любовь Журавлева
Мастер-класс на конкурс «воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, я рада встречи с вами. Тема мастер- класса
«Проектная деятельность в детском саду с использованием технологии Савенкова А. И.»
Исследовательская, поисковая активность- естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения исследователь. По словам А. И. Савенкова: "Исследовательское обучение-путь воспитания истинных творцов".
Важный источник познавательной активности дошкольника - опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.
Публикация «Мастер-класс на конкурс „воспитатель года“» размещена в разделах
- Воспитатель года
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее тех, что получены репродуктивным путем. Развитие исследовательских способностей ребенка- одна из важнейших задач современного образования.
Еще в 70-х годах ХХ века известные ученые М. Н. Скаткин и И. Я. Лернер предложили классификацию, предполагающую деление методов обучения на две группы: репродуктивные и продуктивные. Всего они выделяли пять основных методов обучения:
• Объяснительно-иллюстративный
• Репродуктивный
• Проблемное изложение
• Частично- поисковый
• Исследовательский
Соответственно первые два метода авторы отнесли к числу репродуктивных, а два последних- к числу продуктивных. Проблемное изложение, как считали они, - промежуточная группа.
К первой группе относятся методы, посредством которых ребенок усваивает готовые знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности.
Вторая группа методов характеризуется тем, что посредством ух ребенок самостоятельно открывает новые знания в результате собственной исследовательской деятельности.
В более полном объеме элементы исследовательского поиска представлены в исследовательском методе.
Учебное исследование дошкольника так, же как и исследования, проводимые совместно со взрослым, неизбежно включает в себя следующие основные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
• Выработка гипотез, предположений
• Поиск и предположение возможных вариантов решения
• Сбор материала
• Обобщение полученных данных
• Подготовка материалов исследования к защите (сообщение, макет, доклад и др)
• Защита
Самым первым этапом этой большой работы является определение темы исследования.
Для этого внимательно наблюдаю, провожу опрос детей что бы им самим хотелось узнать? Рассматриваем картинки предложенные Савенковым. (показ) и определяем тему своего исследования. Поэтому темы исследований могут быть разными и как предложенные мной так и детьми.
Объясняю своим исследователям, что существует много способов сбора информации – «методов исследования». И в этом нам помогают карточки- символы
Подумай самостоятельно
Спроси у другого человека
Посмотри в книгах
Посмотри по телевизору
Получи информацию у компьютера
Понаблюдай
Проведи эксперимент
Свяжись со специалистами
Первый знак - символ «Подумай самостоятельно»
«А где мы еще можем узнать что-то новое о?» отвечая вместе с детьми, мы постепенно выстраиваем линию карточек.
Разложенные в ряд карточки есть ни что иное как план исследования. И все это выливается в проект, участие в котором принимают как дети, так и взрослые родители и педагоги. Это еще и один из эффективных нетрадиционных форм работы с родителями. Когда родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Проекты по типам могут быть: (слайд)
Исследовательско-творческие: осуществляется исследовательский поиск, результаты которого оформляются в виде какого-либо творческого продукта (газеты, драматизации, картотеки опытов, детского дизайна, кулинарной книги и пр.)
Ролево-игровые: это проект с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и по своему решают поставленные проблемы
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию о каком-то объекте, явлении из разных источников, а затем реализуют её, ориентируясь на социальные интересы: оформление дизайна группы, квартиры, и т. п.
Творческие: как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Результаты оформляются в виде детского праздника, выставки. Дизайна и рубрик газеты, альбома, альманаха и пр.
Метод проектов дает положительные результаты : повышается познавательный интерес у детей, развивается умение ребенка синтезировать, обобщать полученные знания. (слайд- диаграмма)
И еще хотелось бы отметить, что в декабре 2011г. я приняла участие в областном конкурсе медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь» и заняла 1 место в номинации «Юные исследователи».
Обобщение опыта работы по проекту происходит в форме сообщения- доклада. Вы сейчас увидите, как это происходит (видео)
В этом фрагменте занятия вы увидели результат работы над проектом «Откуда в доме взялась вода?». Работая над этим проектом мы с ребятами ходили на экскурсию к роднику и колодцу, и наблюдали за атмосферными осадками, читали книги, наблюдали, советовались с родителями. И родители помогли подготовить такой доклад.
Работая над проектами невозможно обойтись без учебных исследований, а это наблюдения, опыты, эксперименты, исследования. Вот здесь то как раз и работает методика Савенкова, о которой я вам ранее рассказала.
Конечно была большая подготовительная работа по подборке наблюдений, игр- экспериментов, опытов.
Вы видели, как ребенок проводит опыт по проблеме: «как можно очистить воду», конечно в ходе работы над проектом было проведено ряд подобных опытов. А это, например: имеет ли вода запах, есть ли у воды цвет, имеет ли вода вкус и т. д.
Работая над проектом «Молочные реки», ребята узнали много о пользе этого продукта, провели ряд опытов выявляющих свойство молока. Какие бы вы опыты предложили провести с детьми для определения свойств молока? (стакан +молоко+игрушка)
Мы выращивали с ними молочный грибок, квасили, кипятили этот продукт. И сейчас я вам предлагаю ответить на вопрос: : «может ли молоко быть цветным?». Давайте проведем необычный опыт. А давайте это проверим.
(опыт молоко)
О свойствах воздуха мы начинаем говорить с детьми еще с младшего возраста. А какие опыты вы бы сами могли предложить провести с детьми?
Правильно, можно предложить и подуть, и запустить самолетики, и запускать кораблики в тазу, и наблюдения за ленточками.
А я вам предлагаю выполнить вот такой опыт. (вызываю)
Проведя гипотезу, о том, что воздух есть везде- можно провести такой опыт.
«Лимон надувает шарик».
И над каким бы проектом вы с детьми не работали, везде проводятся исследования и опыты.
Работая над проектом по теме «Электричество», я предлагаю вам сейчас самим придумать опыт, который ответит на детский вопрос : «Где живет электричество?» Как бы вы ответили на этот вопрос с точки зрения детей?
То есть мы выдвигаем гипотезу. Что бы ответили дети. Подумаете, какой опыт или эксперимент можно провести с детьми, чтобы доказать, что электричество живет рядом с нами даже в простых предметах?
Для подтверждения гипотезы мы проведем с вами опыт и докажем, что электричество может жить в воздушном шарике. (показ с вызовом).
Давайте тогда выходите все и мы вместе все проведем с вами опыт.
Если шарики натереть варежкой, что с ним происходит? Попробуйте сами.
А давайте вспомним детство, когда мы натирали волосы о шарик- эффект был такой же.
Давайте подойдем к столу и посмотрим, что лежит на нем. (расческа и бумага). Вы наверное уже догадались, какой опыт можно провести с этими предметами, доказывает, что электричество живет и в расческе.
Вот таким образом используя различные опыты и эксперименты были созданы и реализованы и другие проекты. (слайд с проектами).
А сейчас я вам предлагаю вытянуть лепесточек цветика- семицветика. На обратной стороне лепесточка написана проблема- тема проекта. Подумайте пожалуйста, какие опыты, наблюдения, эксперименты вы могли бы провести с детьми по предложенной вам теме. (Музыка)
Давайте послушаем, что у вас получилось.
Какая проблема у вас была? Как вы ее решили?
Какой бы опыт предложили бы слушатели?
РЕФЛЕКСИЯ.
Сегодня я познакомила вас с новой технологией Савенкова А. И. о проведении учебных исследований в детском саду, постаралась показать как можно ее использовать при разработке и реализации проектов. Мы с вами сами попробовали подобрать экспериментальную основу к предложенным темам и проблемам.
Я благодарю вас за работу и в заключении хотелось бы услышать ответы на следующие вопросы:
Что вы узнали для себя нового?
Было ли вам интересно?
Захотелось ли вам использовать данную технологию в своей работе?
На практике мы убедились, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает возможность ребенку синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, творить и исследовать вместе с родителями и педагогами, что позволяет ему успешно адаптироваться к ситуации школьного обучения и окружающему миру.