Папки-передвижки

Мастер-класс по теме «Виды логических задач и приемы их решения»

Елена Чернова
Мастер-класс по теме «Виды логических задач и приемы их решения»

Тема: Логические приемы и их решения.

Цель: Познакомить с некоторыми видами логических приемов.

Теоретическая часть

В методике под формированием и развитием логической сферы ребёнка имеется в виду формирование логических приёмов мыслительной деятельности, а так же умение понимать и прослеживать причинно – следственные связи. В дошкольном возрасте с целью развития мышления детей используют различные виды несложных логических задач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел, на поиск недостающей в ряду фигуры.

Публикация «Мастер-класс по теме „Виды логических задач и приемы их решения“» размещена в разделах

Назначение логических приемов состоит в активизации умственной деятельности детей, в оживлении процесса обучения. Применяются они как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значимое повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Методически заниматься формированием и развитием логических приемов мышления можно с детьми любого уровня развития и любого возраста, регулируя соответствующим образом сложность предлагаемых заданий.

Выделяются следующие логические приемы умственных действий : сериация, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия, систематизация, абстрагирование.

Сернация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов. (Матрешки, пирамидки, вкладные кубики и т. д.)

Сернацию можно организовать по длине, ширине, высоте и просто по «величине» (с указанием того, что считать «величиной».

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку (круги Эллера).

Синтез - соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое.

Для развития продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности у ребенка лучше применять задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения. Например: игра «Найди лишнее», игры: «раздели предметы на группы» и т. д. Игра «Найди отличительный предмет» - объяснить, чем отличается от других.

Психологически способность к синтезу формируется у детей раньше, чем способность к анализу. Если ребенок знает, как это было собрано, ему легче анализировать и выделять составные части. Деятельность активно формирующая синтез в дошкольном возрасте – это конструирование. Сначала это деятельность чисто синтетическая с образцом процесса («Делай как я», затем по памяти, на третьем этапе: самостоятельное восстановление способа построения уже готового объекта («Сделай такой же», четвертый этап- творческое задание. Задание без образца, делается по представлению (Сказочный домок-теремок, «Выложи, что умеешь» и т. д.

Используется: любые мозаики, «Тангром», Колумб, Яйцо, Вьетнамская игра, «Сфинск», пазлы и т. д. Цель взрослого - способствовать доведению работы до конца.

Сравнение – логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта. Выполнения сравнения требует умения выделять одни признаки объекта и абстрагироваться от других.

Игра «Найди это» из группы предметов (геометрическая фигура – маленькая, красная, три угла (ответ-треугольник).

Игры «На что это похоже?» (яблоки-0, елка- треугольник, квадрат на домик и т. д.)

Классификация – разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называют основанием классификации. Это чаще всего используют в работе со старшими детьми, т. к. требует определенного уровня сформированности операций анализа, сравнения и обобщения.

Классификацию можно проводить по:

- названию (ручки и карандаши, тетради и книги и т. д.)

- по размеру

- по цвету

- по форме

- съедобное и несъедобное

Летает – не летает

Животные – птицы и т. д.

Игры «Раздели на две группы» (по цвету).

Обобщение – это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Обобщение формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов. Обобщение хорошо понимается ребенком, если является результатом деятельности, произведенной им самостоятельно, например, классификации: эти все большие, эти все красные и т. д.

При формулировке обобщения нужно помочь детям правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты, например, найти лишнюю фигуру в наборе, чем схожи все остальные?

Методически формирование у детей способности самостоятельно делать обобщение является крайне важным с общеразвивающей точки зрения. Значительно изменилась методика начального обучения математике.

Подготовка к школе.

Рассмотрим одну из логических задач, которая относится к приему классификация.

«Выбор девятого недостающего».

Эту задачу можно использовать не только в математике, но и на других предметах, можно использовать в интегрированных занятиях. На которых можно сравнивать, классифицировать, закреплять ранее изученное. Можно использовать: геометрические фигуры, растения, одежду, домашние и дикие животные, птицы, виды транспортов и т. д.

Цель: вызвать у детей интерес к решению задачи. Учить путём зрительного и мыслительного анализа выбирать недостающий элемент. Упражнять детей доказывать свой ответ. Научить самостоятельно, составлять логическую задачу.

Название говорит само за себя. Вы должны найти недостающий элемент. (вы работаете на плакате)

А теперь попробуйте сами составить логическую задачу (составляют самостоятельно)

Опспауза

Мне хотелось показать вам ещё одну логическую задачу – со спичками.

Цель: развивать у детей логика - математическое мышление, упражнять детей в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализировать и обследовать при помощи зрительно-осязательным способом.

Задание это на конфигурацию, как из одной спички сделать треугольник. (показ на плакате и работа со спичками)

Давайте попробуем с вами сделать вывод. Считаете ли вы, что предложенный мною виды логические приемы помогут в нашей работе в детском саду?

В конце нашего занятия мне хочется узнать, понравился ли вам мой мастер – класс, который для меня был впервые. Если вам понравилось, то бросьте шляпы вверх (как это было в старину, а если нет, то пусть шляпы останутся на столе. На этом наше занятие закончилось.

Публикации по теме:

Логические задачи. Презентация Уважаемые воспитатели! Предлагаю вашему вниманию три логических задачи для детей средней и старшей групп детского сада. Логические задачи.

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по теме «Виды логических задач и приемы их решения»
Опубликовано: 1 февраля 2013 в 21:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД