МААМ-картинки

Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку»

Ерещина Ирина Викторовна
Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы

СКАЗКОТЕРАПИЯ

В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.

(ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ).

Детско-родительские отношения - это отношения в которые непосредственно включён ребёнок, они являются уникальным источником для создания модели поведения ребенка в обществе, играют важную роль в дальнейшем жизненном пути ребенка и не являются равнозначными. На детско-родительских отношениях сказывается тип семьи, позиция, которую занимают взрослые, стили взаимоотношений и та роль, которая отводится ребенку в семье. Под влиянием типа родительских отношений формируется личность ребенка.

Публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для родителей „Путешествие в сказку“» размещена в разделах

Секрета в том, что детско-родительски отношения не всегда складываются гармонично, нет. Родители сетуют на непослушание ребенка, на то, как с ним трудно и какой он несносный. Родителям зачастую трудно признать, что истинной причиной проблемы межличностного общения и эмоционального сближения с ребенком является семейное неблагополучие.

В нашей стране очень остро стоят социальные проблемы семьи: снижение ее материального уровня, ухудшение физического и психического состояния здоровья детей и родителей. На основе этого возникает не понимание между родителями и детьми, что ведет к нарушению детско-родительских отношений. С учётом этих данных мы воспитатели строем свою работу по налаживанию взаимоотношений между родителями и детьми. Для решения этой проблемы я попробовала применить элементы сказкотерапии на родительском собрании – этот метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Сказкотерапия - метод психологического воздействия на человека посредством сказок. С его помощью можно корректировать различные проблемы, избавляться от страхов и комплексов, приобретать новый опыт поведения. (Автор метода Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева.)

Взаимодействие ребёнка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение. В каждом обществе складывается определенная культура взаимоотношений и взаимодействия между родителями и детьми, возникают социальные стереотипы, определенные установки и взгляды на воспитание в семье, и вряд ли будет преувеличением сказать, что цивилизованность общества определяется не только отношением к женщинам, но и отношением к детям.

Ребёнку или взрослому подчас бывает сложно поделиться с другими своими чувствами и переживаниями. В сказке каждый способен легко, непринужденно и естественно прожить весь свой жизненный путь и чувства.

Тексты сказок вызывают интерес, как у детей, так и у взрослых, именно поэтому они очень удобны для работы в семье. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Рассказывание сказок способствует более глубокому пониманию детских отношений, их укреплению, приводит к изменению поведения детей. Вовремя рассказанная, сказка для ребенка значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне.

Когда начинаешь рассматривать сказку с различных точек, на разных уровнях, оказывается, что сказочные истории содержат информацию о динамике жизненных процессов. В сказках можно найти полный перечь человеческих проблем и образные способы их решения.

Почему так?

Во первых содержание сказок вызывает интерес, как у детей, так и у взрослых: в них можно найти полный перечень человеческих проблем и способы их решения. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации. Воздействие с помощью метафоры, в форме которой создана сказка, является глубинным и стойким, поскольку затрагивает не только поведенческие пласты психики, но и ее ценностную структуру.

Во вторых сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев.

Сочинение историй само по себе психотерапевтическое занятие, ведь в свой творческий продукт человек вкладывает частичку внутренней реальности.

Многие родители упрекают детей в склонности к излишнему фантазированию.

Сказки, сочиняемые детьми и взрослыми, не только дают нам необходимую психодиагностическую информацию, но и одновременно являются мощным терапевтическим средством для обеих сторон. Поэтому девиз для детей и родителей прост : “Сочиняйте сказки и дарите их друг другу”. Даже без специальной психологической работы это делает взаимоотношения более добрыми и гармоничными.

Для организации и проведения эффективной работы с родителями и детьми в условиях группы дошкольников мной подобран материал (занятия, консультации, развлечения) построенные на основе содержания современных программ и технологий.

«Замок из песка» - песчаная сказка, в которой Членам семьи (маме, папе, ребенку) предлагается построить на столах с песком мир, отражающий их реальную семейную ситуацию. Затем в течение 5–10 минут “мир оживает”, и членам семьи предлагается (пожить в сказочном мире). После обсуждения семье предлагается построить “идеальную семью”, то есть мир, отражающий их желанную семейную ситуацию. Затем “идеальный мир” также оживает. После игры проводится обсуждение, предлагая выбрать из коллекции миниатюр те фигуры, которые являются символами достижения идеальной семьи, помощниками или ресурсами в этом достижении, необходимыми условиями или действиями. По желанию семья может привнести их в песочный мир и проиграть различные варианты выхода из проблемной ситуации.

Таким образом, сказкотерапия способствует эмоциональному сближению ребенка и родителя, формированию позитивных детско-родительских отношений, раскрытию внутреннего мира каждого участника. –

«Заколдованная пещера» (автор идеи Инна Банушкина)- пригодится для диагностики отношений в детско-родительской паре и терапевтической интервенции, поможет увидеть и выработать новые способы выхода из стрессовых ситуаций, совместно урегулировать конфликты и найти способы социально приемлемого выражения негативных эмоций, сплотить семью и развить креативное мышление, фантазию.

Это упражнение хорошо предлагать детско-родительским парам в качестве диагностического и терапевтического материала, позволяющего увидеть, кто в паре самый активный, как партнеры взаимодействуют и договариваются, умеют ли решать творческие задачи. Его также можно использовать в работе с детскими страхами, вначале сочинив совместную историю или сделав рисунок, а потом разыграв в рамках сюжетно-ролевой игры.

Материалы. Итак, вам понадобятся фломастеры, цветные карандаши или краски, большие листы белой бумаги или рулон обоев, клей, ножницы, фольга и цветная бумага, пластилин.

Инструкция. Психолог или воспитатель просит представить ребёнка и родителя в своём воображении, как они оказались в сонной, неинтересной и сумрачной стране (рисуя соответствующую картинку, после чего говорит о том, что выбраться из нее можно, только если войти в волшебную пещеру и пройти различные испытания.

Важное условие: в пещеру входят двое и выйти из нее после всех испытаний тоже должны оба участника. Никого терять или оставлять по дороге нельзя.

Пара совместно решает, какие волшебные предметы (по числу придуманных психологом или воспитателем) она возьмет с собой в опасное путешествие. Партнеры рисуют их на отдельном листе или перед входом в пещеру. Каждым предметом можно пользоваться только один раз. Когда пара готова, начинаются приключения.

Испытания и творческие задания придумываются психологом с учётом возраста ребенка, трудностей детско-родительской пары и наличия терапевтических гипотез. Это могут быть не только физические преграды (глубокая пропасть, бурная подземная река, кромешная темнота, ледяной холод, обрушение сводов пещеры, закрывающих проход и прочее, но и волшебные задачи (встреча сказочного персонажа, которому нужно чем-то помочь или, наоборот, которого нужно победить; поиск волшебных предметов; проявление хитрости, смекалки и таких важных личностных качеств, как доброта, смелость, любовь, взаимопомощь и др.). Для того чтобы пара проявила себя наиболее творчески и свободно, испытания могут и не иметь какого-то одного правильного решения. Каждый этап путешествия в пещере психолог рисует на бумаге, предлагая семье дополнить его необходимыми деталями и изобразить тот способ, который поможет им пройти испытание. На последнем этапе можно нарисовать Духа пещеры или Горного Тролля, который не захочет отпускать кого-то из путников (этого персонажа озвучивает психолог). Хитрый Дух имеет право говорить о каких-то отрицательных сторонах каждого из участников или предполагать, что этот участник не слишком хорошо умеет с чем-то справляться, объясняя этим, почему именно его он намерен навеки оставить в своем царстве.

Здесь паре необходимо найти внутренние ресурсы, увидеть в партнёре и своём общении положительные стороны, не оставив друга в беде, защитив его.

Испытывая детско-родительскую пару, Дух помогает партнёрам сплотиться. В конце он хвалит обоих участников, поздравляет с успешно пройденными испытаниями и отпуская домой. Дух может также подарить паре на память об их путешествии и победах волшебные амулеты (камешки, стеклышки, ракушки, которые будут им помогать в трудные минуты.

После выполнения упражнения необходимо расспросить партнеров об их чувствах и впечатлениях: о том, в какие моменты им было легко, весело, интересно или, наоборот, - страшно, трудно или скучно; что они чувствуют по отношению друг к другу; как общаются в реальной жизни (договариваются ли, сотрудничают и решают конфликтные ситуации; часто ли проводят время вместе, делая что-то приятное, интересное).

Игра на родительском собрании. «Большая семейная фотография».

Предлагается, чтобы играющие представили, что все они - большая семья и нужно всем вместе сфотографироваться для семейного альбома. Необходимо выбрать «фотографа». Он должен расположить всю семью для фотографирования. Первым из семьи выбирается «дедушка» он тоже может участвовать в расстановки членов «семьи». Более никаких установок не даётся, игроки должны сами решить, кому кем быть и где стоять. А вы постойте и понаблюдайте за этой занимательной картиной. Роль «фотографа» и «дедушек» обычно берутся исполнять стремящиеся к лидерству люди. Но, однако, не исключены элементы руководства и других «членов семьи». Вам будет очень интересно понаблюдать за распределением ролей, активностью-пассивностью в выборе месторасположения. После распределения ролей и расстановки «членов семьи» «фотограф» считает до трёх. На счёт «три!» все дружно и очень громко кричат «сыр» и делают одновременный хлопок в ладоши.

Групповое рассказывание сказок. (Автор Кудзилов Дмитрий, Психолог, Судебный эксперт-психолог)

В этом случае рассказчиком является группа детей (или взрослых).

Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник группы по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу ( например: «В некотором царстве, в некотором государстве…», следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки (может проводиться как в группе, так и индивидуально). Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать, и распределяют персонажи сказки между собой. Причем, персонажи, от имени которых будет рассказываться сказка, могут быть разнообразными.

Как можно начать собрание:

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я хочу представить вашему вниманию Мастер - класс по сказкотерапии Путешествие в сказку!

Что такое сказка? Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся. Мы испытываем чувство грусти, радости. Сказка - это чудо!

Сказка - это волшебный мир, в который автор погружает нас с тем, чтобы показать, что лучше быть добрым, честным. В некоторых сказках авторы осмеивают действительность, одновременно предлагая свой вариант решения проблемы.

Сказка - элемент устного народного творчества.

это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев.

Сказка - это выдуманный сюжет, обязательно со счастливым концом!

Сказка - это мостик в детство для каждого взрослого!

Сказка - это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями. (ответы родителей)

Важны ли сказки для ребенка? (рассуждения родителей)

Общее мнение родителей : сказки взывают к светлым созидательным сторонам души человека.

Уважаемые родители! Сегодня на мастер-классе, мы познакомились с понятием «Сказкотерапия», рассмотрели основные этапы работы со сказкой. Считаете ли вы, проведенный мастер-класс результативным? Какими впечатлениями вы можете поделиться?

«Лесенка добра»

Давайте соединим наши ладошки (рука в кулачке, большой палец выставлен – следующий берет соседа за большой палец и т. д.)

«Что доброго, хорошего можно пожелать друг другу, всем нам?

Я желаю, всем Вам творческих успехов и чтобы у Вас всегда было хорошее настроение, радостные лица.

А теперь тихонько раскачаем нашу лесенку добра и произнесем: «Пусть наши желания услышат все и пусть они сбудутся!» (лесенка распадается).

Спасибо Вам за интересное общение и необычное для Вас перевоплощение!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Путешествие в зимнюю сказку»Фотоотчет «Путешествие в зимнюю сказку» 18 января - День снега! В такой замечательный день хочется прогуляться, подышать лесным, лечебным воздухом и полюбоваться пейзажами, которые.

Интегрированное занятие «Путешествие в сказку» Программное содержание: 1. Систематизировать знания детей о весне, весенних признаках; 2. Закрепить счет в пределах 5, цвет, умение сравнивать.

Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку»Конспект коррекционно-развивающего занятия по сказкотерапии с элементами песочной терапии «Путешествие в сказку» Тип занятия Комплексное Вид занятия - путешествие Цель занятия: • Обогащение опыта социально - нравственного поведения детей в процессе.

Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие»Коррекционно-развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы «Сказочное путешествие» Коррекционно - развивающее занятие с использованием сказкотерапии с детьми старшей группы А "Сказочное путешествие" Цель: - познакомить.

Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом»Мастер-класс по сказкотерапии в нетрадиционной технике «Рисование жидким тестом» Уважаемые коллеги! Давненько не публиковала новые материалы на всеми нами любимом МААМ! Плотно занималась созданием своего персонального.

Мастер-класс «Путешествие в сказку «Теремок» с применением Квадрата ВоскобовичаМастер-класс «Путешествие в сказку «Теремок» с применением Квадрата Воскобовича Мастер - класс:«Путешествие в сказку «Теремок» (С применением Волшебного Квадрата Воскобовича) Цель: повышение компетентности педагогов.

Мастер-класс «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста с использованием сказкотерапии» Форма проведения: мастер - класс Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов по развитию речи детей дошкольного.

Отчёт о проведённом мероприятии «Путешествие в сказку» Отчёт о проведённом мероприятии. Название «Путешествие в сказку». Воспитатель средней группы Нехаева С. И. Цель. Закрепить математические.

Сценарий выпускного утренника «Путешествие в сказку»Сценарий выпускного утренника «Путешествие в сказку» Ведущий: Светло и нарядно сейчас в нашем зале. У всех оживленный, взволнованный взгляд. Сегодня мы праздник большой отмечаем: Мы в школу.

Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие»Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии «Сказочное путешествие» Конспект логопедического занятия с элементами сказкотерапии по теме: «Сказочное путешествие». Цель: проверить прочность усвоения детьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку»
Опубликовано: 21 октября 2021 в 13:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по сказкотерапии для родителей «Путешествие в сказку»» (включая файлы) размещена пользователем Ерещина Ирина Викторовна (УИ 1529905) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД