инна шишелова
Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс
«Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»
Цель мастер-класса : создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания мини-музеев в рамках проектной деятельности.
1. Презентация педагогического опыта
Ведущий м-к: Добрый день уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в нашем детском саду. И я предлагаю начать нашу встречу с игры «Ассоциации».
Коммуникативная игра: «Ассоциации».
Цель: снять напряжение, настроить на деятельность.
Публикация «Мастер-класс „Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности“» размещена в разделах
Участники мастер - класса образуют круг и передавая из рук в руки музейный экспонат называют свою ассоциацию к слову «музей».
Ведущий м-к: Нашу встречу начну с цитаты «Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…»
В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.
Перед педагогами стоит задача создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой. И, как раз, музейная педагогика, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться, как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.
Ведущий м-к: коллеги как вы думаете, что включает в себя понятие музейная педагогика, (работа с рефлексивным дневником). (Ответы участников мастер классов)
Педагогический словарь даё т следующее определение музейной педагогике:
«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».
Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение:
«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики
Ведущий м-к: В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников и взрослых. У нас существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос в группе, среди детей и их родителей, мы пришли к выводу о том, что многие дети никогда не посещали музеи, многие не знают, что это такое, но даже те дети, которые неоднократно бывали в музеях, рассказывают о них поверхностно, без особого интереса, а родители в свою очередь, не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи. Здесь на помощь приходит музейная педагогика, именно создание мини – музеев в ДОУ и группе, являются наиболее оптимальным средством передачи информации, средств музееведения.
Использование музейной педагогики в ДОУ позволяет достичь определенной цели: создание условий для всестороннего развития личности ребенка дошкольника, приобщение к музейному искусству. Для достижения цели определены задачи:
•формировать познавательную активность у дошкольников;
•развивать творческую личность через вовлечение детей в активный исследовательский поиск;
•развивать проектно – исследовательские умения и навыки;
•совершенствовать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;
•обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы;
•обогащать воспитательно – образовательное пространство новыми формами
•воспитывать, устойчивый интерес к музейному искусству;
Интерактивная игра: «Соотнеси задачи»
Ведущий м-к: коллеги приглашаю вас снова в круг. Мы с вами проговорили о задачах музейной педагогики, а какие же задачи решаются в процессе создания мини-музеев? Предлагаю вам, определить задачи в соответствии с предложенной нами темой мини – музеев.
Ведущий м-к: Что такое музей, это понятно для всех, но что такое мини – музей? Уважаемые коллеги, предлагаю вам выделить в своих дневниках, те критерии, которые по вашему мнению отвечают требованиям создания мини – музеев в ДОУ (работа с дневником, ответы участников м. к).
Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство группы, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого в соответствии с определенной тематикой. Мини – музей в группе занимает небольшое пространство, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно, мини – музей отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини – музеев состоит в том, что в создании экспонатов и коллекций принимают активное участие не только дети, но их папы, мамы, бабушки и дедушки. Ведь именно они приносят экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, изготавливают с детьми разные поделки, собирают коллекции.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. И эта особенность, безусловно, привлекает детей, у них появляется интерес, именно поэтому обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.
Тематика мини – музеев может быть различной, но наши мини – музеи создаются в основном в рамках одной тематической недели в соответствии с циклограммой образовательной деятельности ДОУ.
2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ
В своей практике, музейную педагогику я реализую, посредством проектной деятельности, поскольку именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать знания детей в специально организованной, планомерной работе.
Как я создаю проекты? Виды проектов зависят от предложенной темы и познавательных интересов детей. Во время бесед, рассматривания фотоальбомов, просмотров презентаций, поиска решений проблемных ситуаций, использование метода трех вопросов: что мы знаем, что хотим узнать и как мы это можем узнать. С детьми определяем цель и способы достижения результата.
Проект состоит из трех этапов.
Реализация проекта на всех этапах предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей.
I этап - подготовительный: составление плана совместных мероприятий, разных видов детской деятельности. Для создания мини – музея, необходимо собрать полезную информацию из разных источников, подобрать необходимый наглядный материал, детскую познавательную, художественную и методическую литературу, составление схем, моделей, мнемотаблиц.
II этап - основной, предусматривает включение всех видов детской деятельности.
Поскольку наши проекты краткосрочные, очень удобно каждый день недели обозначать конкретной темой, это позволяет лучше усвоить полученную информацию. Формы работы с детьми : наблюдения, словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие, интерактивные игры, викторины, развлечения, праздники, беседы, рассказы, просмотр видеофильмов, слайдов, изготовление макетов, фотоальбомов, книжек – малышек, музейных экспонатов и коллекций, создание мини-музея, составление коллажей, фотоальбомов, подбор иллюстраций, экскурсии, посещение музеев (если это доступно, фотовыставки, участие в НОД, просмотр презентаций, составление кроссвордов, творческие задания, составление творческих, описательных рассказов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, составление и отгадывание загадок, рассматривание картин, фотографий, книг, журналов, буклетов, альбомов.
Формы работы с семьями воспитанников: конкурсы, выставки, творческие задания, буклеты, индивидуальные консультации, устный журнал, страничка на сайте ДОУ, родительская конференция (с использование ИКТ технологий, творческий клуб «Умелые руки» - (создание домашних мини-музеев, изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов, мастер-класс (обмен опытом, портфолио семейного успеха, «День открытых дверей», фоторепортажи, создание плакатов, комплектование библиотечек родителями.
III этап – Итоговый. Оформление детских продуктов деятельности (экспозиции, экспонатов в мини – музее.
Презентация мини – музея проходит в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами выступают сами дети, они с удовольствием проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками «музейные экспонаты», предметы коллекций.
Показ занятия Экскурсия «Мой любимый город Братск»
Практическая часть:
Ведущий м-к: Уважаемые коллеги предлагаю вам погрузиться в детство. И принять участие в создании мини-музея «От зерна до каравая». Это те виды детской деятельности, которые я использую с детьми в процессе реализации проекта.
1. Интерактивная игра: «Доскажи пословицу» : я начинаю пословицу, педагоги (дети) договаривают, в конце каждой пословицы на экране появляется картинка (ответ).
Хочешь есть калачи, не сиди на …. печи картинка печь
Хлеб – всему …. голова
Худ обед, когда ….хлеба нет
А будет хлеб – будет и …. песня
Хлеб - наше …. богатство
Кто не работает - тот не …ест
Хлеб да вода – богатырская …еда
Пот на спине – так и хлеб на …столе
Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол… доска
Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о …хлебе
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в …закромах.
Если хлеба каравай, так и под елью …рай
Лучше хлеб с водой, чем пирог с …бедой
Ржаной хлебушко — калачу …. дедушка
Будет хлеб, будет и …обед
2. Разучивание стихотворения по мнемотаблице (на экране появляется мнемотаблица)
Вот он, хлебушко душистый,
Вот он, теплый, золотистый,
В каждый дом на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем — здоровье наше, сила,
В нем — чудесное тепло:
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло!
Для развития речи, умения последовательно и лаконично излагать свои мысли, активизации словарного запаса новыми понятиями и терминами, я использую словесные дидактические игры, поскольку дети самостоятельно проводят экскурсии для сверстников.
3. Дидактическая игра «Новые слова», педагоги (дети) образовывают новые слова.
Крошки хлеба (какие) - хлебные.
Человек, который выращивает хлеб - хлебороб
Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод
Посуда для хлеба – хлебница.
Квас из хлеба - хлебный.
Человек, который печет хлеб – хлебопек.
Прибор для резки хлеба – хлеборезка.
4. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, «Каким бывает хлеб?», игра будет проходить в соревновательной форме и поэтому нам необходимо разделиться на две команды, вы будите чередовать слова: музей и музейный экспонат и запомните, кто есть кто; таким образом у нас получилось две команды. Правила игры: кто больше назовет определений к слову хлеб, озвучив его характеристики (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, пористый, душистый, пышный, твердый, полезный, витаминный, румяный т. д.)
Уважаемые коллеги, мы связываем слово хлеб с чем - то важным для людей, он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Ведь хлеб спасал людей от голода, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Люди всегда понимали, что хлеб - это их жизнь, а что для вас значит слово хлеб? Предлагаю каждой команде, выразить свое отношение к хлебу, т. е. хлеб это.
5. Игра «Угадай на вкус».
На прилавках наших магазинов огромный ассортимент хлебобулочных изделий и в каждой доме на столе они присутствуют каждый день. Предлагаю вам дегустацию хлебобулочных изделий, вы должны на вкус определить и назвать то, что вы попробовали.
Не для кого, не секрет, что дети очень любят экспериментировать, проводить опыты, поэтому я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и немного поэкспериментировать.
6. Опытно – экспериментальная деятельность «Живые дрожжи» Перед вами сухие дрожжи, на что они похожи? (похожи на маленькие безжизненные шарики).
Чем пахнут дрожжи? (рассматривают через лупы, нюхают, трогают).
А сейчас мы с вами оживим сухие дрожжи: добавьте немного теплой воды и сахара, перемешайте и пока наши дрожжи оживают, вы можете поиграть с детьми в пальчиковые игры, использовать разные виды гимнастики: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, либо проговорить с детьми «волшебные слова».
Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на прилавках наших магазинов.
6. Интерактивная игра: «От зерна до каравая», на экране картинки о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, педагоги распределяют картинки в правильной последовательности.
7. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам превратиться в маленьких пекарей и изготовить хлебобулочные изделия из соленого теста, но в нашем случае это будут музейные экспонаты и предметы коллекций в мини – музее. Прежде чем начать работу, давайте вспомним, какие бывают х\булочные изделия. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий, экспонатов.
Предлагаю вам разделиться на три микро группы, с помощью игры «Ниточка, иголочка узелок», и составить информационно-познавательный проект создания мини-музея «От зерна до каравая».
Задание для первой подгруппы: обоснование проекта, написать цели и задачи к проекту «От зерна до каравая» совместная деятельность подготовительного этапа.
Задание для второй подгруппы: 2 этап проекта (основной) : расписать совместную деятельность с детьми и семьями воспитанников….
Задание для третьей подгруппы: презентация мини – музея «От зерна до каравая».
Представление подгруппами каждой части проекта.
К сожалению наша встреча подошла к концу и я предлагаю вам оставить отзывы о сегодняшнем мероприятии и отразить их в своих рефлексивных дневниках.
Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников Мастер-класса.