Анна Панова
Мастер-класс «Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества»
Мастер-класс на тему :
«Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества»
Добрый день уважаемые коллеги!
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Экономика и дошкольники тесно связаны. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов.
«Что такое финансовая грамотность?»
Публикация «Мастер-класс „Формирование элементарных экономических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества“» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
Финансовая грамотность – это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.
Экономическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальной социальной проблемой современности.
Возникают вопросы: когда следует начать знакомство с экономикой? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Экономика неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни.
Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок - дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует сказка.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности» (Джанни Родари).
Формирование экономических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества формирует интеллект детей, развивает интерес и любознательность дошкольников. Сказка поможет ребенку совместно со взрослым увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины.
Поэтому целью моего мастер класса является знакомство педагогов с эффективными формами работы по формированию элементарных экономических представлений у дошкольников посредством устного народного творчества.
Я предлагаю вам сейчас совершить путешествие по стране «Сказочные финансы».
1. Станция «Экономические понятия».
Давайте с вами поиграем и выясним вашу экономическую подготовленность.
1. На товаре быть должна обязательно… цена
2. Все, что в жизни продается, одинаково зовется:
И крупа и самовар называются … товар
3. Коль трудился круглый год, будет кругленьким… доход
4. Мебель купили, одежду, посуду. Брали для этого в банке мы… ссуду
5. Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой…конкурент
6. Будут целыми, как в танке, сбереженья ваши в…банке
7. Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой… вклад
8. Приносить доходы стал в банке папин … капитал
9. И врачу, и акробату выдают за труд… зарплату
10. В кошелек мы их кладем, с ними в магазин идем… деньги
11. Как ребёнка нет без мамы, сбыта нету без… рекламы
Молодцы, вы справились с этим заданием!
Эта игра направлена на закрепление экономических понятий у детей, а также на развитие внимания и, конечно, немного расслабляет. А мы продолжаем.
2. Станция «Сказочная профессия»
На экране будут появляться герои, а вы будете называть профессию героя.
• Печкин - по профессии (почтальон);
• Айболит (доктор);
• Винтик и Шпунтик – кто у нас были? (механики);
• Старик из сказки «Золотая рыбка» (рыбак);
• Караба-барабас (кукловод);
• Храбрый портняжка был? (портным);
• Дядя Стёпа (милиционер);
• А папа Свин? (кондитер);
• Фрекен Бок (няня);
• Три поросёнка (строители);
• Белка и Стрелка (космонавты).
Эта игра направлена так же на закрепление профессий по средствам сказочных персонажей, а также на развитие внимания.
Молодцы, справились с заданием.
3. Станция «Экономические качества» сказочных героев»
Здесь вы должны назвать какими «экономическими» качествами», обладает тот или иной сказочный герой.
Слайды с картинками
Золушка – хозяйственность
Три поросенка - практичность
Кот в сапогах - предприимчивость
Старушка из сказки «Золотая рыбка» - жадность
Матроскин - бережливость
Лисичка со скалочкой – расчетливость
«Хаврошечка» - трудолюбие
Вы большие молодцы! Справились отлично!
Такое задание знакомит и воспитывает у детей такие «экономические» качества личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность. Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения.
4. Станция «Быль и сказка»
Все мы в детстве очень любили сказки, у каждого есть своя любимая сказка и свой любимый сказочный герой. Но некоторые взрослые так увлеклись ими, что стали использовать в своей взрослой жизни, а именно в рекламе определенной продукции. Давайте отгадаем, какие сказочные герои используются в рекламе.
Реклама 1.
1. Эта сказочная героиня рекламирует конфеты и кондитерские изделия.
2. Это сказочная героиня маленькая девочка.
3. На своем пути она встречает хищного зверя.
4. Её путь лежит через лес.
(Красная шапочка)
Реклама 2.
1. Этот сказочный герой рекламирует ковры.
2. Этот сказочный герой имеет друга-джина.
3. Джин живет в лампе.
4. Герой имеет очень много приключений.
(Алладин)
Реклама 3.
1. Эти герои рекламируют молочные продукты.
2. У них есть свое хозяйство.
3. В деревне живут кот и пёс, а мальчик к ним часто с родителями приезжает в гости.
4. Мальчик иногда им пишет письма, их приносит коту и псу почтальон.
«Простоквашино»
Реклама 4.
1. Эта сказочная героиня рекламирует меховые изделия.
2. Это сказочная героиня очень сурова, строга и холодна.
3. Ее время правления – это зима.
4. Она совершает жестокий поступок по отношению к паре маленьких ребят.
(Снежная королева)
Реклама 5.
1. Эта сказочная героиня рекламирует шампунь.
2. Это сказочная героиня - принцесса.
3. У этой героини длинные красивые волосы, имеющие лечебную силу.
4. С помощью своих волос она выбралась из высокой башни.
«Рапунцель»
С помощью этого задания можно познакомить детей с понятием «реклама», ее значением в мире экономики. Для развития творческих способностей, фантазии, воображения можно предложить детям придумать свою рекламу со сказочным героем.
Ну вот и добрались мы с вами до последней станции, которая называется «Проблемные ситуации».
5. Станция «Проблемные ситуации»
Особый интерес у дошкольников вызывают проблемные ситуации. С помощью героев сказок и мультфильмов их легко разрешить.
Ситуация № 1. Карабас-Барабас решил открыть свой магазин одежды. В первый день пришли покупатели (Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон) и приобрели несколько вещей. На другой день никто ничего не купил. И тут Карабас-Барабас заметил, что одежда имеет непривлекательный внешний вид - где-то оторвана пуговица, где-то есть пятно и пр. И тогда он придумал хитрый ход. Скоро все товары раскупили.
Вопрос: Что придумал Карабас-Барабас?
(зачеркнул цену товара и написал новую — меньшую. На витрине появилось объявление о скидках)
Ситуация № 2. «Богатство Буратино».
Буратино заработал 100 золотых. Получив деньги, он задумался, как лучше ими распорядиться. «Закопай их в землю», - советует кот Базилио. «Лучше купи машину», - перебивает его лиса Алиса. «Не слушай их. Спрячь деньги дома», - говорит пес Артемон.
Вопрос: А чтобы вы посоветовали Буратино? Почему?
(положить деньги в банк. Это надежно и выгодно)
Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.
Уважаемые коллеги, на своем мастер-классе я познакомила вас с некоторыми приемами работы со сказкой как средством формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста.
Таким образом, использование сказок дает нам возможность придать обучению развивающий характер, обеспечить максимальную активность детей в процессе познания, развивать у них интерес к экономическим знаниям, сделав их более доступными и понятными.
Я надеюсь, что предоставленная информация оказалась для Вас интересной, полезной.
Уважаемые педагоги! Читайте детям сказки! Сказка является эффективным средством формирования у дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления, воспитания личностных качеств, эмоционального развития детей.
Спасибо за внимание! Желаю Вам успехов и творчества в вашей работе с детьми!