МААМ-картинки

Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников»

Людмила Никитина
Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников»

Еще древний мудрец Аристотель сказал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», а Наполеон Бонапарт «Кто не умеет говорить, тот карьеры не делает»

"Люди теряют уважение к тем, кто не может говорить, как следует, и они проникаются уважением к другим, кто манипулирует словами с необычайной легкостью" Т. Шибутани

Как правило, к этой мудрости мы приходим, когда уже стали взрослыми людьми!

Однако реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные четко и понятно для всех сформулировать мысль. Умение выражать свои мысли и чувства в словесной форме – это большое искусство!

Публикация «Мастер-класс „Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников“» размещена в разделах

Интересным и успешным станет человек, если владеет своей речью. Известно, что не всякая речь хороша, продуктивна и действенна, а только та, в которой пульсирует мысль.

А как научится такой речи?

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Эти вопросы то и дело возникают у молодых родителей. Это и не удивительно, ведь от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. И нам как педагогам нужно помочь родителям научить ребенка умение четко и грамотно излагать свои мысли.

А как известно, коммуникативная компетентность – это умение на котором основывается не только успешное обучение в школе, но и успешная презентация себя в жизни; – это способность средствами изучаемого языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями, задачами, ситуацией общения. В основе коммуникативной компетенции лежит комплекс умений, которые позволяют коммуниканту участвовать в речевом общении.

Поэтому, в курсе «Риторика для дошкоьников», главная цель речевого воспитания состоит в овладение детьми старшего дошкольного возраста основными коммуникативными способностями.

Риторика (от греческого слова «ритор», т. е. оратор) – одна из самых древних наук на земле. (слайд 2)

Еще М. В. Ломоносов писал, что «риторика есть наука о всякой предложенной материи красно говорить и писать». Курс «Риторика для дошкольников», дополняя раздел речи и речевое общение (старший дошкольный возраст) должен вобрать в себя тот «довесок» к разделу, который обозначен как «связная речь». Учитывая то, что в центре современной риторики находится человек, который общается, то основной задачей риторики является обучение умелой, искусной, эффективной речи. «Риторика для дошкольников» интегрирует в себе различные дисциплины:

• лингвистику;

• психологию;

• педагогику;

• философию.

Воспитательная цель риторики в том, что она базируется на трех китах: этос (нравственное начало, логос (мысли и слова, пафос (наши чувства). Актуальность риторики очевидна, ведь дошкольный возраст это активный период развития речи. Таким образом, главной целью «Риторика для дошкольников» является обучение детей общению в речевых ситуациях.

Неотъемлемой частью риторики является этика, без нравственной основы риторика немыслима. Поэтому одной из главных задач риторики является воспитание коммуникативно-нравственной основы культуры личности. Риторика общения, если иметь ввиду её воспитательную роль, направлена на формирование таких качеств, как:

• ответственность за каждое произнесенное слово (ответственность за свой речевой поступок);

• совестливость и искренность;

• доброжелательность и вежливость;

• уважение к собеседнику и другое.

Традиционно важной формой работы по развитию речи является занятие. Обучение детей старшего дошкольного возраста должно смениться параметрами: «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Планируя и организуя занятие по риторике воспитатель, должен стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей, включать ситуацию спора, дискуссии, просить обосновать свое мнение или ответ. Образовательная ситуация на занятии должна конструироваться так, чтобы ребенок был в активной позиции, в деятельности. Он должен быть то слушателем, то наблюдающим, то действующим.

Старший дошкольный возраст является приоритетным для развития культуры общения, так как именно в этот период ребенок задумывается над критериями нравственных ценностей личности, ищет ответы на вопросы: что такое хорошо и что такое плохо, как поступить в той или иной ситуации, что и как нужно сказать или спросить. Дошкольник на шестом- седьмом году жизни стремится освоить нормы поведения, правила общения.

Курс «Риторика» выстроен таким образом, что регулярное проведение упражнений и заданий приводит к тому что: (слайд 3)

• Речь детей становится более четкой и выразительной;

• Улучшается ритмико – интонационная сторона речи;

• Формируется речевое внимание;

• Формируется умение изменять силу и высоту голоса;

• Нормализуется речевое дыхание;

• Формируется умение выстраивания межличностных отношений и согласованности действий;

• Формируется умение видеть конечную цель высказывания;

• Воспитывается культура общения (речевой этикет);

• Повышается речевая активность детей.

Основные направления курса «Риторика» :

1. Речевое (техническое) направление: (слайд 4)

Дикция;

Темп, ритм речи;

Голос;

Выразительность, эмоциональность высказывания;

Речевое внимание.

2. Развитие коммуникативных умений: (слайд 5)

Умение понимать настроение, эмоциональный настрой собеседника;

Умение вызвать интерес, эмоциональный отклик к содержанию высказывания;

Воспитание внимательного и бережного отношения к другому в процессе общения;

Развитие произвольности и саморегуляции;

Воспитание межличностных отношений у дошкольников;

Согласованности действий, взаимопомощи;

3. Культурно – эстетическое направление (культура общения) : (слайд 6)

Умение ждать своей очереди высказывания в диалоге;

Ознакомление с алгоритмами речевого поведения;

Понимание возрастных и социо-культурных отличий речевого поведения.

Курс «Риторика для дошкольника» состоит из четырех смысловых блоков: (слайд 7)

«Азбука общения»;

«Речивой этикет»;

«Техника речи»;

«Рнчевые жанры».

Содержание каждого смыслового блока четко определено в тематическом плане. Курс рассчитан на два года обучения (1 занятие в неделю, всего 64 занятия продолжительностью 25-20 минут).

Вашему вниманию я хочу предложить модель занятия по риторики.

1 компонент. Речевая разминка. Ее цели: (слайд 8)

развитие речевого дыхания;

формирование умения управлять своим голосом, развитие дикции.

В разминку входят: упражнения на развитие фонационного (речевого дыхания); дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т. д.); дидактические игры.

2 компонент. Новая информация. Способы её подачи:

использование театрализованных фрагментов;

беседы – диалоги;

сказочный зачин;

приглашение к путешествию.

3 компонент. Моделирование речевых ситуаций. (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральных игр в соответствии с содержанием разделов «Азбука общения» и «Искусство спора и диалога». Сюда входят: коммуникативно-лингвистические игры, игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры). (слайд 9)

4 компонент. Оценка детьми всего занятия, ответов сверстников. Или подведение итогов и анализ деятельности детей.

Литература (слайд 10)

1. Игра на дыхание «Большое доброе животное»

Я вас прошу всех встать, выйти в круг, взяться за руки. Начинаем имитировать дыхание большого животного: вдох – шаг вперед, выдох – шаг из круга. Затем на один вдох – два шага в круг, на один выдох – два шага из круга.

2. Упражнение «Проколотый мяч». (фонационное дыхание)

3. Дидактическая игра «Только…. Слова» (гимнастику ума). Послушайте задание: назовите длинные слова (дорога, река, лента, волосы и т. д.); теплые слова (руки, варежки, вещи, чай, батареи); короткие слова (рост, юбка, путь, шторы); холодные (снег, лед, мороженое).

4. Этюд на выражение гнева, досады «Король Боровик» (слайд 11)

Педагог должен напомнить детям что гнев у человека выражается сдвинутыми броями, выставленной вперед нижней губой, сжатыми кулаками и активной жестикуляцией. Я буду читать стихотворение, а вы по тексту изображаете Короля Боровика.

Шел король Боровик

Через лес напрямик.

Он грозил кулаком

И стучал кулаком.

Был король Боровик не в духе:

Короля покусали мухи.

В. Приходько

5. Практическое упражнение «Помощники устной речи»

1 задание: Отгадайте настроение нарисованных сказочных героев. Обоснуйте ваш ответ. (слайд 12, 13)

2 задание. А, сейчас, попробуйте самостоятельно с помощью мимики, жестов предать такие сообщения, действия, состояние:

«все отлично!», удивление, запрет,

отказ, угрозу, согласие.

Речевая разминка (слайд 14, 15)

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей (слайд 15, 16)

Прикреплённые файлы:

ritorika-aprel-2017_l2ikp.pptx | 2134,39 Кб
 
Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками»Мастер-класс для педагогов: приложение к лэпбуку по развитию речи младших дошкольников «Сумочка со сказками» Уважаемые коллеги! Изготавливая «ЛЕПБУК» для родителей, по развитию речи детей младшего возраста, как особую форму организации учебного.

Мастер-класс для воспитателей: «Обучение составлению мультимедийных презентаций в программе Power Point» XXI век — век высоких компьютерных технологий. Ещё К. Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Визуальная насыщенность.

Мастер-класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Мастер - класс «Мнемотехника как средство развития речи дошкольников». Воспитатель: Шайдурова Елена Борисовна, МБДОУ детский сад «Звёздочка».

Мастер-класс «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи посредством театральной деятельности» Тема: «Формирование у дошкольников социальных навыков и развитие речи при взаимодействии ДОУ и семьи посредством театральной деятельности».

Мастер-класс «Использование приёмов ИКТ в работе по формированию связной речи детей с тяжёлыми нарушениями речи» Автор: Есаулова Анастасия Анатольевна, Учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №2 «Россияночка» г. Смоленск 16.03.2017г. Использование приёмов.

Мастер-класс по развитию сенсомоторики у младших дошкольников. Обучение технике тестопластики «Ромашки для Ежика» Мастер-класс взаимодействия с педагогами по теме развитие сенсомоторики у младших дошкольников «Ромашки для Ежика» Слайд 2. Цель: Обучение.

Мастер-класс «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по развитию речи дошкольников. Организационный момент: Добрый день, уважаемые.

Мастер-класс «Технология синквейн в развитии речи дошкольников» Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников» Цель: • Научить детей (педагогов) составлению синквейнов.

Мастер класс, Загадка как средство развития речи дошкольников’’ 1 слайд: - Добрый день, уважаемые коллеги! - Я рада вас приветствовать на нашем мастер - классе. - В одной древней китайской пословице.

Опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников Тема моего выступления опыт работы по использованию технологий эффективной социализации старших дошкольников. В своей работе я использую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Обучение умелой, искусной и эффективной речи дошкольников»
Опубликовано: 8 сентября 2017 в 18:25
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД