Барцайкина Тамара Даниловна
Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности «Как муравьишка домой спешил»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель мастер – класса:
Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность. Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию экспериментальной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
• Поделиться с коллегами опытом по развитию познавательный активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
• Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
Публикация «Мастер-класс по экспериментально-исследовательской деятельности „Как муравьишка домой спешил“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Муравей. ИЗО, аппликации, лепка, рисование
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Опытно - экспериментальная деятельность
- «Как муравьишка домой спешил», Бианки В.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2020
• Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть использован педагогами в своей деятельности с детьми, показывает пути развития познавательных способностей на интересном для дошкольников материале.
Оборудование:
Мультимедийная презентация, железная пластина, кора дерева, виноград, минеральная вода, стакан с горячей водой, кусок льда, 5 стаканов, сахар, красители (синий, зелёный, жёлтый, красный, песок сухой и мокрый, штампы (следы).
Эксперимент рождается не просто:
Порой – с наивного вопроса.
Порой – со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то
Когда сомнений нет уж боле –
Он вырывается на волю,
Нам отдаёт себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось.
В наши дни всё труднее увлечь ребёнка каким-либо занятием, поэтому воспитателям приходится думать, как вызвать интерес ребёнка к предлагаемой деятельности? А может быть обратиться к уже известной сказке и рассказать её по-своему? Предложить действовать самостоятельно? Ребёнку так нравиться всё делать самому. Ведь в этом и заключается познание мира. Предоставим ему такую возможность.
Нам всем хорошо известна сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил». А давайте попробуем её пересказать по-своему.
«Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден.
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз».
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй.
Солнце уже к лесу спускалось.
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей».
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки.
Несется листок через лес, через реку, через деревню. Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха.
Занес ветер листок на луг за деревней, да там и бросил.»
В нашей сказке муравьишка остался цел и невредим и отправился домой сам. Всё было прекрасно, муравьишка приближался всё ближе и ближе к муравейнику, пока на его пути не раскинулось речка. Муравьишка не умел плавать. Что же делать? Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева и металлическую пластину. С трудом столкнув пластину в воду, муравьишка с ужасом увидел, что она утонула. Муравьишке ничего не оставалось делать, как взять кору дерева. И к счастью, она поплыла. Муравьишка вскарабкался на кору и поплыл на другой берег реки.
Опыт 1:
Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева.
Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.
Проплывая по водоёму, муравьишка увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Муравьишке не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»
Опыт 2:
Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т. к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают.
Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно
Вдруг подул сильный ветер и вода странно закачалась. Муравьишка первый раз в жизни увидел волны, ему было приятно на них покачаться и наблюдать за движением воды.
Опыт 3:
Наливаем в прозрачную пластиковую бутылку подкрашенную синей краской воду, туда же наливаем немного растительного масла. Двигаем бутылку, чтобы появились волны.
Вывод: вода и масло не перемешиваются, масло всегда стремиться к поверхности, потому что оно легче воды.
Хорошо, что ветер быстро закончился и муравьишка без труда добрался до берега. Не успел муравьишка переплыть реку, как на небе появились тучи и пошёл дождь.
Опыт 4:
Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя.
Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.
Прошло немного времени, дождь продолжал моросить, но из-за тучки выглянуло солнышко. Муравьишка взглянул на небо и залюбовался красивой разноцветной радугой.
Опыт 5.
1. Расположим стаканы в ряд. В каждый из них добавляем разное количество сахара: в 1-й – 1 ст. л. сахара, во 2-й – 2 ст. л., в 3-й – 3 ст. л., в 4-й – 4 ст. л.
2. В четыре стакана, выставленные в ряд, наливаем по 3 ст. ложки воды, лучше теплой, и перемешиваем. Пятый стакан остается пустым. Кстати, сахар растает в первых двух стаканах, а в остальных – нет.
3. Затем при помощи чайной ложки в каждый стакан добавляем несколько капель пищевой краски и перемешиваем. В 1-й – красной, во 2-й – желтой, в 3-й – зеленой, в 4-й – синей.
4. Теперь самое интересное. В чистый стакан при помощи шприца без иглы начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с 4-го, где сахара больше всего, и по порядку – в обратном отсчете. Стараемся лить по краю стенки стакана.
5. В стакане образуется 4 разноцветных слоя – самый нижний синий, затем зеленый, желтый и красный. Они не перемешиваются. И получилось такое полосатое «желе», яркое и красивое.
Объяснение опыта для детей
В чем же секрет этого опыта для детей? Концентрация сахара в каждой окрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды, тем она «тяжелее» и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно с наименьшей плотностью, окажется на самом верху, а с наибольшим – синяя – внизу.
Муравьишка пополз по берегу реки и увидел, прыгающего лягушонка. Но что это остаётся на мокром песке? Муравьишка начал рассматривать разные следы на песке и думать, кто же их оставил. Но дождь закончился, ветерок и солнышко быстро высушили песок и следы куда-то исчезли
Опыт 6:
Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева и т. п.). Пробуем оставить следы на сухом песке, они осыпаются, теряя форму.
Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.
«И тут муравьишка увидел, что солнце прячется за край земли и со всех ног бросился бежать домой. Ему не терпелось рассказать своим друзьям-муравьишкам про такое чудесное путешествие».
Итог: Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.