Ирина Кулик
«Мир звуков». Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: ознакомление с принципами образования звуков.
Задачи:
- воспитание интереса к звучащему миру;
- развитие внимания, а так же эмоциональной отзывчивости на музыку.
Оборудование:
1. Ширма, стеклянный стакан, лист бумаги, емкость с водой.
2. Музыкальные инструменты (ложки, треугольник, бубен, маракас).
3. Иллюстрационный показ.
Фонограммы:
1. И. С. Бах "Шутка"
2. Дж. Верди из оперы "Риголетто" - песенка Герцога.
Нотный материал:
1. З. Роот "Праздники в детском саду" песенка "Зимушка зима"
Публикация «„Мир звуков“, Конспект занятия» размещена в разделах
Ход мастер - класса
Музыкальный руководитель:
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизньбыла беззвучной.
Как прекрасно слышать звук :
Шум дождя и сердца стук.
Мы кричим, смеемся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше,
Как шуршат за стенкой мыши,
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и "невкусный"!
А. Усачев "Звуки"
Звук живет в любом предмете,
Сколько их - посмотри!
Звук - шутник, играя с нами,
Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему то прислушивается, говорят, что у него "ушки на макушке". Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. У меня есть волшебный сундучок. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит:
1. Стеклянный стакан.
2. Погремушка.
3. Шуршание бумагой.
Музыкальный руководитель:
Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются. Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду. Отгадайте где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
1. Дождь, ветер, метель, гроза (в природе).
2. Часы, телефон, пылесос, чайник, стол (в доме).
3. Самолет, салют, карусель, церковь (на улице).
Музыкальный руководитель:
Замечательно! Теперь другое задание. Продолжите ряд звукоподражаний :
1. ку - ка - ре - ку - у (мяу, ква - ква, гав - гав).
2. Тук, щелк (хлоп, топ).
Музыкальный руководитель:
Подберите звукоподражание применительно к
1. Часа (тик - так).
2. Собаке (гав - гав).
3. Кукушке (ку - ку).
Музыкальный руководитель:
Раз, два, три, четыре, пять приглашаю поиграть!
Листочки на ветках шуршали (ш - ш тихим голосом)
Капельки в гости звали
Капельки к ним прилетали (кап - кап - кап)
И звонкую песню запели
От звонка проснулся ветер (у - у - у)
И разбудим всех на свете.
Кошку и с нею котенка (мур - мур, мяу - мяу в разных ритмах)
Спящего в люльке ребенка (у - а - у - а)
Злую собаку (гав - гав)
Назойливых мух (з - з)
И заблестела роса на лугу (о - о - о отрывисто на любых звуках в выс. регистре)
Солнышко тоже проснулось,
И ласково всем улыбнулось (все запели "А" каждый на своей высоте)
Музыкальный руководитель:
Жилья в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, звуки открывают свои тайны. Но это еще не муз. звуки. Настоящие муз. звуки живут в муз. инструменте. Муз. звуками можно выразить и какой - либо характер и даже чей - то образ. Назовите инструменты, которые могут передать голос птички, медведя, кошки.
атйелф
сабартнок
акпиркс
Ответы и фонограммы
Му. руководитель:
Звук может спрятаться в образе, но и в нашем настроении. Когда оно хорошее, мы представляем веселую, радостную мелодию, а если плохое настроение - слышим грустную, печальную музыку.
Великий немецкий композитор написал пьесу "Шутка". Послушаем.
Слушание пьесы.
Муз. руководитель:
Даже цветы распустились от такой замечательной музыки. Вот кому я подам цветок, тот и скажет какая эта музыка по характеру (передаем цветок).
Муз. руководитель:
И от грусти, и от скуки,
Могут вылечить нас всех,
Озорных мелодий звуки,
Песни, шутки, пляски, смех.
В зале находятся муз. инструменты, но вы их слышите? (Нет).
Что нужно сделать, чтобы появился звук? (играть на них).
Выбирайте муз. инструменты.
Звучит народный оркестр
Муз. руководитель:
Каждый человек при рождении получает уникальный дар - голос и при благоприятных условиях развития он становится муз. инструментом, единственным и неповторимым. А чтобы этот муз. инструмент звучал надо начать говорить, а еще лучше петь.
Сейчас предлагаю творческое задание. Определите образ человека по поющему голосу (песня Герцога)
Определение:
- пол поющего;
- характер;
- внешние данные;
- на каком языке поет;
- действия.
Муз. руководитель:
Ну а теперь и нам запеть пора.
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Дыхательная гимнастика.
Исполняем песню "Зимушка зима" муз. З. Роот (сборник З. Роот "Праздник в детском саду")
Муз. руководитель говорит о том, что эту песенку мы с вами уже разучивали. Давайте вспомним.
Муз. руководитель исполняет песню, а второй раз песню исполняем вместе. Инсценировка песни.
Муз. руководитель:
Дарите музыку друг другу,
Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! слова В. Степанова
Всем спасибо за внимание,
Я пою вам: "До свидания!"
Литература:
1. Абелян Л. М., Забавное сольфеджио. - М., Советский композитор, 1985 г.
2. Девятова Т. Н., Звук - волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М. : Линка - пресс, 2006 г.
3. Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., Откуда берется звук? // журнал "Музыкальная палитра", №5, 2006 г.
4. З. Роот "Праздники в детском саду".