Рыбина Алёна Викторовна
Мастер-класс «Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель деятельности мини – музея как предметно – развивающей среды :
- способствовать воспитанию любви к русской культуре, интереса к жизни народа в разное историческое время и его культуре, к природе родного края.
Задачи:
- познакомить с культурно – историческими событиями и явлениями с целью воссоздания и укоренения семейных, народных и общечеловеческих традиций;
- прививать дошкольникам нравственные чувства путем приобщения к культуре русского народа;
- воспитывать будущего гражданина России;
Публикация «Мастер-класс „Мини-музей как часть предметно-развивающей среды ДОУ“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- создавать условия, в которых доминируют прочные и внимательное отношение к русской культуре, а также к культуре любого народа.
Воспитание, созданное самим народом
и основанное на народных началах,
имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях
или заимствованных у других народов.
К. Д. Ушинский
Добры день, уважаемые коллеги!
Сегодня, в рамках мастер- класса, я расскажу вам как создавался мини- музей «Русская изба», как он используется в воспитании и развитии детей как развивающая предметно – пространственная среда при реализации регионального компонента.
В мини - музее «Русская изба» собраны предметы обихода русского народа, представлена крестьянская утварь (прялка, кочерга, ухват, лопата, утюг на углях, самовар, люлька, чугунки, старинная вышивка, домотканые половики, расписные полотенца и др., народные игрушки, наряды, предметы народного и декоративно – прикладного творчества.
Все экспонаты собраны и изготовлены с помощью родителей наших воспитанников и сотрудников детского сада.
В основе нашей модели музея «Русская изба» лежит концепция интегрированного музея, где дети осваивают предметную среду через непосредственное взаимодействие с ней. При этом используется идея погружения в исторически культурное пространство путём «одушевления музейного интерьера».
Игровые костюмированные мероприятия включают в себя элементы драматических и театральных форм игры.
Большое внимание уделяется опытно – поисковой деятельности детей. Все темы совместной деятельности воспитателя с детьми строятся в форме вопроса, например: «Как строили дом на Руси?», «В какие игрушки играли наши прабабушки?», «Как гладили бельё?» и др. Задаётся проблема, решение которой детям нужно найти в процессе деятельности.
При этом обязательно осуществляется связь поисковой работы с практической деятельностью детей по лепке, аппликации, рисованию, и моделированию, художественному конструированию, т. е. интегрируются разные виды искусств.
В совместной образовательной деятельности с детьми я рассказываю о быте русского народа, о предназначениях предметов находящихся в «Русской избе», о православных праздниках, обычаях, и народных промыслах.
Дети видят деревянную и берестяную посуду, различные керамические изделия, а также русский самовар.
Особое внимание уделяется русской печи. Наша печь украшена элементами городецкой росписи.
Стол и стулья мы также раскрасили по мотивам народных умельцев: хохломской, городецкой и жостовской росписи.
Также в музее представлены вышитые умелыми руками русских женщин изделия: полотенце, занавески, рушники, накидки и многое другое.
Полы в «Русской избе» устланы домоткаными половиками.
В красном углу «Русской избы» стоит стол и лавки. Здесь в «Русской избе» мы проводим досуги, развлечения, беседы, занятия с детьми. Для наших воспитанников мини-музей как предметно – пространственная среда стала самым лучшим местом для игр, предложенных воспитателем или организованных самостоятельно. Дети, приобщаясь к истокам русского быта, народной культуры, учатся любить свою родину, свой народ, получая при этом массу положительных эмоций и хорошего настроения.
«Мини-музей и образовательный процесс»
Как мини-музей может помочь организовать образовательный процесс в ДОУ? Какие виды деятельности совместно с детьми можно организовать в мини-музее?
- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования в шаговой доступности;
- Мини-музей – часть развивающей предметно-пространственной среды, которая может быть использована для организации сюжетно-ролевых игр («Мы в музее», «Я - экскурсовод» и др.);
-Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.
- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия.
Ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. И организовывая эти виды деятельности с детьми, необходимо учитывать принципы, с учетом которых ведется работа мини-музея :
1. Наглядности. Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
2. Природосообразности - мини-музей должен учитывать особенности детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
3. Интеграции - мини-музей должен учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.
4. Научности - представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.
5. Интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.
6. Мобильности. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно (например, выносится в отдельные группы в «музейном сундучке»)
7. Доступности. Все экспонаты должны быть доступными для посетителей.
8. Гуманизма (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).
9. Регионального компонента - мини-музей должен предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению с культурным наследием их региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
Добро пожаловать в наш музей!