Папки-передвижки

Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ «Золотой ключик»

Лина Констанкевич
Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ «Золотой ключик»

Уважаемые педагоги сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. Но перед тем как отправиться в это путешествие мы с Вами должны вспомнить, а если Вы не знаете, что такое ТРИЗ и зачем он нужен, то сейчас все узнаете! ТРИЗ расшифровывается как теория решения изобретательских задач. Зачем он нужен спросите Вы? Я отвечу:

Публикация «Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ „Золотой ключик“» размещена в разделах

Слайд 2: Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию и речь детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств, творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Слайд 3 : Задачи:

Учить:системно воспринимать и

анализировать ситуации;

генерировать различные варианты решения задач;

самостоятельно подмечать и стремится разрешать противоречия.

Развивать познавательную активность и интерес.

Прививать радость творческих открытий!

«Воспитывать и обучать

под девизом

«Творчество во всем!»

Слайд 4: Ну что уважаемые педагоги я немного ввела Вас в экскурс ТРИЗ – педагогики, и сейчас нам предстоит путешествие на планету ТРИЗ! А на чем же мы с Вами отправимся на планету ТРИЗ?

Педагоги: на космическом корабле!

А где же этот космический корабль? Его нет! Что нам делать? Как быть?

Педагоги: Нам нужно его создать!

Слайд 5 : А поможет нам в создании космического корабля морфологическая таблица (предлагаю двум – трём педагогам создать на мольберте космический корабль)

1 2 3 4

А «Нос ракеты»

Б Корпус ракеты

В Форма иллюминаторов

Г Количество крыльев 2 3 4 6

Задание: Построить космический корабль по комбинации А(2, Б(3, В(4, Г(1).

(Педагоги строят космический корабль)

Ну что вот такой у нас получился космический корабль! Теперь отправляемся в полёт, но что – то не хватает корабль, есть пассажиры на месте, чего же не хватает?

Педагоги: капитана!

Правильно, а капитаном буду я! Считаем от 5 до 0. 5, 4.3.2.1 ПУСК! Мы с Вами прилетели на планету ТРИЗ! И первая остановка в городе «Противоречий» и ТРИЗовские жители хотят с нами поиграть в игру:

Слайд 6 : «Много - мало»

Цель этой игры: формировать понимание относительности количества. (Если много – руки развести широко в стороны, мало – ладони сблизить, достаточно – рука на руку).

Примеры ситуаций (нужно обязательно указывать условия)

Слайд 7 : Одно ведро воды - для муравья?

Одно ведро воды - для слона?

Слайд 8 : Одно солнце в небе?

Слайд 9 : Один дом - для всех людей?

Слайд 10 : Одна нога у человека?

Одна ножка у гриба?

Ну что побывали мы с вами в городе «Противоречий», а теперь нам пора отправляться дальше Слайд 11 : в город «Ассоциаций»(системное мышление) посмотрите, а в городе «Ассоциациий» нас встречает Теремок он у нас совсем не обычный в нем могут жить сразу разные объекты и одновременно не похожи друг на друга.

Слайд 12 : "Теремок" (с 4-х лет).

Правила игры:

Педагогам раздаются различные предметные картинки. Один ребенок (или воспитатель в младшей группе) выполняет роль ведущего. Сидит в "теремке". Каждый приходящий в "теремок" сможет попасть туда только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются слова: "Тук - тук. Кто в теремочке живет?".

Примечание: В ходе игры ведущий может менять установки: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты похож на меня. Или: "Пущу тебя в теремок, если скажешь, чем ты отличаешься от меня".

Похожести и различия могут быть по функции (по назначению предмета, по составным частям, по местонахождению или по видовой принадлежности.

Например: нитки и ножницы. Похожи, так как принадлежат к одной надсистеме - предметам для шитья; могут находиться в квартире или на столе у закройщика. Похожести и различия могут быть по прошлому и будущему, по запаху, звуку, по форме, цвету, размеру, материалу. Эта игра как и предыдущая "На что похоже" закрепляет у детей алгоритм системного мышления.

Ход игры.

1 вариант:

Ведущий - ребенок выбрал машину.

Д: Тук-тук. Кто в теремке живет?

В: Это я, машина.

Д: А я стол. Пусти меня к себе жить?

В: Пущу, если скажешь, чем ты похож на меня.

Д: Я - стол, похож на тебя тем, что служу людям (удерживаю разные предметы на себе, посуду, а ты тоже служишь людям, так как перевозишь их или грузы. Ты железная, я тоже могу быть железным. Ты, машина, живешь в доме - гараже и я живу в доме (в комнате). У тебя, машина, 4 колеса, а у меня 4 ноги. За мной ухаживают - меня моют и тебя, машина, моют. Ты, машина, издаешь запах (бензина) и я, стол, издаю запах, когда на меня ставят еду или помоют меня порошком. Мы с тобой похожи по форме. У меня крышка квадратная, у тебя тоже крыша квадратная. Я, стол, тоже могу быть такого же размера как и машина. Ты сделана из твердых человечков и я тоже. Машина может ездить и я могу ездить, так как у меня могут быть колесики.

Молодцы с теремком мы поиграли жители города «Ассоциаций» очень любят играть ещё в такую игру, игра называется «На что похоже»

Слайд 13 : "На что похоже" (с 3-летнего возраста).

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: на что похож гриб?

В: На что похож ёж?

В: На что похожа шляпа?

Нам пора отправляться дальше и следующий город ТРИЗ – страны,

Слайд 14: город «Системного мышления». Перед Вами системный оператор нам предстоит рассмотреть стул в настоящем времени, в прошлом и в будущем.

Слайд 15 :

(педагоги совместно с ведущим рассматривают стул на системном операторе)

Ну и последний город в нашем путешествии Слайд 16 : это город «Фантазёры»

В городе фантазёры очень любят фантазировать, творить, сочинять и конечно же изобретать и жители этого города предлагают поиграть в игру «Мы изобретатели!»

Цель: изменить и улучшить транспорт, дом, посуду… (вам нужно взять два объекта и соединить в один объект)

(педагоги берут листы бумаги и маркеры, фломастеры и создают изобретают новый объект)

Молодцы! У Вас отлично получилось! Вы настоящие фантазёры! Но к сожалению наше путешествие подошло к концу уважаемые педагоги, нам пора возвращаться обратно на планету земля.

Педагоги отвечают…

Слайд 18: Капитан космического корабля начинает отсчё т: Считаем все вместе 0, 1,2,3,4,5 ПУСК! Ну что уважаемые педагоги мы с Вами побывали на ТРИЗ – планете лишь в небольших городках таких как город «Противоречий» и «Ассоциации», город Системного мышления и город «Фантазёры» - я познакомила лишь с некоторыми играми ТРИЗ страны, в заключении нашего мастер – класса я предлагаю ответить на несколько вопросов в анкете.

Слайд 18: Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов

Прикреплённые файлы:

master-klas_e0b2i.pptx | 2532,37 Кб
 
Публикации по теме:

«Путешествие по страницам сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». НОД с использованием интерактивных технологий «Игра – путешествие по страницам сказки «Золотой ключик или приключения Буратино»». Подготовительной к школе группе. Программное содержание:.

Мастер-класс «Здоровье — это здорово!» Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре Направление мастер-класса: физическое воспитание и развитие дошкольников Образовательная область: физическое развитие Цель: передача опыта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ «Золотой ключик»
Опубликовано: 20 мая 2015 в 07:17
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД