Лариса Захарова
Мастер-класс «Организация работы по блоку «Познание» с использованием авторской разработки «Календарь «Дьылдьыт»
▼ Скачать + Заказать документы
Сформировать у детей представление о смене времен года, понятия, связанные со временем, задача не из простых. Это сегодня, завтра, день, неделя, месяц или год. Поэтому для облегчения понимания временных терминов я придумала:
1) Учебный календарь для детского сада
2) Рабочий календарь – плакат
Я работаю с этими календарями четырнадцатый год и пришла к выводу, что календарь обязательно нужен для развития ребенка.
Цели и задачи пособия:
1) способствовать активизации познавательного интереса детей
2) планировать предстоящие события
Публикация «Мастер-класс „Организация работы по блоку „Познание“ с использованием авторской разработки „Календарь „Дьылдьыт“» размещена в разделах
3) развивать умение сравнивать, делать выводы
4) развивать наглядно-образное мышление
5) способствовать формированию эмоционально-действенного отношения к окружающему миру
6) прививать нравственно-этические качества
Учебный календарь для детского сада
Придерживаясь якутских традиций и обычаев была создана серия календарей формата А4 по месяцам.
Структура календаря :
• Рисунок, четко показывающий, какие события ожидаются в этом месяце. С помощью рисунка ребенок разбирает цвета природы, ее изменения, развивается умение делать выводы. Например, ребенок, который родился в мае, на всю жизнь запоминает, что в месяц, когда он родился, природа просыпается, подснежники, лиственница распускается, прилетают утки, кукушка начинает петь, а 22 мая официально начинается лето.
• Каждый день недели должен иметь отличительную особенность, которая чаще всего обозначается цветом. Дни недели раскрашены в спектре цветов радуги.
• Алгыс для каждого месяца. В течение месяца каждое утро используем алгыс в форме приветсвия.
Например, алгыс месяца марта:
hэттэн ргр ргйбэтин,
Аллараттан аргыар аргыйбатын
Такие алгысы пробуждают в ребенке доброе начало. Нам лишь нужно поверить в то, что придуманные нашими предками алгысы дают нам большую силу. Алгыс развивает, воспитывает.
• Названия месяцев в якутском, русском, английском языках.
• Месяцы обозначены римскими цифрами.
Рабочий календарь – плакат
Календарь содержит важную информацию: о праздниках, годовщинах, отображает информацию текущего дня, определенную тему дня, информацию о том, кто родился в этот день.
Удобнее пользоваться календарем, в котором весь год расположен на одном листе. Дети смогут увидеть и весь год, и отдельные месяцы, и дни. Увидят соотношение между частями года: что больше – месяц или неделя, месяц или год. Также смогут понять, что дней очень много (365, они объединяются в недели, а неделя в месяцы. Каждое утро называем, какой сегодня день недели, какое число, какой месяц. Можно, какой день недели был позавчера или какой наступит послезавтра. В конце дня зачеркиваем цифру, обозначающую прошедший день.
Основные знаки, использующиеся в календаре :
• При изображении месяцев использованы оттенки цветов, характерные для времени года. Так зимние месяцы изображены - синим, весна - красным, лето - зеленым, осень - оранжевым, чтобы ребенок сразу узнавал время года по цветовой гамме. С помощью календаря ребенок имеет возможность сравнить протяженность календарного года, с какого месяца он начинается, каким заканчивается, распределение месяцев по временам года и иметь в голове четкую схему, чтобы не запутаться и сразу понять, например, по большому количеству синего цвета на календаре, насколько длинная у нас в Якутии зима, а лето короткое.
• Самый короткий день отмечен 22 декабря темным, а самый длинный день 25 июня - светлым. Например, дети с радостью вспоминают, как в самый короткий день все пришли с фонариками и играли.
• Используются простые пиктограммы, символы, иллюстрирующие прошедшие за день события: например, клоуна – после посещения цирка.
• Ребенок пишет рядом с днем рождения на календаре свое имя. Запоминает, в какой день он родился, в каком месяце, в какое время года.
• Можно планировать предстоящие события. Ребенок учиться ждать то или иное событие, готовится к нему. Ребенок может по желанию отметить какой-нибудь знаменательный для него день. Например, дни рождения родителей, какого числа и откуда приезжает чья-нибудь мать, дни рождения родных.
Так как календарь познавательный, здесь вставлены разные примечательные даты, например, такие как: 9 июня - день дружбы, 1 марта - день кошки, 5 мая - день инвалидов, 20 февраля - день яблока, также дни, связанные с историей Якутии: 13 февраля - день рождения И. С. Барахова, 27 сентября - день флага республики Саха (Якутия).
Таким образом, календарь в целом сделан как справочное пособие, которое дает ребенку ежедневную познавательную информацию. Ребенок с нетерпением ждет, а что же интересного будет сегодня.
Дидактические развивающие пособия помогают педагогу сделать обучение эффективным и увлекательным для ребенка. Надеюсь, что мои пособия заинтересуют воспитателей, а творческий подход поможет расширить диапазон их применения.
Использованная литература
1. Справочник старшего воспитателя
2. Дабыл – «Ыйдарынан туомнар»
3. Т. И. Петрова, Д. Г. Ефимова, З. П. Егорова «Тулалыыр эйгэни кытта билиhиннэрии»
4. Дабыл - «Кэрдииhинньик халандаар»
5. М. Н. Саввина – «Тулалыыр эйгэни билиhиннэрии уонна о5о тылын сайыннарыы»
6. А. Д. Слепцова – «О5о иитиитигэр норуот фольклорун туhаныы»
7. В. Н. Винокуров – «Торообут дойдум»
8. «Саха сирэ», «Кэскил» - хаhыаттар
9. Лена Данилова, Михаил Федотов – «Как дать ребенку энциклопедические знания»