Получи документы

Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

инна шишелова
Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

Мастер-класс

«Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»

Цель мастер-класса : создать условия для формирования профессиональной компетентности педагогов в вопросах создания мини-музеев в рамках проектной деятельности.

1. Презентация педагогического опыта

Ведущий м-к: Добрый день уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в нашем детском саду. И я предлагаю начать нашу встречу с игры «Ассоциации».

Коммуникативная игра: «Ассоциации».

Цель: снять напряжение, настроить на деятельность.

Публикация «Мастер-класс „Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности“» размещена в разделах

Участники мастер - класса образуют круг и передавая из рук в руки музейный экспонат называют свою ассоциацию к слову «музей».

Ведущий м-к: Нашу встречу начну с цитаты «Даём детям не итоги чужих исканий, а ведём их тропой исканий…»

В рамках модернизации образования становится актуальным поиск новых моделей и форм организаций деятельности детей в условиях ДОУ.

Перед педагогами стоит задача создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой. И, как раз, музейная педагогика, создаёт условия для развития личности ребёнка, путём включения её в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы. Термин «музейная педагогика» пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться, как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная. Важно отметить, что центральное место в музейно-образовательной деятельности отводилось учителю, педагогу как участнику и организатору музейно-педагогического процесса. Эта тенденция, успешно развиваемая и в России в 20-30-х годах 20 столетия, к сожалению, на сегодняшний день практически утрачена.

Ведущий м-к: коллеги как вы думаете, что включает в себя понятие музейная педагогика, (работа с рефлексивным дневником). (Ответы участников мастер классов)

Педагогический словарь даё т следующее определение музейной педагогике:

«Музейная педагогика – область науки, изучающая историю, особенности культурной образовательной деятельности музеев, методы воздействия музеев на различные категории посетителей, взаимодействие музеев с образовательными учреждениями».

Е. Б. Медведева, М. Ю. Юхневич дают следующее определение:

«Музейная педагогика – есть область научного знания, возникающая на стыке педагогики, психологии, музееведения, искусства (как части общей культуры) и краеведения. Она исследует музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики

Ведущий м-к: В условиях нашего города не так много музеев и ориентированы они, в основном, на школьников и взрослых. У нас существует проблема с организацией посещения музея. Проведя опрос в группе, среди детей и их родителей, мы пришли к выводу о том, что многие дети никогда не посещали музеи, многие не знают, что это такое, но даже те дети, которые неоднократно бывали в музеях, рассказывают о них поверхностно, без особого интереса, а родители в свою очередь, не считают нужным водить детей в этом возрасте в музеи. Здесь на помощь приходит музейная педагогика, именно создание мини – музеев в ДОУ и группе, являются наиболее оптимальным средством передачи информации, средств музееведения.

Использование музейной педагогики в ДОУ позволяет достичь определенной цели: создание условий для всестороннего развития личности ребенка дошкольника, приобщение к музейному искусству. Для достижения цели определены задачи:

•формировать познавательную активность у дошкольников;

•развивать творческую личность через вовлечение детей в активный исследовательский поиск;

•развивать проектно – исследовательские умения и навыки;

•совершенствовать умение самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания;

•обогащать развивающую предметно – пространственную среду группы;

•обогащать воспитательно – образовательное пространство новыми формами

•воспитывать, устойчивый интерес к музейному искусству;

Интерактивная игра: «Соотнеси задачи»

Ведущий м-к: коллеги приглашаю вас снова в круг. Мы с вами проговорили о задачах музейной педагогики, а какие же задачи решаются в процессе создания мини-музеев? Предлагаю вам, определить задачи в соответствии с предложенной нами темой мини – музеев.

Ведущий м-к: Что такое музей, это понятно для всех, но что такое мини – музей? Уважаемые коллеги, предлагаю вам выделить в своих дневниках, те критерии, которые по вашему мнению отвечают требованиям создания мини – музеев в ДОУ (работа с дневником, ответы участников м. к).

Мини-музей – это особое, специальное организованное пространство группы, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого в соответствии с определенной тематикой. Мини – музей в группе занимает небольшое пространство, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно, мини – музей отражает и возраст детей, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность мини – музеев состоит в том, что в создании экспонатов и коллекций принимают активное участие не только дети, но их папы, мамы, бабушки и дедушки. Ведь именно они приносят экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, изготавливают с детьми разные поделки, собирают коллекции.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. И эта особенность, безусловно, привлекает детей, у них появляется интерес, именно поэтому обучение становится более эффективным. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции.

Тематика мини – музеев может быть различной, но наши мини – музеи создаются в основном в рамках одной тематической недели в соответствии с циклограммой образовательной деятельности ДОУ.

2. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ С ДЕТЬМИ

В своей практике, музейную педагогику я реализую, посредством проектной деятельности, поскольку именно проект дает возможность формировать, углублять и систематизировать знания детей в специально организованной, планомерной работе.

Как я создаю проекты? Виды проектов зависят от предложенной темы и познавательных интересов детей. Во время бесед, рассматривания фотоальбомов, просмотров презентаций, поиска решений проблемных ситуаций, использование метода трех вопросов: что мы знаем, что хотим узнать и как мы это можем узнать. С детьми определяем цель и способы достижения результата.

Проект состоит из трех этапов.

Реализация проекта на всех этапах предусматривает проведение мероприятий в трех направлениях: совместная деятельность с детьми, взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей.

I этап - подготовительный: составление плана совместных мероприятий, разных видов детской деятельности. Для создания мини – музея, необходимо собрать полезную информацию из разных источников, подобрать необходимый наглядный материал, детскую познавательную, художественную и методическую литературу, составление схем, моделей, мнемотаблиц.

II этап - основной, предусматривает включение всех видов детской деятельности.

Поскольку наши проекты краткосрочные, очень удобно каждый день недели обозначать конкретной темой, это позволяет лучше усвоить полученную информацию. Формы работы с детьми : наблюдения, словесные, сюжетно-ролевые, творческие, развивающие, интерактивные игры, викторины, развлечения, праздники, беседы, рассказы, просмотр видеофильмов, слайдов, изготовление макетов, фотоальбомов, книжек – малышек, музейных экспонатов и коллекций, создание мини-музея, составление коллажей, фотоальбомов, подбор иллюстраций, экскурсии, посещение музеев (если это доступно, фотовыставки, участие в НОД, просмотр презентаций, составление кроссвордов, творческие задания, составление творческих, описательных рассказов, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, составление и отгадывание загадок, рассматривание картин, фотографий, книг, журналов, буклетов, альбомов.

Формы работы с семьями воспитанников: конкурсы, выставки, творческие задания, буклеты, индивидуальные консультации, устный журнал, страничка на сайте ДОУ, родительская конференция (с использование ИКТ технологий, творческий клуб «Умелые руки» - (создание домашних мини-музеев, изготовление совместно с детьми коллекций и музейных экспонатов, мастер-класс (обмен опытом, портфолио семейного успеха, «День открытых дверей», фоторепортажи, создание плакатов, комплектование библиотечек родителями.

III этап – Итоговый. Оформление детских продуктов деятельности (экспозиции, экспонатов в мини – музее.

Презентация мини – музея проходит в форме экскурсий для воспитанников других групп, где экскурсоводами выступают сами дети, они с удовольствием проводят экскурсии, выступая в роли экскурсоводов. Воспитанники охотно рассказывают о музейных экспонатах и коллекциях, делятся своим опытом и демонстрируют изготовленные собственными руками «музейные экспонаты», предметы коллекций.

Показ занятия Экскурсия «Мой любимый город Братск»

Практическая часть:

Ведущий м-к: Уважаемые коллеги предлагаю вам погрузиться в детство. И принять участие в создании мини-музея «От зерна до каравая». Это те виды детской деятельности, которые я использую с детьми в процессе реализации проекта.

1. Интерактивная игра: «Доскажи пословицу» : я начинаю пословицу, педагоги (дети) договаривают, в конце каждой пословицы на экране появляется картинка (ответ).

Хочешь есть калачи, не сиди на …. печи картинка печь

Хлеб – всему …. голова

Худ обед, когда ….хлеба нет

А будет хлеб – будет и …. песня

Хлеб - наше …. богатство

Кто не работает - тот не …ест

Хлеб да вода – богатырская …еда

Пот на спине – так и хлеб на …столе

Хлеб на столе так и стол престол, а как хлеба ни куска, так и стол… доска

Сытый считает звезды на небе, а голодный думает о …хлебе

Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в …закромах.

Если хлеба каравай, так и под елью …рай

Лучше хлеб с водой, чем пирог с …бедой

Ржаной хлебушко — калачу …. дедушка

Будет хлеб, будет и …обед

2. Разучивание стихотворения по мнемотаблице (на экране появляется мнемотаблица)

Вот он, хлебушко душистый,

Вот он, теплый, золотистый,

В каждый дом на каждый стол

Он пожаловал, пришел.

В нем — здоровье наше, сила,

В нем — чудесное тепло:

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!

Для развития речи, умения последовательно и лаконично излагать свои мысли, активизации словарного запаса новыми понятиями и терминами, я использую словесные дидактические игры, поскольку дети самостоятельно проводят экскурсии для сверстников.

3. Дидактическая игра «Новые слова», педагоги (дети) образовывают новые слова.

Крошки хлеба (какие) - хлебные.

Человек, который выращивает хлеб - хлебороб

Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод

Посуда для хлеба – хлебница.

Квас из хлеба - хлебный.

Человек, который печет хлеб – хлебопек.

Прибор для резки хлеба – хлеборезка.

4. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру, «Каким бывает хлеб?», игра будет проходить в соревновательной форме и поэтому нам необходимо разделиться на две команды, вы будите чередовать слова: музей и музейный экспонат и запомните, кто есть кто; таким образом у нас получилось две команды. Правила игры: кто больше назовет определений к слову хлеб, озвучив его характеристики (вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный, пористый, душистый, пышный, твердый, полезный, витаминный, румяный т. д.)

Уважаемые коллеги, мы связываем слово хлеб с чем - то важным для людей, он всегда и везде пользуется почетом и уважением. Ведь хлеб спасал людей от голода, было время, когда кусочек ржаного хлеба был дороже золота. Люди всегда понимали, что хлеб - это их жизнь, а что для вас значит слово хлеб? Предлагаю каждой команде, выразить свое отношение к хлебу, т. е. хлеб это.

5. Игра «Угадай на вкус».

На прилавках наших магазинов огромный ассортимент хлебобулочных изделий и в каждой доме на столе они присутствуют каждый день. Предлагаю вам дегустацию хлебобулочных изделий, вы должны на вкус определить и назвать то, что вы попробовали.

Не для кого, не секрет, что дети очень любят экспериментировать, проводить опыты, поэтому я предлагаю вам превратиться в маленьких исследователей и немного поэкспериментировать.

6. Опытно – экспериментальная деятельность «Живые дрожжи» Перед вами сухие дрожжи, на что они похожи? (похожи на маленькие безжизненные шарики).

Чем пахнут дрожжи? (рассматривают через лупы, нюхают, трогают).

А сейчас мы с вами оживим сухие дрожжи: добавьте немного теплой воды и сахара, перемешайте и пока наши дрожжи оживают, вы можете поиграть с детьми в пальчиковые игры, использовать разные виды гимнастики: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, либо проговорить с детьми «волшебные слова».

Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Люди понимали, что хлеб - это их жизнь. Ведь он прошел долгий путь, прежде чем появиться на прилавках наших магазинов.

6. Интерактивная игра: «От зерна до каравая», на экране картинки о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, педагоги распределяют картинки в правильной последовательности.

7. Уважаемые коллеги, я предлагаю Вам превратиться в маленьких пекарей и изготовить хлебобулочные изделия из соленого теста, но в нашем случае это будут музейные экспонаты и предметы коллекций в мини – музее. Прежде чем начать работу, давайте вспомним, какие бывают х\булочные изделия. Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий, экспонатов.

Предлагаю вам разделиться на три микро группы, с помощью игры «Ниточка, иголочка узелок», и составить информационно-познавательный проект создания мини-музея «От зерна до каравая».

Задание для первой подгруппы: обоснование проекта, написать цели и задачи к проекту «От зерна до каравая» совместная деятельность подготовительного этапа.

Задание для второй подгруппы: 2 этап проекта (основной) : расписать совместную деятельность с детьми и семьями воспитанников….

Задание для третьей подгруппы: презентация мини – музея «От зерна до каравая».

Представление подгруппами каждой части проекта.

К сожалению наша встреча подошла к концу и я предлагаю вам оставить отзывы о сегодняшнем мероприятии и отразить их в своих рефлексивных дневниках.

Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и участников Мастер-класса.

Публикации по теме:

«Проектная деятельность в ДОУ — шаг в большой мир». Организация проектной деятельности в рамках реализации ФГОС Слайд 2 «…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком.

Мастер-класс для педагогов «Лэпбук-как форма совместной деятельности взрослого и детей» Мастер-класс для педагогов: «Лепбук — как форма совместной деятельности взрослого и детей» Цель: Познакомить с лепбуком, как одной из форм.

Мастер-класс из опыта работы «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Слайд 1 «Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности» Патриотизм во все времена занимал.

Конспект совместной деятельности с использованием развивающих игр «Праздник Лунтика» Мастер-класс «Математические игры» (конспект совместной деятельности)Конспект совместной деятельности с использованием развивающих игр (цветные.

Мастер-класс на тему «Использование метода интеллект-карт в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста» Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Мастер-класс по изготовлению совместной работы «Символ нового, 2017 года!»Мастер-класс по изготовлению совместной работы «Символ нового, 2017 года!» Наступает 2017 год- это год петуха. Мы с детьми начали готовить подарки родителям. Всегда хочется придумать что-то новенькое и оригинальное,.

Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс: «Бусы для мамы»Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс: «Бусы для мамы» Мастер-класс: «Бусы для мамы». Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой Продолжительность: краткосрочный Возраст детей: ранний Участники:.

Проект совместной деятельности с родителями. Мастер-класс по изготовлению «Солнышка» на ниточке к празднику «Масленица» Мастер-класс по изготовлению «Солнышка» на ниточке, приуроченный к празднику «Масленица» Тип проекта: творческий Вид проекта: групповой.

Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет)Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет) Результат проектной работы «Зимующие птицы» (Фотоотчет) Автор: Гулиева Арзу Нариман кызы, воспитатель МБДОУ дс№14 «Ручеёк» г. о. Балашиха,.

Закрепление материала в рамках проектной деятельности Закрепление материала по теме: «Вот уж снег, кругом бело!» (начало зимы) В рамках проекта: «Развитие связной речи у детей с ТНР, через.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Мастер-класс «Мини-музей как результат совместной работы в рамках проектной деятельности»
Опубликовано: 26 февраля 2017 в 11:23
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД