Наталья Шаньшина
Мастер-класс «Лёгкая походка. Красота. Здоровье» — для педагогов и родителей о профилактике плоскостопия
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР-КЛАСС
«Лёгкая походка. Красота. Здоровье»
Цель:
Привлечь внимание к здоровому образу жизни.
Систематизировать знания о нарушениях
опорно–двигательного аппарата;
профилактика плоскостопия.
Задачи:
Дать необходимый объём знаний
о профилактике нарушений опорно
-двигательного аппарата (плоскостопие).
Сформировать интерес к ЗОЖ.
СТРУКТУРА:
• Актуальность проблемы «Зачем нам плоскостопие?»
• «Вам нужна красивая походка?» - мотивация на ЗОЖ.
• «Сам себе ортопед» - сюжетно-ролевая игра
Публикация «Мастер-класс „Лёгкая походка, Красота, Здоровье“ — для педагогов и родителей о профилактике плоскостопия» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Массажные коврики, дорожки здоровья
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Плоскостопие. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
• Защита комплексов корригирующих упражнений, рекомендации
• «Чашка здоровья» - чаепитие
Я начну своё выступление со старинной восточной легенды.
По бесконечной пустыне с великим трудом брёл усталый путник. За спиной у него висел тяжеленный мешок с песком, туловище обвивал толстый бурдюк с водой, в каждой руке он нёс по большому камню. Но мало этого! На шее у него висел старый мельничный жернов, а на ногах болтались пудовые гири. Однако и это ещё не всё: на голове этот страдалец удерживал, балансируя, огромную тыкву.
Так брёл он, сетуя на свою горькую судьбу, и проклиная тот час, когда отправился в бесконечный путь. В жаркий полдень он повстречал бедуина: тот оторопел, увидев его, и воскликнул:
- Скажи, зачем ты несёшь в руках эти ненужные камни?
«Действительно», - подумал путник, - зачем мне они?» и он выбросил булыжники. Идти ему стало немного легче. Вскоре он встретил погонщика верблюдов. Тот удивился:
- Скажи, измученный путник, зачем ты пытаешься удержать на голове гнилую тыкву и волочишь за собой цепи?
«И правда», - подумал путник, - а я и не замечал, что тащу всё это».
Он выбросил тыкву, снял цепи и почувствовал облегчение. Но чем дальше продолжал свой путь, тем больше страдал. Спустя некоторое время навстречу ему попался гуртовщик и оглядев его, рассмеялся:
- Скажи? – спросил он, - зачем в бурдюке вода, если недалеко отсюда оазис с чистым прохладным источником?
А на закате последний солнечны луч послал ему просветление: он увидел тяжёлый мельничный жернов у себя на шее и понял отчего так болит его спина – всю дорогу он шёл согнувшись под его тяжестью. И собравшись с силами он забросил жернов далеко в песок.
Свободный от ненужного бремени он быстро дошёл до постоялого двора и расположился на желанный ночлег…
Вот так и мы бредём по жизненной дороге, не замечая, зачастую, не обращая внимания и не желая избавляться от тяжести многих недугов.
Причина наших застарелых недугов, как правило, одна – хроническое безволие.
Часто я задаю детям вопрос: что самое дорогое, самое ценное в жизни человека? Когда спрашиваю дошкольников, первоклассников в школе, слышу: «деньги», «золото», «машины», «мебель» и т. п. Порой только после наводящих вопросов они называют «Здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей.
Задаю вопрос «Вы болеете, ребята?» Все дружно кричат «Да!» - «А чем вас лечат?» - «Таблетками!» - «А можно без таблеток быть здоровым?» - «Нет!» такие вопросы убеждают, что нужно учить быть здоровыми без лекарств.
А ведь такие ответы детей не являются их убеждением. Ценности, названные ими, определены нами, взрослыми. Они видят, как мы эти ценности сохраняем, бережно расходуем, прикладываем все усилия для их накопления.
Выработали мы ещё одну привычку, не, не менее вредную – заботу о своём здоровье переносить на плечи другого человека – врача, целителя. Не задумываясь, горстями глотаем таблетки и не жалеем на них денег, находим время на простаивание часами у кабинета врача. И даже тогда, когда все средства массовой информации кричат о возможностях самому раскрывать резервы здоровья и накапливать его, считаем: пусть этим занимаются специалисты. А у них самих полно проблем со здоровьем. Никто, кроме самого человека, не может устранить причину его болезни.
Мы привыкли лечить следствие, а причину не ищем. Первые сигналы болезни – это подсказка, что человек не на правильном пути. Нужно пересмотреть свои мысли, желания, поступки. Именно в них кроется зачастую причина всех бед.
Разные по возрасту, физическому развитию, по состоянию здоровья, дети выполняют упражнения на улучшения осанки, зрения, для снятия усталости, внимательно слушают полезные и доступные для них советы. С благодарностью вспоминаешь тех учителей, воспитателей, которые, не считаясь ни с чем, казалось бы, в ущерб своему предмету находят время для того, чтобы уделить внимание здоровью детей. А ведь это требование педагогики по методике ведения занятия, урока: на 21 минуте урока в школе сделать паузу отдыха, 7 минут в ДОУ, так как мозг устал и дальнейшая нагрузка принесёт только вред. В детских садах просиживание за столом, за партой недопустимо без чередования той или иной работы с упражнениями для позвоночника, для улучшения осанки. Мы рады, что дети 4-5 лет способны к быстрому усвоению нового материала, всячески стараемся ввести различные предметы в самом большом объёме, но забываем, что физически тело ребёнка не готово к таким нагрузкам. Да и первая система не выдерживает. Может, поэтому так много хронических заболеваний появляется уже в детском саду. А нарушения осанки стали привычным явлением и не вызывают особого беспокойства даже у родителей. Им важнее, чтобы ребёнок приобрёл навыки в иностранных языках, музыке, живописи и т. д.
Есть и ещё один аспект. Это проявление раздражительности, недовольства, разговор на повышенных тонах, с возмущением, порой унижением ребёнка.
И дети иного обращения уже не понимают. Безусловно, это касается всех преподавателей и воспитателей. Ведь сила зла сначала проходит через самого человека, разрушая его здоровье, и физическое, и душевное, а затем наносит вред всем окружающим.
Возрастные особенности развития детского организма
Одной из характерных особенностей детского организма является его интенсивный рост и непрерывное развитие.
Различаются следующие периоды жизни ребёнка:
- I. Период внутриутробного развития.
- II. Период новорождённости – до 1 месяца.
- III. Период грудного возраста (младший ясельный возраст) – от 1 месяца до 1 года.
- IV. Период молочных зубов: 1) старший ясельный возраст – от 1 года до 3 лет;
2) дошкольный возраст (период посещения детского сада) – от 4 до 7 лет.
- V. Младший школьный возраст – 7-12 лет.
- VI. Средний школьный возраст – 11-13 лет.
- VII. Старший школьный возраст – 14 -17 – 18 лет.
Анатомо-физиологические особенности
Костная ткань ребёнка по строению отличается от костной ткани взрослого. Кости мягкие, легко деформируются от неправильного положения. Активно формируется скелет и костная ткань в младшем школьном возрасте. Однако процесс окостенения скелета в целом, и костей таза в частности, ещё не завершён. Поэтому детям дошкольного и младшего школьного возраста не следует прыгать с большой высоты на твёрдую основу, поднимать и переносить большие тяжести и делать упражнения, связанные с резкой, повышенной нагрузкой на кости таза.
В этом возрасте ещё очень слабо развита мышечная система. Развитие мышц происходит неравномерно, прежде всего развиваются крупные мышцы (плеча, предплечья); позже, примерно к 15 годам, - мелкие (мышцы ладони, пальцев).
Особенностью дыхания детей раннего возраста является преобладание брюшного диафрагмального дыхания; в 3-4 года грудное дыхание начинает преобладать над брюшным. Частота дыхания легко просматривается во время сна. Высока частота дыхания говорит о расположении детей к частым заболеваниям дыхательных органов.
Сердце и сосуды претерпевают изменения в процессе роста. На протяжении первых двух лет сердце быстро растёт. Затем его рост замедляется, особенно в возрасте от7 до 12 лет. И в период полового созревания вновь происходит его усиленный рост.
Артерии у детей шире, чем у взрослых. Относительно большая масса сердца, широкий просвет сосудов создают благоприятные условия для кровообращения. Пульс у ребёнка значительно чаще, чем у взрослых. Артериальное давление низкое. Это связано с меньшей нагнетательной силой сердца и большой шириной просвета всей сосудистой системы. Артериальное давление увеличивается более энергично в возрасте от 6 до 10 лет.
Не будем проводить статистику по заболеваниям в общей численности детей страны, города, класса и т. д. хочется привести статистику одного детского сада. По данным прошлого года, в результате обследования двух групп мы получили следующие данные: из 52 детей нормальную стопу имели 36 человек; наибольшие отклонения от нормы (I степень) – имели 10 человек; уплощённую (II степень) – 2 человека и с плоской стопой – 4 человека. В процентном соотношении это выглядело так:
С нормальной стопой – 69,1%
- I степень – 19,2%
- II степень – 4%
- III степень – 7,7%.
После проведённой работы, повторное обследование, в конце 2007-2008 года, показало следующие результаты: из 52 детей (это общее количество детей двух групп) с нарушениями в опорно-двигательном аппарате (плоскостопие) – 13 человек. Из них:
I степень – у 8 человек (15,4%)
II степень – у 2-х человек (3,8%)
III степень – 3 человека (5,8%).
Детей с нормальным сводом стоп – 39 (75%).
Плоскостопие – это вовсе не плоская стопа. У различных народов и рас есть свои особенности построения скелета. Скажем, у представителей жёлтой расы относительно короткие бёдра и голень, но высокий свод стопы, у негров – более длинные ноги, но своды стопы низкие, однако плоскостопием и те, и другие страдают не чаще белокожих.
В чём же дело? Если ответить одним словом – в стабильности. Если ответить в нескольких словах, то плоскостопие – статическая деформация стоп, характеризующаяся уплощением её сводов. Оно бывает продольное и поперечное, часто встречаются и то и другое вместе.
Стопа амортизирует все нагрузки, сотрясения и удары при ходьбе, беге в прыжках. Это обеспечивается за счёт её сводчатого строения. Различают продольный и поперечный своды. Продольный свод легко определить, это может сделать каждый, проведя рукой по внутреннему краю стопы. Он в какой-то мере сохраняется даже при тяжёлых формах плоскостопия.
Поперечные своды стопы выражены в меньшей степени и, соответственно, менее заметны взгляду непрофессионала.
По причинам, из-за которых происходит уплощение стопы, плоскостопие делится на пять основных видов. У большинства встречается так называемое статическое плоскостопие.
Отчего оно возникает? Иногда просто от врождённой слабости связок, от наследственной субтильности что ли. Её ещё часто называют «аристократической». Встречается, например, такие дамы, у которых тонкая кость.
Но и у «ширококостных» особ статическое плоскостопие может наблюдаться – чаще по причине, что «хорошего человека должно быть много».
У большинства толстяков своды стопы не выдерживают центнера (а то и больше) живого веса. И в дополнение к проблемам с давлением, сердцем, поджелудочной железой и печенью добавляется плоскостопие. Как правило, в сочетании с болями в спине.
Ещё одна причина болезни – нерациональная обувь. Постоянное ношение туфель на «шпильке» или на негнущейся «платформе» настолько извращает биомеханику шага, что почти фатально приводит к данной форме этой болезни стопы.
И ещё одно. Часто причиной болезни бывают и длительные нагрузки, связанные с профессиональной деятельностью человека – «весь день на ногах».
Для статического плоскостопия характерны следующие болевые участки:
• на подошве, в центре свода стопы и у внутреннего края пятки;
• на тыле стопы, в её центральной части, между ладьевидной и таранной костями;
• под внутренней и наружной лодыжками;
• между головками предплюсневых костей;
• в мышце голени из-за их перегрузки;
• в коленном и тазобедренном суставах;
• в бедре из-за перенапряжения мышц;
• в пояснице на почве компенсаторного лордоза (прогиба).
Боли усиливаются к вечеру, ослабевают после отдыха, иногда у лодыжки появляется отёчность.
Ещё один вид этой болезни – травматическое плоскостопие. Как и следует из названия, это результат травмы, чаще всего переломов лодыжек, пяточной кости, предплюсны и плюсны.
Следующий вид – врождённое плоскостопие.
Его не следует путать с «узенькой пяткой» аристократических леди», характерной для статического плоскостопия. Здесь причина иная.
У ребёнка до того, как он твёрдо встал на ноги, то есть лет до 3-4, когда завершается формирование стопы, трудно оценить, насколько функциональны её своды. Редко (в 2-3 случаях из ста, бывает так, что стопа не то чтобы слабая, а просто плоская – как дощечка. Причиной может быть аномалия внутриутробного развития ребёнка. Как правило у таких детей находят и другие нарушения строения скелета. Лечение подобного вида плоскостопия надо начать как можно раньше, в сложных случаях – вплоть до хирургического.
Рахитическое плоскостопие – не врождённое, а приобретённое в результате неправильного развития скелета, вызванного дефицитом витамина Д в организме и, как следствие, недостаточным усвоением кальция – этого «цемента» для костей. От первого вида рахитическое плоскостопие отличается тем, что его можно предупредить, проведя профилактику рахита (солнце, свежий воздух, гимнастика, рыбий жир).
Паралитическая плоская стопа – результат паралича мышц нижних конечностей и чаще всего последствие вялых (или периферических) параличей мышц, стопы и голени, вызванных полиомиелитом или иной нейроинфекцией.
Часто человек и не догадывается, что у него плоскостопие.
Бывает, что вначале, уже при ярко выраженной болезни, он не испытывает болей, а только жалуется на чувство утомления в ногах, проблемы при выборе обуви. Но прежде боли при ходьбе становятся всё ощутимее в бедрах и пояснице, икроножные мышцы напряжены, появляются натоптыши, костно-рубцовые разрастания у основания большого пальца, деформация других пальцев стопы.
Нельзя вылечить полболезни. Невозможно лечить плоскостопие, не замечая причин его порождающих или ему сопутствующих.
Для начала нужно попробовать определить в условиях детского сада, семьи, есть ли у вас плоскостопие.
Делается довольно просто. Берёте чистый лист бумаги, кладёте на пол. Намазываете ступни каким-нибудь жирным кремом и встаёте на этот лист. Туловище при этом должно быть прямым, ноги вместе, чтобы тяжесть тела могла распределиться равномерно. На бумаге остаётся чёткий отпечаток вашей стопы.
Берёте карандаш и проводите линию, соединив края подошвенного углубления. Затем перпендикулярно этой линии проводите прямую, пересекающую углубление стопы в самом глубоком месте.
Если отпечаток узкой части стопы занимает не более одной трети этой линии - стопа нормальная. Если достигает середины линии – у вас плоскостопие и вам не следует оттягивать с визитом к врачу.
У врача методики определения степени плоскостопия более сложные.
Деловая игра «Я – ортопед»
Компоненты игры:
1. Снятие плантограмм
2. Разделение на группы «ортопедов»
3. Разработка комплексов упражнений
4. Защита комплексов: аргументировать целесообразность
5. Подведение итогов игры
6. Чашка «Здоровья» (фиточай).
Рекомендации.
Лучшая обувь для больных плоскостопием – туфли из мягкой кожи на гибкой подошве и на невысоком каблуке. Обувь при плоскостопии – дело важное. И правильно выбирать её надо ещё с младенчества.
Мягкие пинеточки годятся только для грудничков. Когда ребёнок начинает ходить, обувь у него должна быть соответствующей.
По каким же признакам выбирается хорошая обувь. Примите к сведению следующие рекомендации.
• Всегда - кожаный верх. Желательно – кожаный низ (подошва);
• Каблук невысокий, у детской обуви он должен занимать по длине подошвы не менее трети, чтобы поддерживать пятку и задний сегмент свода. Никаких «платформ». Широкий носок;
• Подошва гибкая, это значит, что не только папа в силах её согнуть при покупке, но и малыш при ходьбе.
• Хорошее качество кожи – отсутствие неприятного запаха, осыпаний наружного слоя, трещин. Хорошо выделанная и окрашенная кожа не пачкает руки, когда её выбирают и носки, когда её надевают. Это профилактика аллергии, потёртостей и как ни странно – ортопедических болезней. Плохая кожа плохо поддерживает стопу.
Если взрослые могут позволить себе роскошь – «страдать» согласно французской пословице о красоте, то для детей красотой пусть будет удобство и целесообразность.
Хочу акцентировать внимание на том, что поддержка сводов стопы при помощи специальной обуви и ортопедических приспособлений – основа лечения плоскостопия.
Поскольку плоскостопие – это пронация стопы, необходимо придать ей противоположную направленность. И здесь очень важна роль этой, пассивной поддержки, которую осуществляют коррегирующие стельки или супинаторы.
Плоскостопие вызывает как бы постоянное подвёртывание стопы внутрь. Ортопедические приспособления (стельки, супинаторы, специальная обувь) помимо разгрузки сводов выполняют ещё одну функцию – правильно устанавливает стопу по оси.
Хорошая стелька – товар штучный, а значит дорогой. Она неповторима и уникальная, как уникальна в этом мире ваша стопа и вы, её обладатель.
Стельки могут быть мягкими и жёсткими, на всю стопу или только под пятку, компенсировать укорочение конечности или её «косолапость».
Жесткиё супинаторы изготавливаются из стали, графита или специальных пластиков. Стальные коррегирующие стельки подходят тучным людям, чей вес превышает сто килограммов. Жёсткие стельки удерживают своды в правильном положении и, разгружая их, тем самым помогут ослабить боль от перенапряжения связок, а также снять болезненное ощущение в косточке у основания большого пальца.
Полужесткие стельки изготавливаются из гибких пластиков и помогают ослабить напряжение мягких тканей стопы. Ноги в них – как в мягких тапочках и не сильно ощущают удары стопы о землю.
Мягкие стельки помогают тем, кто страдает от натоптышей или мозолей на подошвенной части стопы. Такие стельки – как подушка для стопы. Они сделаны на специальной губчатой или вспененной основе.
И ещё один вид супинаторов – профилактические стельки. Их задача – помочь нормальной стопе как можно дольше оставаться в прекрасном состоянии. Стельки контролируют, чтобы не было ослабления сводов стопы, их сжатия. Делают такие стельки из кожи, пробки, вспененного материала.
Какой из них выбрать, посоветует врач.
Плоскостопие – не относится к роковым недугам. Это не чума, не холера, не СПИД, и не рак.
Попробуйте ужиться со своим недугом. Ведь это болезнь, с которой вам придётся жить долго.
Запомните: чем раньше начать лечиться, тем лучше, но даже если болезнь запущена, в любом возрасте можно сделать что-то полезное для вашей стопы.
Никакие самые хорошие методики обучения и воспитания не снимут с нас ответственность за судьбы детей. Будет ребёнок здоров душой и телом – вырастет и возьмёт всё, что ему нужно. Из каких бы хороших кирпичей мы ни строили здание, если фундамент плохой – здание разрушится. Закладывайте крепкий фундамент!
ПРИЛОЖЕНИЕ
БОРЕМСЯ С ПЛОСКОСТОПИЕМ
Очень многие люди имеют неправильное строение стопы: слишком низкий свод и слабый мышечно-связочный аппарат стоп. Стоя по несколько часов в день на ногах, давя всем своим весом на и без того уже слишком низкий свод, приобретают плоскостопие. Причём чем больше вес, тем быстрее развивается плоскостопие. Плоскостопие – наиболее часто встречающаяся форма искривления стопы, при которой задняя половина стопы повёрнута к наружи, а свод стопы опущен и уплощён.
Чаще всего возникает поперечное плоскостопие. Передний отдел таких стоп широкий, распластанный. За счёт костно-хрящевых разрастаний увеличивается головка первой плюсневой кости, большой палец отклонён наружу. На подошве появляются натоптыши, второй и третий пальцы обезображиваются молотообразной деформацией. На них образуются мозоли.
Возникает вопрос, можно ли самой определить, есть ли у вас плоскостопие или нет? Можно. Для этого надо намазать подошвы стоп жирным кремом или чернилами и встать на чистый лист бумаги так, чтобы тяжесть тела была распределена равномерно. При этом ноги надо поставить вместе. Его надо обвести. Затем надо провести поперечную линию посередине и разделить её на три равных отрезка.
При правильном строении стопы отпечаток в этой части умещается в одном отрезке поперечной линии. Если же отпечаток доходит до половины линии, то это уже говорит о том, что у вас плоскостопие. Это крайне мучительно и, к сожалению, обратному развитию не поддаётся. В этом случае вам надо обратиться к ортопеду. Но можно уменьшить боль и предотвратить прогрессирование деформации стоп, если ежедневно проделывать приведённый комплекс упражнений и процедуры.
Но плоскостопие может приобрести любая женщина и с нормальной стопой, если проводит по 7-8 часов стоя, много ходит, целый день проводит на ногах, да ещё в туфлях на высоком каблуке или носит неудобную обувь, так как это переутомляет мышцы стопы и может привести к растяжению её связочного аппарата. Причинами плоскостопия могут быть и болезни ног, сосудов, суставов, травмы. Как мы уже выяснили, люди, страдающие плоскостопием, быстро устают при ходьбе и стоянии, у них возникают боли в стопах, голени, в бёдрах и даже в поясничном отделе, появляются мозоли. Для того чтобы этого избежать, есть комплекс лечебной гимнастики, направленный на укрепление мышц и связочно-суставного аппарата стоп. Но перед этим надо делать тёплые ножные ванночки в течение 10-15 минут. Вода должна быть не выше 37 градусов Цельсия. Полезно в неё добавить горсть морской соли, настой ромашки, шалфея, развести в ней мыльную пену.
Комплекс лечебной гимнастики состоит из упражнений, которые необходимо выполнять в положении сидя, в положении стоя и в положении лёжа.
При развившемся плоскостопии, по назначению врача, может быть рекомендован супинатор – ортопедическая прокладка в обуви. Однако ношение этой прокладки должно сочетаться с регулярными занятиями общеукрепляющей и корригирующей гимнастикой для стопы и самомассажем, охватывающим нижние конечности (особенно мышцы подошвы и внутренней поверхности голени). Обувь не должна быть тесной или слишком свободной, не иметь узкого носка, подошва должна быть упругой, толстой, каблук - широкий и невысокий.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПРИ ПЛОСКОСТОПИИ
Упражнения в положении лёжа на спине
1. Исходное положение – лёжа, ноги выпрямлены, слегка разведены. Одновременное тыльное и подошвенное сгибание стоп с поворотом их вовнутрь и предельным вытягиванием носков. Выполнять 10-40 раз (рис. 1).
2. Исходное положение – то же. Скольжение стопой по голени другой ноги (поочерёдно, стараясь подошвенной поверхностью стопы охватить голень. Выполнять 4-10 раз для каждой ноги (рис. 2).
Упражнения в положении сидя
3. Исходное положение – сидя. Поднимание и опускание пяток в предельном объёме, не отрывая носков от пола. Выполнять 10-30 раз (рис. 3).
4. Исходное положение – сидя. Разведение и соединение пяток со скольжением по полу. Выполнять 10-30 раз (рис. 4).
5. Исходное положение – сидя, под ногами палка или мяч. Проводим прокатывание палки или мяча стопами от носков до пяток. Выполнять 10-30 раз (рис. 5, 6).
6. Исходное положение – сидя. Шаг на месте. А – согнутыми пальцами, Б – на наружном крае стопы, В – на носках, Г – на полной ступне. Каждую вариацию проделать 10-30 раз.
7. В положении сидя поднимайте с пола пальцами ног какие-нибудь мелкие предметы. Сначала каждой ногой отдельно, затем вместе. При этом не забывайте о правильной осанке.
Подтягивайте пальцами ног тонкий коврик или полотенце.
Упражнения в положении стоя
8. Обопритесь руками о стул. Сначала приподнимите правую ногу и делайте круговые движения стопами вовнутрь и наружу. Теперь то же повторите, но уже левой ногой. Затем приподнимите внутренние края стоп, а наружные прижмите к полу и потопайте на наружных краях стоп.
9. Пальцами и передней частью подошвы правой ноги скользите снизу вверх по боковой поверхности голени левой ноги. Теперь сделайте то же, поменяв положение ног (рис. 5).
10. Исходное положение – ноги вместе. Согните пальцы ног и обопритесь ими о пл и вернитесь в исходное положение.
11. Исходное положение – стоя, руки на поясе. На счёт 1-8, последовательно поднимаясь на носки и на пятки, развести ноги в стороны и вернуться в исходное положение. Упражнение проделать 2-6 раз (рис. 6).
12. Ходьба с вариациями.
А – на пятках, Б – согнутыми пальцами, В – на наружном крае стопы, Г – скрёстным шагом, с высоким подниманием коленей и размахиванием рук. Затем обычная ходьба. Во всех упражнениях дыхание равномерное, темп средний (рис. 7).
Для улучшения кровообращения и укрепления мышц стоп и голени очень полезен массаж. Подошвенную поверхность стопы надо поглаживать и растирать тыльной стороной согнутых пальцев руки, начиная от пальцев ноги до пятки. Голень надо массировать по внутренней поверхности в направлении от голеностопного сустава к коленному. У тех, кто страдает продольным плоскостопием, часто образуется пяточная шпора. Это шиповидное костное разрастание на пяточной кости. Уплощение продольного свода стопы приводит к её перегрузке, особенно в подошвенной поверхности пяточной кости, а это ведёт к воспалительным и дегенеративным изменениям в накостнице пяточной кости и окружающих её тканях.
Пяточная шпора может быть и следствием ревматизма, нарушений обмена веществ (подагры, острых и хронических инфекций, а также ревматоидного артрита.
Лечение пяточной шпоры обязательно должно быть комплексным. Надо устранить причину её возникновения и ликвидировать саму шпору. Сначала надо разгрузить болезненную область, то есть необходимы ортопедические стельки по индивидуальному заказу, которые должны иметь углубление и мягкую прокладку под пяткой. Хорошо помогают и тёплые ванны с морской солью. Они улучшают кровообращение и питание тканей стопы. Но основное лечение назначает врач-ортопед.
После массажа, по вечерам как раньше говорили по радио: «Переходите к водным процедурам». И для детей и для взрослых полезно перед сном сделать ванну для ног.
Возьмите два тазика – с горячей (как только терпит нога) и с холодной водой. Сначала распарьте стопы в горячей ванночке, затем в холодной. Так попеременно – 2-3 раза. Кожа станет красной, в ногах появится приятное чувство. В воду можно добавлять не только морскую соль, но и питьевую соду, настои трав – ромашки, шалфея, дубовой коры, из цветов бессмертника, мяты перечной. Вот несколько рецептов таких настоев:
Ванна из отвара дубовой коры
1 кг. дубовой коры смешать с 0,5 литрами воды, кипятить в течение получаса. Потом этот отвар добавить в ванну.
Ванна из листьев и цветов ромашки или шалфея
100 гр. ромашки лекарственной или такое же количество шалфея настоять около часа в 2-х литрах кипятка и приготовить ванну с этим отваром.
Настойка из цветов бессмертника
Бессмертник растёт на лесных опушках, в хвойных чащах, около просёлочных дорог. Собирают его соцветия с июля по октябрь, до полного отцветания, обрезают вместе с двухсантиметровой ножкой. Потом бессмертник высушивают в духовке при температуре 35 градусов, пока цветки после сжатия в руках не слипаются, а выпрямляются. Настаивают на спирте в течение нескольких дней.
Применяют наружно при суставных болях, радикулите, при плоскостопии…
Настойка из мяты перечной
100 грамм сухой мяты залить крутым кипятком, чтобы покрыл её полностью. Настаивать 30 минут. Потом 15-20 мину т подержать ноги в тёплой ванне с эти настоем.
Настойка из мяты и липового цвета
Из 100 граммов мяты и липового цвета в равных пропорциях приготовить настой, как сказано в предыдущем рецепте. Такая ванна хорошо снимает усталость ног.
После того как стопа распарится, помассируйте её, «вылепливая» своды стоп и как бы «собирая стопу в кулачок». После такой процедуры и дети и взрослые очень хорошо спят – успокаивающее влияние через рефлексогенные зоны подошвы, снятие усталости, стрессов. И ноги чистые.