зубная щётка, расческа, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, а на улице – палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений, пух одуванчика, чертополоха, тополя. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник :
• Способствует снятию детских страхов;
• Развивает уверенность в своих силах;
• Развивает пространственное мышление;
• Учит детей свободно выражать свой замысел;
• Побуждает детей к творческим поискам и решениям;
• Учит детей работать с разнообразным материалом;
• Развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия; чувство фактурности и объёмности;
• Развивает мелкую моторику рук;
• Развивает творческие способности, воображение и полёт фантазии.
• Во время работы дети получают эстетическое удовольствие.
В разные возрастные периоды с детьми дошкольного возраста используют следующие нетрадиционные техники рисования :
С детьми младшего возраста рекомендуется использовать :
• рисование пальчиками;
• оттиск печатками из картофеля, ластика, поролона;
• рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками :
• тычок жесткой полусухой кистью;
• печать поролоном;
• печать пробками;
• восковые мелки + акварель;
• свеча + акварель;
• отпечатки листьев;
• рисунки из ладошки;
• рисование ватными палочками.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники :
• рисование песком;
• рисование мыльными пузырями;
• рисование по мокрой бумаге;
• рисование смятой бумагой;
• кляксография;
• монотипия пейзажная и предметная;
• печать по трафарету и силуэту;
• рисование по восковой прокладке – граттаж;
• ниткография;
• пластилинография;
• метод напыления (набрызг).
Каждая из этих техник – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции, способствует получению эстетического удовольствия, помогает зажечь в детях огонек творчества. Как сказал один мудрец: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Рисуя этими способами, дети не боятся ошибаться, т. к. все легко можно исправить, из ошибки можно придумать что-то новое. Ребенок преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС, а вместе с тем и ЖЕЛАНИЕ рисовать, радость удовлетворения: «Это сделал я – это все мое!»
Мастер – класс.
Сегодня, я хочу предложить вам создать пейзажную картину, используя несколько вышеупомянутых техник нетрадиционных способов изображения. В целом важным является следующее: хорошо, когда дошкольник не только знаком с различными приемами изображения, но и не забывает о них, и к месту использует, выполняя заданную цель.
1 этап.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно и быстрее. Но некоторые сюжеты требуют фона. И, надо сказать, на фоне лучше смотрятся все детские работы. Фон дети делают обыкновенной кисточкой. Хотя есть простой и быстрый способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске. Прежде, чем приступить к работе, мы с вами карандашом нарисуем на листе линию горизонта. Фон неба создадим методом фотокопии, или проступающего рисунка.
Описание техники :
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Используемые материалы : свеча, бумага, акварель, гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью или гуашью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. /демонстрация образцов рисунков/
В верхней части нашей работы свечой крупно нарисуем облака, птиц… Гуашью голубого цвета закрасим небо при помощи губки. Нижнюю часть листа, землю, затонируем зеленой гуашью также при помощи губки.
2 этап.
Рисуем солнце.
Используем техники : печать пробками, рисование пальчиками.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: миски с гуашью, бумага любого цвета, салфетки, влажные салфетки, ватные палочки.
Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик или какой-то предмет, затем наносит пальчиками точки, пятнышки на бумагу или прикладывает окрашенный предмет к бумаге для получения отпечатка. После работы пальчики вытираются влажной салфеткой.
/демонстрация образцов рисунков/
Мы изобразим с вами солнце с помощью стаканчика и пальчиков. Опустим дно стакана на губку с желтой краской, отпечатаем в небе на любом месте. Лучики – прикладывая ребро пальчика к кругу или точечное изображение подушечкой пальца, предварительно опустив пальцы в краску. Лучики можно изобразить ватной палочкой, ставя её перпендикулярно к листу (гуашь должна быть густой).
3 этап.
Рисуем деревья.
Приступаем к изображению дерева методом кляксографии и методом раздувания краски с помощью трубочки для коктейля или сока. Кисточкой делаем большую кляксу из коричневой краски негустой консистенции, ставим трубочку в середину капли и дуем, разгоняя краску вверх так, чтобы получился ствол, а потом, поворачивая бумагу, и ветки. Если краски не хватило, берем кисточку и добавляем. Усилия по раздуванию краски способствуют активной работе легких.
/демонстрация образцов рисунков/
Крону дерева выполним техникой «смятой бумаги».
Описание техники :
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.
Приступаем к работе:
Из небольшого листа бумаги делаем комок с наибольшим количеством складок. Опустите одной стороной в блюдечко с гуашью и методом тампонирования изобразите крону дерева.
4 этап.
Рисуем с помощью открыток.
Почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление.
Приступаем к работе:
Вырежем из открыток цветы, насекомых и животных. Наклеим клеем, располагая на листе, согласно сюжета.
Еще я хочу познакомить вас с техникой монотипии.
Монотипия — уникальная печатная техника, сочетающая в себе качества эстампа и живописи. Монотипия (от «моно» - один и греч. — отпечаток, оттиск, касание, образ.) — вид печатной графики. Если просто сказать: одно касание, прикосновение, надавливание; это художественное произведение, выполненное за один прием.
Изобретение метода приписывается итальянскому художнику и гравёру Джованни Кастильоне (1607—1665).
Маcтерство гравёра снискало Кастильоне славу второго Рембрандта. Основные темы картин художника — библейские сюжеты.
В психологии и педагогике используют технику монотипии для развития воображения у детей.
Техника монотипии заключается в нанесении красок при помощи кисти на идеально гладкую поверхность печатной формы (стекло, оргстекло, пластик, пластина металлическая) с последующим печатанием на станке или вручную под давлением рук, валика; полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным и неповторимым.
Начинающему графику в качестве гладкой поверхности советуем использовать бумагу и на бумаге же отпечатать рисунок. Монотипию могут освоить дети младшего дошкольного возраста. Пусть рисуют гуашью цветы, бабочек и «печатают» изображения. Малышам доставит удовольствие сам процесс работы. И в то же время они играючи приобщаются к «таинству» работы с красками, водой, бумагой – основными орудиями труда художника – графика. Старайтесь пробудить фантазию малыша, а для этого обратите занятие в увлекательную игру. Так, на листе бумаги оставьте несколько довольно крупных капель жидко разведенной краски. Согните листок пополам и плотно сожмите. Развернув, вы увидите необычные, причудливые узоры. Их можно при желании назвать и кляксами. Еще одна веселая игра с бумагой и красками. И вновь с помощью техники монотипии. Нарисуйте гуашью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Согните листок пополам, плотно прижмите его половинки одна к другой, разверните… Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.
Сейчас мы с вами приступим к практической работе: создадим рисунок в технике монотипии.
Первый этап:
Для нашей с вами работы понадобится следующий материал:
бумага белая;
эскиз рисунка;
краски: гуашь (набор из 6 цветов);
кисти;
влажные салфетки;
пластиковые листы, прозрачные;
баночка с чистой водой;
салфетки или тряпочки для кисти;
мыльный раствор.
Второй этап:
Подготавливаем эскиз (рисунок) для работы, вкладываем его в пластиковую папку. Теперь мы с вами можем приступать к работе в цвете.
Третий этап:
Работа ведется так же, как вы пишете живопись с натуры или фантазируете, придумываете свои цветовые сочетания. Цвет старайтесь брать чистым, ярким, насыщенным. Чаще меняйте воду в баночке с водой. Самое главное в работе не забывайте, что когда вы берете краску, то отпускайте ее в баночку с мыльным раствором, так как мыльный раствор не дает быстро высыхать краске, которую вы нанесли на поверхность пластика.
Важно знать и учитывать при работе с красками их особенность (свойства). Если вы гуашью работаете, то старайтесь выполнять работу быстрее, так как краска быстро высыхает и может получиться, так, что вы нарисовали красками, а работа уже высохла. Если вы работаете акварельными красками, то акварель любит много воды, а в нашем случае акварельный раствор должен содержать насыщенные краски и иметь немного воды в своем составе. Чрезмерное количество воды в цвете может плохо сказаться на работе (будет выглядеть большой лужей при печати).
Четвертый этап:
После того, как выполнили эскиз в цвете, мы берем лист бумаги. Заостряю ваше внимание, что лист бумаги необходимо брать двумя руками за уголки листа.
- Для чего мы так делаем, спросите? Для того, чтобы лист не помять, не сломать, не запачкать руками и ровно положить на поверхность пленки, соединив формат листа с эскизом рисунка.
Пятый этап:
Следующий этап заключается в том, что вам необходимо аккуратно придавить лист ладонями рук, немного поглаживая, придавливая там, где у нас нарисован рисунок. Старайтесь не давить изо всех сил, нужно почувствовать ладонями, что у вас постепенно переводится на лист бумаги рисунок.
Шестой этап:
Далее вы аккуратно снимаете лист бумаги с поверхности. Обращаю ваше внимание, что рисунок нужно снимать, держа уголок листа и медленно поднимая второй угол листа так, чтобы он не шевелился при снятии с поверхности.
Седьмой этап:
Затем полученный оттиск необходимо повесить сушить. Высохший оттиск можно доработать, уточнив детали рисунка.
Практика показала, что использование нетрадиционных техник развивает пространственное мышление, способствует умению составить свой, неповторимый сюжетный рисунок. Творческий процесс – это настоящее чудо. Дети раскрывают свои уникальные способности, радуются созидательному процессу. Задача воспитателя внушить детям: «Нет в творчестве правильного пути, нет неправильного пути, а есть свой, собственный». Нужно запомнить простое правило: бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы – взрослые!