Лучший педагог года

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность с разнообразными материалами для родителей старшей группы»

Татьяна Полушева
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность с разнообразными материалами для родителей старшей группы»

Цель мастер-класса : показать родителям разнообразные виды экспериментирования с бумагой, картоном, водой, магнитом и т. д.

Задачи:

1. Вовлечь родителей в совместное проведение опытов, знакомящих родителей со свойствами воздуха, воды, бумаги, магнита, с нетрадиционной техникой рисования.

2. Развивать познавательный интерес к окружающему, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми.

Публикация «Мастер-класс „Опытно-экспериментальная деятельность с разнообразными материалами для родителей старшей группы“» размещена в разделах

3. Укреплять сотрудничество между воспитателями, родителями и детьми.

Ход мастер-класса :

Теоретическая часть

Воспитатель: Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте подумаем, что же такое эксперимент.

Эксперимент - это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Ребенок приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности : видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. И сегодня мы вместе с вами проведём некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Эти опыты и эксперименты вы можете провести с ребёнком дома или на детском празднике.

Прежде, чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории:

• Не шуметь – этим мы мешаем другим. Аккуратно обращаться с посудой.

• Помните, что стекло может биться и им легко порезаться.

Внимательно следить за результатом опыта.

• Закончив наблюдение, сделать вывод.

Практическая часть

1. Лавовая лампа

Ингредиенты:

Соль;

вода;

стакан растительного масла;

несколько пищевых красителей;

большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Описание опыта : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Итог и объяснение опыта :

Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Если в банку с водой добавить масло, оно все соберется сверху. Его можно подкрасить пищевым красителем. Но вот, чтобы яркое масло опустилось на дно, нужно поверх его насыпать соль. Тогда масло осядет. Но ненадолго. Соль будет постепенно растворяться и «отпускать» красивые капельки масла. Цветное масло поднимается постепенно, словно внутри банки происходит загадочное бурление вулкана.

2. Извержение вулкана

Материал :

Поднос;

песок;

пластиковая бутылочка;

пищевой краситель;

сода;

уксус.

Описание опыта : Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.

Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.

3. Цветное молоко

Ингредиенты:

Цельное молоко;

пищевые красители;

жидкое моющее средство;

ватные палочки;

тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета — перемешиваться.

Объяснение опыта : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

4. Бумага против воды

Материал :

Лист бумаги;

вода в стакане.

Описание опыта : Накройте стакан. Хорошо бы, если бы его края были немного влажные, тогда бумага прилипнет. Аккуратно переверните стакан… Вода не протекает!

5. Надуем шарики не дыша

Ингредиенты:

Сода;

бутылка пластиковая;

уксус;

шарик.

Описание опыта : В бутылку налить уксус, с помощью воронки засыпать в шарик соду. Аккуратно натянуть шарик на горлышко бутылки и перевернуть так, чтобы сода высыпалась в уксус. Шарик начнёт надуваться

Объяснение опыта : Сода и уксус вступили в химическую реакцию, выделился углекислый газ, создалось давление, и вода вытолкнула газ из бутылки. И наш воздушный шарик надулся!

6. Дождь из тучки

Ингредиенты:

Пена для бритья;

пищевой краситель (любого цвета, можно несколько цветов);

банка с водой.

Описание опыта : В прозрачный сосуд с водой поместить пену для бритья. В небольшом количестве воды развести синий пищевой краситель (примерно на кончике ножа). Капнуть несколько капель разведенного красителя на пену в центр. Краска медленно просочится через пену, и можно будет наблюдать, как из пушистых белых облаков идет цветной дождик.

7. Паста для зубов слона

Ингредиенты:

пластиковый поднос;

пакетик сухих дрожжей;

жидкое мыло (можно заменить бытовым средством, применяемым для мытья посуды);

перекись водорода;

набор ярких пищевых красителей;

емкость с нешироким горлышком (высокая пробирка, бутылка, большая колба).

Описание опыта : Наливают в стакан (можно взять керамическую чашку) теплую воду (2 столовые ложки, всыпают при осторожном перемешивании дрожжи (столовую ложку). Отставляют до начала процесса брожения. В бутылку вливают перекись (половину стакана, добавляют жидкое мыло (примерно 2 столовые ложки). Дрожжевая масса перемешивается с перекисью. Мгновенно из горлышка начнёт выплывать густая пена.

Объяснение опыта : Перекись водорода распадается на воду и кислород, а дрожжи как катализатор ускоряют реакцию. Мыло вносит свой вклад, умножая пузыри. Кстати, бутылка и «зубная паста» нагреются — во время реакции выделяется тепло.

8. Неньютоновская жидкость

Ингредиенты:

1,5 части крахмала и 1 часть воды.

Описание опыта : Крахмал тщательно размешать с водой до однородной массы. Теперь начинается непосредственно изучение свойств данной вязкой массы. Наберите полную руку массы и сделайте из нее шарик, помните, подавите. Масса станет твердой. Если не шевелить руками, то масса станет жидкой и будет просачиваться сквозь пальцы.

Объяснение опыта : Неньютоновская жидкость - это жидкость, которая ведет себя не по правилам! При быстром и резком взаимодействии она становится похожей на твердое тело, а при медленном воздействии становится жидкостью, чем сильнее жмем, давим, бьём, тем тверже становится масса. То есть, при течении её вязкость зависит от градиента скорости.

9. Как достать скрепку из воды не намочив рук

Материал :

Стаканчик с водой;

железные предметы;

магнит.

Описание опыта : наливаем в стакан воду, бросаем в стакан железные предметы (скрепки, шурупы, гайки и т. д.) Пытаемся вытащить предметы из воды с помощью магнита.

Объяснение опыта : Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

10. Цветок, распустившийся на воде

Материал :

Пару листов обычной бумаги;

ножницы;

цветные карандаши;

ёмкость с водой.

Описание опыта :

1. Из бумаги вырезаем небольшие цветы с шестью лепестками.

2. Раскрашиваем лепестки цветными карандашами.

3. Складываем цветы лепестками внутрь.

4. Наполняем емкость водой.

5. Выкладываем цветы на поверхность воды лепестками вверх.

Объяснение опыта :

Цветы постепенно раскрываются. Сгибая бумагу, мы создаем излом и уменьшаем в этом месте ее толщину. Бумага, в отличие от, например, резинового шарика или пластиковой бутылки, не обладает такой упругостью, чтобы вернуть себе изначальное состояние. Поэтому на суше цветы остаются сложенными. А при соприкосновении с водой бутоны начинают раскрываться. Это потому, что вода в силу капиллярности проникает в самые маленькие пустые пространства между волокнами бумаги и заполняет их. Бумага набухает, изломы на ней распрямляются от центра к лепесткам и цветы раскрываются.

11. Поднимающаяся краска

Материал :

3 пустых стакана (в зависимости от того, сколько цветов вы делаете);

вода;

пищевой краситель;

бумажные полотенца.

Описание опыта : Выберите цвета, которые вы хотите смешать.

Предлагаем сделать красный и желтый, синий и желтый, и красный и синий.

Налейте в стаканчики воду и добавьте пищевой краситель. Вам понадобится дополнительный пустой стакан такого же размера для каждой пары цветов.

Разрежьте бумажное полотенце пополам, а затем сложите его в четверть продольно. Придерживайте один конец бумажного полотенца в цветной воде и один конец в пустом стакане.

Объяснение опыта : благодаря действию капиллярных сил вода перемещается или "ходит" вверх по бумажному полотенцу в пустой стакан. Смешиваясь, обе жидкости дают новый цвет. С помощью этого простого опыта можно рассказать ребенку и о сообщающихся сосудах, и о смешении цветов.

Заключение:

Уважаемые, родители, надеюсь, что мастер – класс вам понравился и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же и другие экспериментирования с различными материалами, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Для этого поэкспериментируйте вместе с ребенком дома!

Публикации по теме:

Анкетирование для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду и дома» в подготовительной группе Анкета для родителей «ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В СЕМЬЕ» «Самое лучшее открытие – это то, которое ребёнок делает сам» Ральф У. Эмерсон.

Фотоотчет. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группеФотоотчет. Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Идея возникла по инициативе самих детей группы. Занимаясь весенней посадкой лука на огороде, дети спросили, а где лук растет зимой,.

Консультация для родителей «Что такое опытно-экспериментальная деятельность» В дошкольных образовательных учреждениях экспериментирование может быть организовано в трех основных направлениях: специально организованное.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми первой младшей группы «Капелька в гостях у ребят» Опытно – экспериментальная деятельность с детьми первой младшей группы «Капелька в гостях у ребят»Подготовила: Перелетова И. В., воспитатель.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Магнетизм и не только» Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста (5-6 лет) Образовательные области: познавательное развитие,.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Какие предметы могут плавать?»Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Какие предметы могут плавать?» Цель: Формировать представление детей о плавучести предмета, о том, что плавучесть зависит не от размера, а от его тяжести. Материалы: большой.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Опыты с водой» Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Опыты с водой» Воспитатель: Разуваева Наталья Олеговна Агеева Елена Вячеславовна.

Опытно-экспериментальная деятельность в старшей подготовительной группеОпытно-экспериментальная деятельность в старшей подготовительной группе Старший дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к познанию, исследованию. У детей быстро обогащаются знания,.

«Посадка лука». Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе Цель: Знакомить детей с процессом посадки лука. Учить использовать в речи слова ориентируясь на род слова при определении предмета по его.

Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с природными материалами»Фотоотчет «Экспериментальная деятельность с природными материалами» Экспериментальная деятельность: "Можжевельник и соленая вода". Целью эксперимента являлось показать детям на основе долгосрочных наблюдений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность с разнообразными материалами для родителей старшей группы»
Опубликовано: 14 января 2019 в 18:46
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД