Ирина Гаврилова
Мастер-класс «Песочная терапия в работе воспитателя»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер-класс "Песочная терапия в работе воспитателя"
Цель: познакомить педагогов с возможностями песочной терапии в коррекционно-развивающей работе.
Задачи:
- дать определение песочной терапии и рассмотреть ее возможности;
- продемонстрировать виды игр с сухим и мокрым песком;
- привлечь внимание к развивающему направлению для введения ее в практическую деятельность педагога.
Материал:
1. Подносы с песком
2. Вода
Публикация «Мастер-класс „Песочная терапия в работе воспитателя“» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2017
3. Коллекция миниатюрных игрушек
Песок - благотворно влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Застенчивого ребенка песочная терапия способна раскрепостить, гиперактивного ребенка песочная терапия способна успокоить, у агрессивных и тревожных детей песок способен забрать негативную энергию, преобразовать агрессию в положительные заряды.
В настоящее время песочная терапия получила широкую известность и опыт ее использования в работе с детьми показывает положительные результаты.
Есть три вида игр с песком:
1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они облегчают процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте, закрепление знаний о сенсорных эталонах, развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Также можно использовать в своей работе логопеду.
2. Психопрофилактические игры с песком, нацелены на коррекцию тревожности, агрессии, а также профилактику.
3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" бессознательное, когда ребенок играет с песком, строит в песочнице "свой мир". Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты.
Я в своем мастер-классе хочу остановиться на познавательных и психопрофилактических играх.
Ход занятия.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает большой воспитательный и образовательный эффект, потому как:
1. Желание ребенка узнать что-то новое возрастает;
2. В песочнице мощно развивается «тактильная» чувствительность, как основа развития «ручного интеллекта»
3. В песочнице интенсивно развивается все познавательные функции;
4. Песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особо актуально при работе с агрессивными, гиперактивными детьми.
Разминка.
Упражнение «Здравствуй, песочек!»
Цель – настройка на работу с песком, расслабление
Педагог просит «нежно», а потом сильно поздороваться с «песочком», то есть различными способами дотронуться до песка:
• Ребёнок дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно;
• Ребёнок легко /с напряжением сжимает кулачки с песком; затем медленно высыпает его в песочницу;
• Ребёнок дотрагивается до песка всей ладошкой – внутренней, затем тыльной стороной;
• Ребёнок перетирает песок между пальцами, ладонями;
Песочек в ответ тоже хочет поздороваться - посыпать на ваши пальчики «песочный дождь».
Упражнения «Следы»
Цель – развитие воображения, мелком моторики.
1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и всей ладонью надавливает на песок;
2. «Прыгают зайцы» - кончиками двух пальцев ударять с легкостью по поверхности песка;
3. «Ползут змейки» - расслабленными пальцами рисуем волнистые линии на песке.
Обучающие игры.
Упражнение «Синхронное рисование»
Данное упражнение развивает мелкую моторику, работу мозга, раскрывает творческий потенциал. Стоит как можно чаще использовать рисование двумя руками, пусть даже и не с использованием песочницы.
Ребенку предлагается одновременно рисовать сначала несложные, затем постепенно усложняя, узоры двумя руками одновременно.
Например: «Давай нарисуем с замотаем с тобой клубок, а затем размотаем. Нарисую двумя руками квадраты, треугольники, домики и пр.»
Упражнение «Красивая буква» или повтори узор.
Предлагается написать ребенку букву пальцами на песке, затем ее украсить. Ведь известно, что дети лучше запоминают, когда потрогают и ощутят это своими руками.
Упражнение «Зоопарк»
Цель – закрепление знаний о диких и домашних животных, развитие пространственных представлений, развитие воображения.
Предлагается построить зоопарк. В левом верхнем углу живут дикие животные, в левом нижнем углу морские обитатели (для имитации воды можно очистить дно, в правом верхнем углу живут домашние животные, в правом нижнем углу находится террариум, а в центр мы ставим себя (выбираем игрушку мальчика или девочки)
Психопрофилактические игры
Игра-упражнение «Песочный круг»
Ребенок на песке рисует любыми способами круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему «песочному кругу». Рисование круга и его украшение можно сравнить с созданием мандалы, считается, что создавая мандалу человек успокаивается, процесс сравним с медитацией, что будет очень полезно для тревожных, агрессивных, неуверенных в себе и гиперактивных детей. Мандала может создаваться как с сухим песком, так и с мокрым.
Упражнение «Победитель злости»
Каждый человек, в том числе и маленький ребенок имеет право на отрицательные эмоции, такие как злость, обида, страх и прочее. Однако, в обществе принято их сдерживать и не высказывать открыто, чему мы и пытаемся научиться сами и учим других. На сама деле достаточно правильно выплеснуть негативные эмоции и избавиться от них. Данная игра как раз учит детей правильно выплескивать свою злость.
Педагог: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает? Что случается с тобой, когда ты сердишься? Что говорят тебе взрослые, когда ты сердишься?
Твое плохое настроение может заставить говорить и делать тебя то, что может огорчить и расстроить взрослых. Давай поиграем с тобой в игру, которая поможет тебе «сердиться правильно» чтобы не обижать других. Давай с помощью мокрого песка вылепим с тобой злость, а потом ее победим».
Сначала взрослый, а потом и ребенок вылепливают из мокрого песка шар, рисуют глаза, нос, рот: «В этом шаре живет твоя злость».
Потом ребенок разрушает шар, приговаривая: «Побеждаю злость, пусть придет радость и хорошее настроение». Ребенок выплескивает агрессию в данной игре. Также получает специфическое удовольствие от разрушенной постройки.
Затем ребенок выравнивает поверхность песка, оставляет на ней отпечатки своих ладоней, приговаривая: «Я победил свою злость! Я спокоен». Если ребенок желает, он может создать радость на песке (украшая свои отпечатки).
Медитативное упражнение «Рисование на песке», «Мокрые замки».
Работа в данном упражнении сравнимо с медитацией, цель данной игры – релаксация.
Первый вариант предлагает рисовать палочкой, заостренным, острым предметом на очень мокром песке.
Второй вариант предлагает строительство замков из очень мокрого песка (метод натекания). Выполнение данных упражнений лучше выполнять под медитативную музыку или звуки природы.
Заключение
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих способностей ребенка, а так же простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания. Кроме того, сам материал – песок – обладает уникальными свойствами заземлять негативные эмоции, которые, словно «уходя сквозь песок», тем самым гармонизируют состояние человека.
Список использованной литературы :
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. ,«Чудеса на песке», Киев: 2004.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. — СПб. : ООО «Речь», 2000.
3. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб. : Речь, 2006.
4. Сапожникова О. Б. Гарнова Е. В. Песочная терапия в развитии дошкольников