Вера Вивчарь
Мастер-класс: НОД с детьми подготовительной группы. Большая психологическая игра «Путешествие на остров Дружбы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
повышение уровня коммуникативных способностей, сплоченности группы.
Задачи :
создать положительный эмоциональный настрой;актуализировать личностные качества, развивать навыки вербального и невербального общения; формировать умения и навыки работы в сотрудничестве.
Методические приемы:
ритуал встречи; приветствие; музыкальное сопровождение; энергомобилизующее упражнение «Летим на ковре самолете»; сюрпризный момент; проблемные вопросы; беседа; творческое самовыражение; презентация; рефлексия.
Публикация «Мастер-класс: НОД с детьми подготовительной группы, Большая психологическая игра „Путешествие на остров Дружбы“» размещена в разделах
- Дружба. ИЗО, поделки, аппликации
- Дружба. Учимся дружить
- Подготовительная группа
- Психологические игры
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Материал и оборудование:
компьютер, мультимедиа, презентация сказочных героев: Карлсон, курочка ряба, Алладин, корова, золотая рыбка, царевна лягушка, Мальвина, Дюймовочка; фото «Волшебная пиццерия», аудиозапись с релаксационной музыкой из цикла «Планетарий».
4 стола, 8 стульев, 4 обруча, 4 карточки с заданиями, коробочка с заданиями, волшебная палочка, ковер, канат, 8 табуреток, ножницы-4шт., наклейки с овощами, 4 листа бумаги А-4 желтого тона с нанесенным контуром, плоскостные изображения баночек с надписями: улыбка; радость; доброта; вежливость; любовь; забота; счастье; находчивость; злость; страх; печаль; обида; магнитная доска с комплектом магнитов, поднос, колпак для повара, фартук, галстук; овощной пирог «Пицца» для угощения.
Ход
Психолог:Ребята, я рада вас видеть. Давайте сделаем большой круг и поприветствуем друг друга.
1. Приветствие «Передай улыбку»
Цель: установка эмоционального контакта между детьми
Психолог:Ребята, вы любите путешествовать?
Дети: Да, очень.
П. : Я предлагаю вам совершить удивительное путешествие. А путешествовать мы будем на волшебный остров под названием «Дружба». Собираясь в любое путешествие, люди берут с собой все самое необходимое, в том числе и свои знания секретов дружбы. Как вы считаете, какие знания можно взять с собой?
Д. : старательность, наблюдательность и т. д.
П. :Не забудьте и вы все это взять с собой, тогда наше путешествие будет удачным. Но в путешествии нас ожидает много препятствий, которые нужно будет преодолеть. Если мы с ними справимся, сможем помогать друг другу, выручать, значит, волшебный остров ждет нас. А путешествие к острову мы совершим на «ковре-самолете». Итак, в добрый путь!
2. Упражнение «Ковер-самолет»
Цель: способствует развитию чувства сплоченности группы, тренировка уверенного поведения в ситуации вынужденного физического сближения.
П. :Ребята, встаньте на ковер-самолет, возьмитесь крепко за руки или обнимите друг-друга, чтобы не упасть в полете.
(Звучит релаксационная музыка из цикла «Планетарий», имитация детьми полета)
П. :Закройте глаза и представьте, как вы летите высоко в небе над лесами и морями, реками и горами. Мы поднимаемся все выше и выше, мчимся над облаками. Старайтесь поддерживать товарищей. Вот и приземлились на волшебный остров «Дружба». Откройте глаза.
П. :Осторожно сойдите с «ковра-самолета». При выполнении заданий, вы должны оказывать друг другу помощь и поддержку.
А вот и первое испытание. Вам нужно перейти через воображаемое болото по этим четырем островкам (обручам, выполнив определенные задания.
3. Упражнение «Пройди через болото»
Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
(Перед детьми на полу лежат четыре обруча «островки» в ряд, через 20 см друг от друга; в каждом из них карточка с заданием. Выполнив первое задание, дети по одному, помогая друг другу перепрыгивают во 2,3,4 обруч)
Задание № 1: Назовите только слова-приветствия (здравствуйте, добрый день, рады встречи с вами, мы рады вас видеть, привет, и т. д.)
Задание № 2: Назовите только слова благодарности (спасибо, благодарю и т. д.)
Задание № 3: Назовите только слова извинения (извините, простите)
Задание №4: Назовите только слова прощания (до свидания, до скорой встречи)
П. :Вы справились с заданием. Скажите, легкими или трудными были задания?В чем представлялась сложность переправы с островка на островок?
Д. : удержаться вместе на маленьком островке.
П. :Что вы чувствовали, когда вам подавали руку товарищи?
Д. :поддержку друзей, уважение, взаимовыручку.
П. :Что вы можете сказать друг другу в знак благодарности?
Д. :спасибо, благодарю.
П. :Ребята, но наш путь лежит дальше, и перед вами небольшая полянка с пенечками. Я предлагаю вам присесть на пенечки и выполнить следующее задание, которое предлагает вот эта волшебная коробочка.
4. Игра «Сожми кулак, большой палец вверх»
Цель: развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы; развитие произвольности, умения подчиняться правилам.
П. : Ребята, слова бывают разные. С помощью слова можно приласкать и прогнать, огорчить и согреть, обидеть и утешить. Необходимо всегда думать, прежде, чем что-то говорить.
- Какие слова могут огорчить нас?
Д. :плохие слова, не красивые, не культурные.
П. :Какие слова могут утешить?
Д. :добрые, ласковые.
П. :Нередко бывает так, что все одновременно хотят выкрикнуть ответ на вопрос. А на этой коробочке написано: «Прежде чем открыть крышку, проведите игру «Сожми кулак, большой палец вверх».
- Сейчас я задам несколько вопросов. Каждый, кто знает ответ, должен поднять руку, сложить пальцы в кулак, а большой палец поднять вверх. Когда я увижу много поднятых вверх пальцев, я начну считать: «Раз, два, три – говори, вы все вместе должны будете прошептать мне ответ».
П. : Какое время года между осенью и весной? Раз, два, три – говори!
Д. :зима.
П. :Можете ли вы мне назвать второй зимний месяц? Раз, два, три – говори!
Д. :январь.
П. : Как называется замерзшая вода? Раз, два, три – говори!
Д. : лёд.
П: Молодцы ребята, с игрой вы справились, пора открыть волшебную коробочку.
5. Игра «Волшебная палочка»
Цель: развитие коммуникативных навыков, развитие произвольности, умения подчиняться правилам, идти на уступки.
П. : Какая необыкновенно красивая волшебная палочка находится в коробочке. Ребята, а где можно встретить волшебную палочку?
Д. :в сказках, у волшебника.
П. :А вы любите сказки?
Д. :очень, да, конечно.
П. : А как часто вам их читают?
Д. : каждый день.
П. : Волшебная палочка предлагает поиграть в сказочную игротеку.
Слайд 1
П. :Я буду зачитывать строки из сказок, а волшебная палочка будет мне помогать. Право говорить получит тот ребенок, на которого я укажу волшебной палочкой. Если ответ прозвучит правильно - на экране появится герой сказки.
Слайд 2
П. :Назвать имя сказочного героя, который утешает того, кто попал в трудную жизненную ситуацию.
Слайд 3-4
1. Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам другое яичко,
Не золотое – простое. (Курочка ряба)
Слайд 5-6
2. Не тужи, Иван- Царевич,
Ложись лучше спать,
Утро вечера мудренее. (Царевна лягушка)
Слайд 7-8
3. Не печалься, ступай себе с Богом!
Будет твоя старуха царицей. (Золотая рыбка)
Слайд 9-10
4. Это всё пустяки,
Дело то житейское. (Карлсон)
Слайд 11-12
5. Это горе - не беда! Влезь ко мне в правое ушко, а из левого вылезь. А остальное – не твоя печаль. (Коровка из сказки «Крошечка - Хаврошечка»)
Слайд 13-14
6. О, матушка, эту лампу надо беречь и никому не показывать. Она принесет нам счастье и богатство. (Алладин)
Слайд 15-16
7. Не волнуйся, мы тебя снимем с дерева с Артемоном, перенесем в дом и вызовем доктора. (Мальвина)
Слайд 17-18
8. Не я твоих козлят съел, полно горевать, пойдем лучше в лес. (Волк)
Педагог-психолог:Молодцы ребята, и с этими заданиями вы справились. Устали? Я предлагаю вам веселую паузу.
Физминутка «Дружба»
Ты дрозд и я дрозд (показывают в парах)
У тебя нос и у меня нос.
У тебя щёчки красненькие и у меня щёчки красненькие,
У тебя губки аленькие и у меня губки аленькие.
Мы два друга, мы любим, друг друга (обнимаются).
П. :Молодцы, а теперь, ребята, по волшебной дороге переместимся в волшебную пиццерию.
Слайд 19-20
Игра «Волшебная пиццерия»
Цель: развитие коммуникативных навыков, умение согласовывать свои действия с другими, решать поставленные задачи; развитие воображения, творческого мышления.
П. : Ребята, присядьте за столы, закройте глаза, и попробуйте представить место,где вы находитесь. Ощутите хлебный запах свежего, только что испеченного пирога, запах расплавленного сыра, овощей. А теперь откройте глаза – вы, в волшебной пиццерии.
(Психолог перевоплощается в повара- хозяина пиццерии: надевает галстук, колпак и фартук)
Слайд 21
Хозяин пиццерии:Здравствуйте, ребята!Вы решили посетить мою волшебную пиццерию? Но у меня есть свои секреты: в моей маленькой кухне имеется только одна единственная форма для выпечки пиццы, но, не смотря на это здесь всегда много посетителей. Секрет заключается в том, что каждый может своими руками изготовить кусочек волшебного пирога. Его волшебство- это особое приготовлении. Сейчас мы с вами тоже примем участие в этом замечательном процессе. Вы готовы?
Слайд 22
Х. П: Объединитесь в пары. Возьмите друг друга за руку или обнимите за талию. Перед вами лежит лист бумаги «пласт теста» один на двоих с обозначенным контуром. Договоритесь, чья рука будет работать ножницами, а чья помогать держать лист. При этом, нельзя помогать второй рукой. Затем, вы украсите свой кусочек пиццы овощами - наклейками, также работая в паре. В каждой паре согласуйте друг с другом, как вы будете украшать свою часть. Главное старание и умение договариваться. Начинаем работать!
Х. П. : У каждого из вас получился замечательный кусочек волшебного пирога. Давайте его аккуратно уложим на поднос. Готово? Не хватает только чудесной приправы. Я предлагаю вам сдобрить свой кусочек самыми лучшими качествами. У меня на полках есть волшебная приправа душевных качеств с названиями, но все баночки перепутались. Помогите отобрать полезные приправы для вашей пиццы.
Слайд 23
Игра «Душевная приправа»
Цель: умение детей дифференцировать положительные и отрицательные качества личности.
(На магнитной доске прикреплены силуэты плоскостных баночек с надписями душевных качеств. Дети помогают отбирать положительные качества, изменяя слова в творительном падеже).
Х. П. :Ребята, какими качествами вы сдобрили пирог?
Д. : добротой, радостью, улыбкой и т. д.
Х. П. :у вас получился чудесный пирог! И каждый кусочек не похож на другой, хотя тесто было у всех одинаковым, наверное, дело в приправе.
- Пожалуй, теперь, можно отнести его на кухню.
(Хозяин пиццерии ставит составленную детьми пиццу за экран)
- А пока он печется, мы с вами можем обменяться впечатлениями.
Х. П. :Итак, вы побывали на острове "Дружба"в волшебной пиццерии, что понравилось вам больше всего?
Д. :совместное приготовление волшебной пиццы,выполнение заданий)
Х. П. :Легко ли было готовить общее блюдо? Какие трудности и радости вы испытывали в процессе приготовления общего пирога?
Д. :трудно было вырезать без помощи второй руки, распределять обязанности, но вместе работать интересней.
Х. П. :Спасибо, вам ребята, встреча с вами доставила мне много приятных минут общения. Сейчас я передам ваш пирог, кусочки пиццы возьмите с собой в дорогу. В группе вы поделитесь с другими детьми и расскажете о волшебной пиццерии. Закройте глаза и посчитайте до 10.
(Хозяин пиццерии передает детям настоящий пирог-пиццу с овощами, прощается, уходит за экран, снимая галстук, колпак и фартук перевоплощается в психолога)
П. : Дети, поблагодарите гостеприимного хозяина. А нам пора возвращаться в детский сад. Встаньте на «ковер-самолет», возьмитесь крепко за руки или обнимите друг-друга, чтобы не упасть с него в полете.
(Звучит релаксационная музыка из цикла «Планетарий». Имитация детьми полета).
Авторская разработка.