Ксения Соснина
Мастер-класс «Поделки из глины как источник творчества детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №11 имени Г. С. Титова
городского округа Щёлково
Структурное подразделение: Детский сад «Берёзка»
Мастер – класс
Тема:
"Поделки из глины как источник творчества детей".
Воспитатель:
Соснина К. В.
г. о. Щёлково 2022 г.
Публикация «Мастер-класс „Поделки из глины как источник творчества детей“» размещена в разделах
Тема мастер-класса : "Поделки из глины как источник творче-ства детей".
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов по ис-пользованию лепки из глины в художественно-эстетическом развитии до-школьников.
Задачи:
• Повысить уровень знаний и умений педагогов по работе с глиной.
• Привлечь педагогов к совместной работе с глиной при из-готовлении поделки.
• Вызвать положительный настрой в ходе практической деятельности.
• Способствовать повышению уровня активности педагогов по использованию лепки из глины в своей практике.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Василий Александрович Сухомлинский.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем.
Способности к творчеству не всегда появляются сами по себе, недаром в дошкольных учреждениях так активно вовлекают детей в творческую деятельность : рисование, поделки, сценки. Важно помочь раскрыть в ребенке творческую жилку, создать благоприятные условия для развития способностей к творчеству. Максимально вкладывая в детстве, мы помогаем становлению гармоничной личности в будущем.
Развитию творческой активности у ребенка способствуют методы развития творческих способностей включают в себя несложные действия, доступные каждому: познание окружающего мира, развивающие игры и игрушки, чтение, музыка, театрализованная деятельность, аппликация, лепка.
Занятия лепкой обладают антистрессовым эффектом и активно влияют на развитие образного мышления, учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала, гармонично использовать в одном изделии вырази-тельные возможности формы, линии и цвета. Придумывая фигурку, которую хочет слепить ребенок, он подкрепляет своё воображение, а готовое изделие можно использовать для игры, украшения интерьера, елки и конечно же подарка сделанного своими руками. Лепка прекрасно координирует движение рук, способствует развитию речевых навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев.
Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Основ-ным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного усвоения.
В процессе лепки у ребенка развиваются такие нравственно-волевые качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, помогать товарищу. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, пытливым, начинает планировать свои действия и доводить их до конца.
Материалов для лепки великое множество соленое тесто, пластилин (твердый, мягкий, воздушный, шариковый, восковой, паста для лепки и моделирования, полиморфус, глина.
Использование глины, в отличие лепки из пластилина, позволяет со-хранить детские поделки из глины надолго. Предметы, вылепленные из нее, быстро высыхают, и одним из достоинств глины является то, что она, попадая ребенку в руки в таком состоянии, которое позволяет сразу начать лепку.
Глина — удивительный природный материал, теплый, нежный и податливый, который может превратиться во что угодно: от примитивной, на первый взгляд, детской игрушки, до удивительной вазы или изящного подсвечника.
Конечно, в наших условиях сложно тягаться с современным керамическим производством, с его новейшими технологиями, сложным оборудованием, новыми материалами для отделки. Но создать несложные по технологии изделия можно. Любое из них будет хранить в себе тепло ваших рук, часть души и будет в своем роде настоящим произведением искусства. Ведь другой точно такой же тарелки или вазы больше нет нигде в мире.
Сегодня я хочу предложить вам поучаствовать в изготовлении поделок из белой глины. Приобрести ее можно в любом магазине для творчества. Глина которую мы сегодня будем применять готова к использованию. Моделируется руками, при необходимости можно использовать инструменты. Пластична, легко лепится, раскатывается, режется, принимает любую форму, не липнет к рукам. Без запаха. Затвердевает на воздухе, после высыхания становится прочной, не трескается при высыхании.
После высыхания готовое изделие можно расписать красками (акриловыми, гуашью, лаком для ногтей) и декорировать в различных техниках. Роспись на изделии производится от руки кистью без подготовительной работы. Мы используем кисти для рисования с синтетическим волосом.
Глину необходимо хранить в герметичной емкости или целлофановом пакете.
Существует огромное множество техник лепки.
Ручная лепка из целого куска.
Пожалуй, самая древняя техника лепки. И самая, казалось бы, простая - все части изделия формируются из одного отрезка глины. То есть комок глины сначала необходимо скатать в шар, а потом из него аккуратными движениями вытягивать либо раскатывают дополнительные элементы.
Пластовая техника.
Один из простых способов придать нужную форму будущему изделию из глины - это раскатать большой пласт, вырезать нужные элементы и соединить их. Получается как бы конструктор из деталей. Глина раскатывается кухонной скалкой, для равномерной толщины используют рейки.
Спиральная техника из жгутов/жгутовая техника/жгутование.
Глина раскатывается в тонкие жгуты, и далее каждый жгут налепляется поверх другого. Важно соблюдать определённые правила лепки - жгуты должны плотно прилегать друг к другу, делаются насечки и смазываются шликером. Изделию можно придать практически любую форму.
Лепить можно как снизу-вверх, так и от горлышка - до основания.
Круговой нелеп.
Сначала готовится основание, и к нему прилепляются кусочки (полоски или шарики). Полоски/шарики укладывают последовательно, обязательно увлажняя и сглаживая внутренние швы деревянной стекой. Форму постепенно поворачивают. Каждый последующий кусочек глины прикладывается с вытягиванием вверх стенок. Работа довольно просто создать выдуманную вами форму изделия из глины и регулировать толщину стенки.
В своей работе я с детьми часто используем глину : это и елочные украшения, интерьерное украшение к празднику, прекрасные ангелы-подарки родителям на Рождество, украшение подставки для ручек папам на 23 февраля, магниты на холодильник "Сова" ко дню знаний (ведь мы знаем что, сова считается символом мудрости и знаний).
Сегодня на нашем мастер - классе мне хочется с вами в преддверии Нового года слепить символ года кота, ведь 2023 год по восточному календарю год Чёрного (Синего) Водяного Кролика (Кота) – милого, умного, ласкового и вместе с тем, смелого животного, что станет прекрасным украшением на елку, или магнитом на холодильник, а так же его можно использовать как подарок близкому или родному человеку.
Этапы выполнения
1. Отрезать нужное количество глины от общего куска, лишний материал завернуть во влажную салфетку или убрать в целлофановый пакет.
2. Раскатать глину для моделирования скалкой толщиной 0,5 мм.
3. Приложить шаблон головы на раскатанную глину и при по-мощи стека обрезать глину по шаблону.
4. После вырезания деталей необходимо загладить края детали головы кота.
5. Слепить детали мордочки: нос, рот, щеки, глаза в соответствии с размерами головы кота.
6. Заготовки мордочки приложить и прижать, тем самым немного меняя форму деталям мордочки. В результате они становятся более плоскими. Можно немного смочить детали и место, где они будут находится. Сделать небольшие углубления для ушей.
7. Необходимо стеком сделать текструирование детали головы кота (прорисовать усы, шерсть).
8. С помощью кисти и акриловых красок расписать мелкие детали мордочки кота.
После окончательного высыхания красок на обороте мордочки горячим клеем приклеить магнит.
Сувенир готов.
Чтобы научить ребенка лепить, воспитатель должен сам тренироваться в лепке, осваивать все технические приемы работы с глиной. Самостоятельная неоднократная лепка воспитателем позволяет ему продумать всю методику обучения, избежать серьезных затруднений в работе, заранее предусмотреть какая помощь может понадобиться детям, и быть в состоянии помочь каждому.