Папки-передвижки

Мастер-класс по интуитивному рисованию

Анна Мальцева
Мастер-класс по интуитивному рисованию

Тема моего мастер-класса «Интуитивное рисование как способ развития правого полушария». Слайд 1

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты картин, а сложная система из простых приемов, способствующая решению огромного количества как явных, так и скрытых проблем, инструмент позволяющий смотреть на проблемы под иным углом, с иной точки. Занятия интуитивным рисованием позволяют раскрыть изобретательный потенциал любого человека. Эта нетрадиционная методика позволяет «переключиться» в режим творческой активности абсолютно всем, при этом не важен возраст, национальность, пол, вероисповедание, индивидуальные особенности личности.

Публикация «Мастер-класс по интуитивному рисованию» размещена в разделах

Вводная часть.

- Посмотрите на слайд. Что вы видите? Вазу или два профиля лица? Как думаете, почему так происходит? (ответы участников)

Слайд2

Как известно, наш мозг состоит из двух полушарий – правого и левого. Когда вы долго смотрите на картину, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.

- Почему же происходит так, что каждое полушарие видит по-своему? Разберемся в этом.

Мозг человека состоит из двух полушарий: левое отвечает за аналитическую часть, то есть позволяет человеку разговаривать, владеть навыками письма, запоминать символы, числа и т. д. Правое полушарие отвечает за образное восприятие реальности, то есть оно обрабатывает информацию целиком, позволяет воображать, мечтать и фантазировать, интуитивно решать поставленные задачи.

Слайд 3

У ребенка, который только что родился, правое полушарие сформировано – у него есть набор чувств для восприятия окружающего мира. Закон развития человеческого мозга предполагает гармонию развития правого и левого полушария. Левое полушарие развивается при условии развития правого – это приоритет развития ребенка дошкольника. В противном случае у ребенка теряется потенциал человека-творца.

Слайд4

Для того чтобы ребенок был успешен в школе, в дошкольном детстве необходимо развивать правое полушарие.

Метод интуитивного рисования заключается в том, чтоб временно отключить работу левого полушария мозга, при этом максимально задействовав рабочие ресурсы правого. Таким образом, юный художник будет рисовать свою картину интуитивно, не опираясь на уже существующие макеты, которые заложены в левой части его головного мозга.

Каковы же этапы развития детского рисунка?

1 год. Начиная, примерно, с года у маленького человечка появляется тяга к прекрасному, к живописи. Малыш может создавать десятки рисунков за считанные минуты. Большое удовольствие доставляет процесс «каляканья-маляканья» карандашом или кистью с краской на листе бумаги — творческий процесс поглощает с головой ребенка. Но родители настойчиво просят рассказать, что изображено. Обычные каракули начинают превращаться в разные объекты, при этом через считанные минуты один и тот же рисунок может обозначать совершенно не имеющие ничего общего между собой вещи.

2-3 года. Достигнув 2-3 лет, ребенок начинает осознавать, что изображение должно что-то обозначать, то есть необходимо найти сходство с объектом в реальном мире. Начинается процесс накопления символов, например, круг превращается в лицо, две точки становятся глазами, небольшая вертикальная черта посередине круга является изображением носа. Такими же символами пользуются и взрослые, когда рисуют свои картинки.

4 года. Примерно в 4 года ребенок начинает рисовать пейзажи, чаще всего это выглядит как полоска коричневой земли, покрытая полоской зеленой травы, прямоугольный дом с треугольной крышей, дерево, круглое солнышко и пятна – тучки.

5-6 лет. Около 6 лет у детей появляются кумиры, чаще всего это мультипликационные герои или персонажи из любимых книг, которым очень хочется подражать. Именно их старается нарисовать ребенок яркими красками, чтоб привлечь всеобщее внимание к своей работе и супергерою, который ему так дорог.

11-12 лет. Достигнув 11-12 лет, ребенок старается максимально реалистично изображать различные предметы и явления природы. Появляется желание рисовать «живые» картины, которые будут иметь максимальное сходство с действительностью. Как правило, если ребенок неудовлетворен результатом своего труда и рисунок не вызывает у него чувство гордости, то интерес к живописи постепенно угасает, пропадает желание рисовать и развивать свои художественные навыки. Те же, кто не теряет энтузиазма и продолжает рисовать и в более взрослом возрасте, чаще всего добивается немалых успехов в области изобразительного искусства. Таким образом, если взрослому человеку предлагают что-либо нарисовать на обычном листе бумаги, то начинает активно работать левое полушарие и именно оно диктует символы, которые хранятся тут еще с детства. Из символов складывается весь рисунок. Набор символов индивидуален у каждого человека, поэтому некоторые работы получаются лучше, некоторые хуже, но они мало чем отличаются от работ этого человека в возрасте 10-13 лет. Это объясняется тем, что до 3 лет у детей ведущую роль занимает правое полушарие, но затем начинает доминировать левое полушарие и все, что делает ребенок, начинает контролировать логика. Именно интуитивная живопись позволяет временно погасить активность левого полушария головного мозга и включить в работу творческие способности, за которые отвечает правое полушарие. Поэтому рекомендуется проводить занятия интуитивным рисованием с детьми старше 3 лет, чтобы максимально развивать творческие задатки, подаренные природой с рождения. Правополушарное рисование позволяет почувствовать себя художником любому человеку.

Вот несколько упражнений, выполнение которых стимулирует работу правого полушария и сейчас мы их выполним:

* Рисование воображаемых предметов. Прежде, чем что-то нарисовать пофантазируйте. После того, как воображение «разыграется», нарисуйте воображаемую вещь.

Слайд 5

* Зеркальное рисование одновременно двумя руками. При выполнении этого упражнения задействованы оба полушария, что улучшает эффективность работы всего мозга.

Слайд6

* Рисование на цветной бумаге (психолог обоснование)

Слайд7

*Правополушарное рисование. Разработано американской преподавательницей рисования Б. Эдвардс и основан на исследовании мозга Нобелевского лауреата Р. Сперри.

Слайд 8

Основная часть.

Остановимся на правополушарном рисовании.

В правополушарном рисовании самое главное – довериться интуиции и рукам, которые сами все сделают. Отключение логики и рациональной оценки является основой такого интуитивного метода творчества.

Что дает правополушарное рисование?

Слайд 9

• Убирают барьеры «я не смогу», «у меня не получиться».

• Полностью раскрывает "спящие" творческие способности.

Дети и правополушарное рисование.

Если ребенок будет учиться рисовать по данному методу, то гарантирована гармонизация работы обоих полушарий.

Еще один замечательный плюс правополушарного рисования в воспитании детей – это отличный способ отвлечения ребенка от телевизора и компьютера.

Практическая часть

1 этап – подготовка

- Уважаемые гости, предлагаю вам занять места за столом, приготовить кисти и открыть гуашь.

- Правила работы на МК:

• рисунки выполняются в быстром ритме;

• во время работы нежелательно разговаривать, так как речь это часть левого полушария, которое нельзя активировать, потому что оно тут же запустит реакцию логического мышления;

• кисточки и руки должны быть сухими, поэтому их вытирают бумагой.

• при создании фона важно не останавливаться на краю и не бояться выходить за рамки листа.

2 этап – создание картины «Букет тюльпанов»

Берем кисточку и набираем белую гуашь. Грунтуем лист бумаги белой гуашью. Не дожидаясь, когда просохнет лист ставим пятна краски на нашем полотне. Пусть ваша рука не замирает над баночками с краской. Три цвета выбирайте не задумываясь, об их взаимной сочетаемости. Это дело вашего настроения! После этого чистой влажной кисточкой быстро закрашиваем все пространство листа, наблюдая как три цвета преображаются в сотни оттенков. Главное делать это быстро и не снижать скорости у края холста.

Если вы уже закончили этап подготовки, и краска подсохла, предлагаю вернуться к тюльпанам. Берем кисточку поменьше той, которой вы нарисовали фон и делаем три подготовительных мазка красной гуашью – три лепестка. Затем делаем три передних лепестка поверх задних лепестков, смешивая красную и белую гуашь. Добавляем еще несколько цветочков, делайте букет побольше, если вам хочется.

Далее рисуем стебельки, смешивая зеленую и желтую гуашь, и листочки.

Осталось ваш шедевр поместить в рамку и все готово!

Заключительная часть

Разработчики ФГОС ДО проанализировали систему образования в Скандинавских странах и Великобритании. Великобритания, так же как и РФ ориентирована на получение знаний в дошкольном возрасте в отличии от Скандинавии, где дошкольник погружен в природосообразные виды деятельности. Наши ученые выяснили, что дети из Скандинавских стран в школе учатся лучше. Тем самым подтверждена необходимость развития правого полушария головного мозга как основы гармоничного развития ребенка.

И важно помнить, что обучение рисованию и детей, и взрослых проводится не для того, чтобы стать выдающимся художником (хотя это тоже не исключается, а для того, чтобы быть гармоничной личностью, чтобы раскрыть весь потенциал, заложенный в человеке природой.

Мой мастер-класс подошел к концу. Спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Мастер-класс по рисованию ладошкой «Морское дно»Мастер-класс по рисованию ладошкой «Морское дно» Мастер - класс по рисованию "Морское дно".Фотоотчёт. В условиях самоизоляции я предложила родителям группы раннего возраста нарисовать со.

Детский мастер-класс по рисованию «Хамелеон»Детский мастер-класс по рисованию «Хамелеон» На этой недели мы с дошкольниками первой подгруппы нарисовали удивительное животное – хамелеон. Африканская ящерица хамелеон может менять.

Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Снегирь»Мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Снегирь» Представляю вашему вниманию мастер-класс по нетрадиционному рисованию «Снегирь». Просмотрела фрагмент вебинара и решила повторить мастер-класс.

Мастер-класс по рисованию букета из ромашекМастер-класс по рисованию букета из ромашек Любой цветок лучше всего смотрится в букете. Предлагаю мастер-класс по рисованию букета из ромашек. Ромашка – очень русский цветок, один.

Мастер-класс по рисованию «Котик с зонтиком!»Мастер-класс по рисованию «Котик с зонтиком!» Для работы нам понадобятся:простой карандаш, ластик, акварельные краски. 1. Изображаем большой овал - тело нашего котика. 2. Добавляем.

Мастер-класс по рисованию «Пасха»Мастер-класс по рисованию «Пасха» Приближается Светлое Христово Воскресение-Пасха. Мы с ребятами готовились к православному празднику: познакомились с художественной литературой,.

Мастер-класс по рисованию «Птицы на кормушке»Мастер-класс по рисованию «Птицы на кормушке» Здравствуйте, дорогие маамовцы! У нас в городе в январе - феврале, традиционно, проходит акция "Кормушка для пичужки". В это время родители.

Мастер-класс по рисованию «Смешные животные»Мастер-класс по рисованию «Смешные животные» Представляю вашему вниманию мастер-класс по рисованию "Смешные животные" в подготовительной группе. На самом деле это очень интересное.

Мастер-класс по рисованию зимнего пейзажаМастер-класс по рисованию зимнего пейзажа Продолжая тему «Зимний пейзаж», провела НОД «Какого цвета снег?» Побеседовали с детьми о видах пейзажа, вспомнили о холодных цветах и тонах,.

Тюльпан (мастер-класс по нетрадиционному рисованию)Тюльпан (мастер-класс по нетрадиционному рисованию) Приближается лето! А на городских клумбах красуются первые цветы тюльпаны. Вот и мы в своем творчестве решили изобразить тюльпан. Идея создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по интуитивному рисованию
Опубликовано: 21 мая 2020 в 17:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД