Папки-передвижки

Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности «Как муравьишка домой спешил»

Барцайкина Тамара Даниловна
Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель мастер – класса:

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность. Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

• Поделиться с коллегами опытом по развитию познавательный активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;

• Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;

Публикация «Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах

• Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть использован педагогами в своей деятельности с детьми, показывает пути развития познавательных способностей на интересном для дошкольников материале.

Оборудование:

Мультимедийная презентация, железная пластина, кора дерева, виноград, минеральная вода, стакан с горячей водой, кусок льда, 5 стаканов, сахар, красители (синий, зелёный, жёлтый, красный, песок сухой и мокрый, штампы (следы).

Эксперимент рождается не просто:

Порой – с наивного вопроса.

Порой – со странного ответа.

Он долго зреет в тайне где-то

Когда сомнений нет уж боле –

Он вырывается на волю,

Нам отдаёт себя на милость:

Смотрите! Что-то получилось.

В наши дни всё труднее увлечь ребёнка каким-либо занятием, поэтому воспитателям приходится думать, как вызвать интерес ребёнка к предлагаемой деятельности? А может быть обратиться к уже известной сказке и рассказать её по-своему? Предложить действовать самостоятельно? Ребёнку так нравиться всё делать самому. Ведь в этом и заключается познание мира. Предоставим ему такую возможность.

Нам всем хорошо известна сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». А давайте попробуем её пересказать по-своему.

«Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.

Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».

У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.

Солнце уже к лесу спускалось.

Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».

А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.

Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.

Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил.»

В нашей сказке муравьишка остался цел и невредим и отправился домой сам. Всё было прекрасно, муравьишка приближался всё ближе и ближе к муравейнику, пока на его пути не раскинулось речка. Муравьишка не умел плавать. Что же делать? Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева и металлическую пластину. С трудом столкнув пластину в воду, муравьишка с ужасом увидел, что она утонула. Муравьишке ничего не оставалось делать, как взять кору дерева. И к счастью, она поплыла. Муравьишка вскарабкался на кору и поплыл на другой берег реки.

Опыт 1:

Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.

Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.

Проплывая по водоёму, муравьишка увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Муравьишке не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»

Опыт 2:

Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т. к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.

Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно

Вдруг подул сильный ветер и вода странно закачалась. Муравьишка первый раз в жизни увидел волны, ему было приятно на них покачаться и наблюдать за движением воды.

Опыт 3:

Наливаем в прозрачную пластиковую бутылку подкрашенную синей краской воду, туда же наливаем немного растительного масла. Двигаем бутылку, чтобы появились волны.

Вывод: вода и масло не перемешиваются, масло всегда стремиться к поверхности, потому что оно легче воды.

Хорошо, что ветер быстро закончился и муравьишка без труда добрался до берега. Не успел муравьишка переплыть реку, как на небе появились тучи и пошёл дождь.

Опыт 4:

Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.

Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.

Прошло немного времени, дождь продолжал моросить, но из-за тучки выглянуло солнышко. Муравьишка взглянул на небо и залюбовался красивой разноцветной радугой.

Опыт 5.

1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.

2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.

3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.

4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.

5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.

Объяснение опыта для детей

В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.

Муравьишка пополз по берегу реки и увидел, прыгающего лягушонка. Но что это остаётся на мокром песке? Муравьишка начал рассматривать разные следы на песке и думать, кто же их оставил. Но дождь закончился, ветерок и солнышко быстро высушили песок и следы куда-то исчезли

Опыт 6:

Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева и т. п.). Пробуем оставить следы на сухом песке, они осыпаются, теряя форму.

Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

«И тут муравьишка увидел, что солнце прячется за край земли и со всех ног бросился бежать домой. Ему не терпелось рассказать своим друзьям-муравьишкам про такое чудесное путешествие».

Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Публикации по теме:

Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой»Методическая разработка по конструктивно-модельной деятельности во второй младшей группе «Едем, едем мы домой» Подготовила: Воспитатель Абросимова Елена Петровна ГБОУ ООШ №21 с. п. «Детский сад «Терем- теремок» Методическая разработка по конструктивно.

Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит»Фотоотчёт о занятии по экспериментально-познавательной деятельности в разновозрастной группе «Волшебный магнит» Цель:познакомить детей со свойствами магнита. Задачи:формировать конкретные представления детей о магните и его свойствах. Развивать мыслительные.

Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей 6 лет по объёмной аппликации с элементами рисования «Муравьишка спешит домой»Фотоотчёт о продуктивной деятельности детей 6 лет по объёмной аппликации с элементами рисования «Муравьишка спешит домой» Данная объёмная аппликация выполнена из цветной бумаги коричневого цвета и шерстяных ниток детьми старшей группы. Цель:Развивать умения.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Конспект занятия по исследовательской деятельности «Воздух» .

Комплекс общеразвивающих упражнений «Муравьишка-муравей!»Комплекс общеразвивающих упражнений «Муравьишка-муравей!» Проводя НОД по физической культуре с использованием лексических тем, не всегда можно найти нужный по теме комплекс общеобразовательных упражнений.

Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек»Мастер-класс «Технологии активизации исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Тема «Технологии активизации поисково – исследовательской деятельности на примере знакомства с изобретением звуковых игрушек» Образовательная.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности «Как муравьишка домой спешил»
Опубликовано: 30 марта 2020 в 05:47
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности «Как муравьишка домой спешил»» (включая файлы) размещена пользователем Барцайкина Тамара Даниловна (УИ 276286) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД