Елена Давыдова
Мастер-класс по развитию речи с использованием схем «Птицы — наши друзья» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект мастер – класса «Птицы - наши друзья».
Интеграция образовательных областей: «Физическая культура», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»
Цель: активизировать знания детей по данной теме.
Задачи:
• Развивать познавательно-исследовательскую деятельность средствами отгадывания загадок («Познание»);
• Активировать словарный запас детей («Коммуникация»);
• Совершенствовать навыки фонематического и слогового анализа и синтеза («Коммуникация»);
Публикация «Мастер-класс по развитию речи с использованием схем „Птицы — наши друзья“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. ИЗО, поделки, рисование
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
• Упражнять в составлении рассказа по предметно-графическому плану, закреплять правильное звукопроизношение («Коммуникация»);
• Совершенствовать навык употребления предложно-падежных конструкций («Коммуникация»);
• Воспитывать бережное отношение к природе («Коммуникация»);
• Формировать понятие об общепринятых нормах и правилах взаимоотношений со сверстниками и взрослыми («Социализация»);
• Развивать физические качества : координацию речи с движением («Физическая культура»);
• Снимать физическое напряжение детей в процессе деятельности средствами различных видов гимнастики: пальчиковая гимнастика, коммуникативная игра («Здоровье»);
Материалы и оборудование: таблица по теме «Весна»; изображение «птичьих следов»; макет скворечника; предметные картинки с изображением перелетных птиц; разрезные картинки; рисунки для обведения птиц по точкам; предметно-графический план к рассказу «Как дрозд спас своих птенцов».
Методы и приемы:
1) практические: пальчиковая гимнастика, упражнения «слоговички»;
2) наглядные: демонстрация иллюстраций, картинок, таблица по теме «Весна», разгадывание ребуса, рассказ по предметно – графическому плану.
3) словесные: объяснение, беседа, загадки, карточки – символы, игра «Дрозд».
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Пальчиковая гимнастика, коммуникативная игра
Игровая игры
Продуктивная -
Познавательно-исследовательская -
Коммуникативная Беседы, объяснения, вопросы, составление предложений по схемам, работа с карточками – символами, ребус, составление рассказа по картинно-графическому плану, чистоговорки.
Музыкально-художественная -
Чтение художественной литературы (восприятие) -
Трудовая -
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
Организационный момент. приветствует детей.
Дети сидят полукругом на стульчиках, на ковре.
Сформирован интерес к предстоящей деятельности.
Основная часть.
1. Составление предложений по схемам. предлагает поиграть в новые игры и составить рассказы по схемам, обращая внимание детей на таблицу. Предлагает составить предложения «Что бывает весной?» Дети составляют предложения по схемам. Сформировано умение составлять предложения по схемам, зрительное и слуховое внимание, правильное произношение звуков.
2. Беседа о скворцах.
отмечает, что они будут говорить о перелетных птицах. Обращает внимание на следы под ногами (следы приводят к макету скворечника). Беседа по вопросам:
- Что это?
- Кто поселился в скворечнике?
-Почему люди вешают скворечники в садах?
- Зачем птицы нужны саду?
- Как люди должны относиться к птицам?
- Почему люди привлекают в сад именно скворцов? Дети отвечают Сформировано умение четко и полным ответом отвечать на вопросы, правильное произношение звуков, произвольное слуховое внимание, мышление.
3. Работа с карточками- символами.
обращает внимание на карточки - символы для обозначения слов - признаков.
Дети подбирают, придумывают слова - признаки к слову скворец. Сформировано умение подбирать признаки к предмету, согласовывая в числе и роде, произвольное слуховое внимание, мышление.
4. Пальчиковая гимнастика «Скворечник» (по стихотворению Е. Тараховской) предлагает выполнить пальчиковую гимнастику:
Мы построили скворечник –
Дом веселого скворца
Мы повесили скворечник
возле самого крыльца,
Все семейство вчетвером
проживает в доме том:
Мать, отец и скворушки
черненькие перышки.
Кормит матушка скворчат,
целый день птенцы кричат:
«Мы хотим добавку -
муху и козявку!»
Дети стучат кулачками по ладошке, то правой, то левой рукой. Упражнение «домик» соединить подушечки пальцев обеих рук, раздвигая ладони «домиком».
Упражнение «крыльцо» ладонь правой руки положить на кулак левой. Показывают четыре пальца на обеих руках. Загибают поочередно пальцы на обеих руках; упражнение «птички» (сцепить большие пальцы рук ладони раздвинуть в стороны, растопырив пальцы). Левой рукой изображают открытый клюв, правой — закрытый;
имитируют движения – кормит, затем меняют руки. Двумя руками одновременно имитируют движения открывающегося закрывающегося клюва. Активизирована мелкая моторика пальцев рук.
5. Разгадывание ребуса, подбор действий.
указывает, что еще одна птица прилетела в сад. А какая это птица, они узнают, разгадав ребус. Показывает ребус. Дети разгадывают ребус. Сформировано произвольное зрительное внимание, мышление.
6. Игра «Повтори». читает чистоговорку:
Ой, качи, качи!
Мы — грачата, мы — грачи,
Мы — грачата, мы — грачи,
Ой, качи, качи, качи!
контролирует ее произношение (на одном выдохе). Дети повторяют чистоговорку: сначала за логопедом, затем самостоятельно. Сформировано правильное произношение звуков, произвольная кратковременная память, внимание.
7. Игра «Подбери слова – действия». обращает внимание на следующий символ. Дети подбирают к слову грач слова-действия. Сформировано умение подбирать действия к предмету, произвольное слуховое внимание, мышление.
8. Игра «Слоговички», составление слов из слогов просит отгадать загадки и составить слова - отгадки из слогов.
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат
(Цапля)
Хвост у птички так хорош,
Он на вилочку похож.
Целый день забот полна,
Домик строила она.
Клювом глины зачерпнет
И под крышу упорхнет.
(Ласточка)
Кто на елке на суку
Счет ведет: ку-ку-ку?
(Кукушка)
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома,
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками в болото.
(Аист)
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок.
(Жаворонок) Дети отгадывают загадки и на наборном полотне составляют слова из готовых слогов, находя их среди перемешанных слогов на столе. А логопед демонстрирует на фланелеграфе изображения названных птиц. Выбираются слова из двух, трех и четырех слогов.
Сформированы навыки фонематического и слогового анализа и синтеза.
9. Коммуникативная игра «Дрозд». предлагает поиграть в игру «Дрозд».
Я - дрозд, и ты - дрозд.
У меня нос, и у тебя нос.
У меня гладкие,
и у тебя гладкие.
У меня сладкие,
и у тебя сладкие.
Я — друг и ты — друг
Нам хорошо!
Игру проводит ребенок. Под спокойную музыку дети парами идут по кругу, в конце останавливаются, поворачиваются лицом друг к другу. Прикасаются к своему носу, затем к носу товарища. Круговыми движениями гладят сначала сбои щека, затем щеки партнера. Указательными пальцами прикасаются к уголкам своего рта, за тем указывают на рот партнера по паре.
Прикладывают обе руки к своей груди, затем к груди товарища.
Обнимаются. Обеспечена потребность в движении, активизирована общая моторика, четкое и правильное произношение звуков, координация речи с движениями.
10. Составление рассказа по предметно-графическому плану обращает внимание детей на план и предлагает составить рассказ «Как дрозд спас своих птенцов от кота». Дети составляют рассказ. Сформирован навык употребления предложно-падежных конструкций, связная речь, правильное произношение звуков.
Итог. предлагает вспомнить, что делали. Просит детей оценить свою работу, взяться за руки и дружно сказать «Мы все молодцы!». Дети выполняют просьбу Сформирована произвольная кратковременная память.